Джорджо Стрелер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 01:11, реферат

Краткое описание

Стрелер – один из самых интересных и тонких театральных режиссеров второй половины 20 в. В его творчестве соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Стрелер.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

              Киевский государственный институт театрального искусства  

                                             им. И.К.Карпено-Карого

              ------------------------------------------------------------------------------------- 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

         ДЖОРДЖО СТРЕЛЕР

                                                            

                                                                  1921–1997

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                               

 

 

 

 

                                                                      Лебедевой С.Л.

                                                                                                         студентки III курса

                                                                                                           факультета РДТ,

                                                                                                           заочная форма. 

                                                                                                            Педагог

                                                                                                           Дубинин К.М.

 

                                               

                                                   

                                                 Киев,   2005 год.                                                                      

                                                                         -  1  -

 

Джорджо Стрелер ( 1921-1997)  - итальянский режиссер и актер.

             Родился 14 августа 1921 в Триесте. Рано потерял отца. Мать – Альберта Лорич (по сцене Альбертини Феррара) – одна из известных виолончелисток. Семья имеет австрийские, французские и славянские (далматинские) корни. Когда ему исполнилось 8 лет, семья переехала в Милан. Там учился в классическом лицее и на юридическом факультете. Затем поступил в Академию Филодрамматичи (любителей театра), которую закончил в 1940, получив первую премию по классу актерского мастерства. Стал работать актером в различных театральных труппах (Аннибале Нинки, Тумиати-Пилотто-Донди, Мелато-Джорда). Тогда же знакомится с Паоло Грасси. Вместе они вступают в антифашистскую группу Корренте. Во время войны высылается в Швейцарию, где организует Театр Масок (Женева), в котором играют политэмигранты разных стран. Свои первые спектакли ставит под псевдонимом Жорж Фирми – Убийство в соборе Элиота и Калигула А.Камю.

             После освобождения Италии становится театральным критиком газеты левого направления «Милано сера». Одновременно с Паоло Грасси вступает в Итальянскую социалистическую партию. После постановки пьесы Траур – участь Электры Ю.О'Нила оставляет работу в газете и целиком посвящает себя театру. В 1947 вместе с Паоло Грасси организует первый в Италии стационарный театр – «Пикколо театро ди Милано», который вскоре становится одним из лучших театров Европы. Руководил им до конца своей жизни. В театре ставится национальная и мировая классика, а также современные пьесы.

               Театр открылся 14 мая 1947 пьесой Горького На дне в постановке Стрелера. Он сыграл роль Алексея. Вторым спектаклем стала комедия Карло Гольдони Арлекин – слуга двух господ, в котором были возрождены дух и приемы игры комедии дель арте. Спектакль стал символом театра, он имеет уникальную, единственную в своем роде судьбу – живет, постоянно возобновляясь и обновляясь. Существует девять версий этого спектакля, который остается в репертуаре театра и по настоящее время. До 1961 роль Арлекина исполнял великий актер Марчелло Моретти, а после его смерти с 1963 и до настоящего времени – Ферруччо Солери. С этим спектаклем «Пикколо театро» объездил весь мир.

               Стрелер – один из самых интересных и тонких театральных режиссеров второй половины 20 в. В его творчестве соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр. Не являясь первооткрывателем в области

                                                     -  2  -

\театральной формы, он не только аккумулирует идеи, которые носятся в воздухе, собирая все живое, жизнеспособное, новаторское, что рождается в современном театре, но преображает все это, порой до неузнаваемости, в результате чего возникает его театр. Модель его театра при всей своей внешней кажущейся традиционности на редкость гибка и эластична, свободно открывающая путь новым идеям. Режиссер выделяется высокой гуманистической позицией и поражает редким даром воспринимать и воссоздавать на сцене жизнь во всем ее многообразии, со всем богатством ее звуков, красок и их оттенков.

               «Мы всегда стремились творить такой театр, который мог бы изменить мир», – говорил он. И в этих словах весь Стрелер со всей своей страстной верой в жизнь и искусство. В его театре нет лозунгов и прямолинейных схем. Он творит театр по законам поэзии и красоты.

             Среди своих учителей называл Копо, Жуве и Брехта. С Брехтом познакомился в 1955. Поставил ряд его пьес. В интерпретации Стрелера плакатные, жесткие пьесы Брехта становились произведениями тонкими, полными поэзии. В целом для его спектаклей характерно органическое соединение лиризма и эпической объективности.

              Поставил более 200 спектаклей, многие из которых стали классикой театра 20 в. Это – Дачная трилогия, Кьорджинские перепалки, Кампьелло Гольдони, Вишневый сад Чехова, Буря, Игра сильных мира сего, Король Лир Шекспира, Минна фон Барнхельм Лессинга, Наш Милан Бертолацци, Счастливые дни Беккета, Гиганты с гор Пиранделло, Трехгрошевая опера, Кориолан, Добрый человек из Сезуана Брехта, Остров рабов Мариво и др.

                 Времена молодежного бунта конца 1960-х, получившего в Италии название «движения контестации» (contestare – оспаривать), для Стрелера стало самым трудным периодом в его творческой жизни. В конце сезона 1968 он покидает «Пикколо театро», организует молодежную труппу «Группо театро ационе». Возвращается в «Пикколо театро» в 1972 и больше не покидает его. На этот раз он становится единственным директором театра, так как Грасси принимает пост главы «Ла Скала».

                Начиная с 1947, очень много и плодотворно работал в опере. Им поставлено около 50 оперных спектаклей, главным образом в театре Ла Скала. Его любимым композитором был Моцарт. Один из лучших его спектаклей – Свадьба Фигаро Моцарта на сцене парижского театра (1973).

 

                                                  -  3  -

               В 1982 французское правительство назначает его директором «Театра Европы» в Париже. Здесь он поставил новые спектакли, здесь играются и все спектакли, поставленные им в «Пикколо театро». В 1982 стал членом Европейского парламента. В 1989 Жак Ланг, министр культуры Франции, поручил ему возглавить «Союз театров Европы».

               В 1974 выходит в свет его книга За человеческий театр, которая была переведена на разные языки мира. В Советском Союзе она вышла под названием Театр для людей.

              «Пикколо театро» начал свою деятельность в небольшом помещении на ул. Ровелло. Стрелер долго добивался постройки других сценических площадок для театра. В 1986 открылась небольшая сцена «Театро Студио», а в конце 1997 была готова большая сцена «Пикколо театро». Для торжественного открытия он поставил оперу Моцарта Так поступают все женщины. В ночь под Рождество 1997 он внезапно умер, поэтому премьера оперы состоялась в начале января 1998 уже без него. В настоящее время зал на ул. Ровелло носит имя Паоло Грасси, а новая сцена называется «Театр Стрелера».

              Выдержки из книги Стрелера «Театр для людей»

              Театр – это пластическое искусство,  к тому же искусство, которое  живет один миг и сразу сгорает.  По поводу театра нельзя теоретизировать, театр рассказывает о себе и объясняет, какой он, только средствами театра. Суть театра можно познать только через театр.

             Эта книга – скромное выражение  страстной любви к жизни, любви,  которая проявляется через театр.

             Народный театр 1945 г. Объединенный идеей антифашизма. «Мы жили мечтой о театре как о празднестве для всего народа. Я счастлив, что жил этой мечтой, - она согревала меня и давала силы на долгие годы, хотя сейчас, я считаю, настало время пересмотреть проблему и понять, что театр не объединяет людей, а разъединяет. Потому что общество стремительно превращается в раздираемое внутренними противоречиями общество потребления.

               «Мы не считаем театр частью  светского обихода или отвлеченной  данью культуре. Мы не хотим предлагать зрителю только развлечение или праздное пассивное созерцание: мы любим отдых, а не праздность, праздник, а не время-препровождение. Театр – место, где свободно собравшееся сообщество людей познает себя; место, где это сообщество

                                                   -  4  -

\внимает слову, которое оно может принять или отвергнуть. Т.е. центр театра – это зрители, молчаливый, внимательный, слушающий хор».

            Мне всегда казалось, что каждый  в меру своих возможностей  должен участвовать в общественной работе, и театральный деятель действует в этом смысле в двух планах: способствует развитию театра и помогает обществу познать себя посредством театра.

            Работа в театре – это путь  познания. Познания ремесла, необходимого, чтобы расстаться со схемами, и взрыв «режиссуры», рассматриваемой как созидательный демиургический акт. Познание поэзии, понимаемой как истина, которую не создавать надо, а которой надо служить. Познание театра не как некоей «отвлеченности», далекой от жизни, от истории, а как способа возможно глубже проникнуть в историю и реальность.

            Работа в театре – это непрекращающаяся  попытка покончить с одиночеством  современного человека, найти не  формальное, а сущностное, диалектическое  единство всех работающих в театре и на основе единого метода создать из них сообщество, оперирующее чувствами, мыслями, средствами выражения, талантами, общим опытом, и с помощью слов, которые произносятся со сцены, присоединить к ним всех прочих, сидящих в зале. Непрекращающаяся попытка сначала «создать» публику, а потом вовлечь ее в творческую работу, превратив простое количественное множество в человеческий коллектив.

              История наших спектаклей была  и остается историей тем и  мотивов, движение и развитие которых мы сейчас можем проследить со всей очевидностью. И первая среди них – это тема человеческих взаимоотношений в обществе разных эпох.

               Театру нужен стиль, который  вытекал бы не из «формы»,  а из «содержания»

                Нужно помнить, что театр, который хочет выжить, не может обновляться и потому обязан постоянно предлагать зрителю новые пьесы и новые способы постановки.

                Я верю в театр как явление  художественное и социально-воспитательное, в театр – как в поэзию, в  поэзию – как в истину. 

                В сфере своих театральных  исканий Брехт и Гальдони представляют  собою как бы две константы.  Если взглянуть на этих драматургов  с точки зрения их отношений  с обществом и значения их 

                                                   -  5  -

\театра для проблем, выдвинутых их временем, они предстанут как исходный и конечный продукты, как начало и конец, как альфа и омега той главы нашей истории, которая развивается под знаком гегемонии буржуазии. Потому они близки друг другу и в то же время  друг от друга далеки.

               Эпическое отчуждение – это  загадочная вещь, суть которой  трудно передать. А в сущности, что такое «отчуждение», если  не «поэтический прием», важнейший  поэтический прием? С помощью  тона, с помощью жеста или того и другого вместе – способов и приемов великое множество, слагаемые можно представлять бесконечно – актер как бы отделяет себя от изображаемого, занимает позицию вне его и тем самым что-то подчеркивает.

                 Театральная школа – главное в формировании «деятеля театра». «Подлинная» школа – это то, что предшествует реальной встрече со сценой, только она одна и может подарить тебе чувство ответственности и призвания, дать почувствовать размеры отпущенного тебе таланта. В такой школе юноша, будущий актер, учится не только «технике», но и методу, т.е. «своему» способу «делать театр», а также знакомится с «идеей театра», которая предполагает наличие в нем «идеи жизни». Т.е. «театральная школа» - это нечто столь сложное и всеохватывающее, что «собственно театр» является в этой сложной совокупности только конечной целью, пунктом назначения. Театральная школа, быть может, и учит молодого человека  прежде всего жизни, пониманию мира, желанию его переделать. А уже потом «театру».

                  Брехт научил меня театру, который развлекает и в то же время должен жить рядом с другими людьми, проявляя чувство сознательности и ответственности. Он учит, что театр не должен быть вне истории, вне времени – он должен быть «вечным театром» и что история не должна противостоять театру; история, и театр, и мир, и жизнь должны быть вместе, в постоянном, трудном,  иногда мучительном, но всегда активном и внимательном к переменам, диалектическом соотношении.

Информация о работе Джорджо Стрелер