Дизайн-концепция досугового пространства парковой зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Рассмотреть молодёжную культуру, изучить павильоны для проведения досуга.
Задачи:
1. Изучить досуг молодёжи в городской среде
2. Рассмотреть виды павильонов
3. Изучить аналоги проектируемых ранее павильонов

Содержание

Введение………………………………………………………………........3
Глава 1. Специфика молодежного досуга ……………………………. ..5
1.1. Культура организации досуга…………….…..…...…….. ……8
Глава 2. Пятиконечная звезда, как символ………………………….….14
2.1. Типы павильонов…………………………………………….…17
2.2. Геодезический купол и его аналоги……………………...……20
Заключение……………………………………..………………..……...….23
Список литературы…………………………………..…….……..……......24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик прект досуга.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. [9.]

  1.1.  Культура  организации досуга

В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

 Но все эти острые  проблемы сегодняшнего времени  не могут быть решены по  отдельности. Их решение невозможно  без наличия целостной культурной  среды. Полноценная культурная, а  в частности, культурно-досуговая  среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

 Главными свойствами  культурно-досуговой среды выступают  эмоциональная окрашенность, возможность  привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет не отделяться субъекту от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культурно-досуговой среды для того, чтобы сделать присутствие значимых здесь и «сейчас».

 Таким образом, культурно-досуговая  среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую  систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования  и деятельности. Культурно-досуговая  среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

 Во многих случаях  культурно-досуговая среда полностью  определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

 Это все создает  особое качество определенного  культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

 В определенном культурно-досуговом  окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде.

 Специфическими признаками  культурно-досуговой среды являются  предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая  среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культурно-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

 Предметно-пространственное  окружение в культурно-досуговом  учреждении, насыщенное произведениями  искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

 Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-досуговая  среда представляет собой неживое  предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть, ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

 Следовательно, культурно-досуговая среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к среде обитания, и к деятельности человека.

 Таким образом, культурно-досуговая  среда выступает в роли пространства  для деятельности, где осуществляются  переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные  ценности, которой – живая основа  личности, ее образа жизни.

 Создание культурно-досуговой среды учреждение культуры – это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

 Еще одним важным  условием совершенствования деятельности  современных центров досуга является  знание специфических особенностей  восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

 Гармоничность культурно-досуговой  среды, обусловливается соблюдением  основных критериев ее восприятия и оценок:

 а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

 б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

 в) оценка социальной значимости культурно-досугсвой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

 г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

 В наше время идет  развитие положительных тенденций  по созданию культурно-досуговой  среды, адекватной современными  социально-культурным потребностям  общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

  1. Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.
  2. Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.
  3. Демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.

 Основные функции современного  центра досуга, которые определяют  его внутреннею структуру, связаны  со следующими направлениями деятельности:

1. организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересами и возможностями всех групп населения;

2. разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;

 3. апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

4. сальной средой, приближенной к жилью;

5. выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;

6. культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т.д.);

7. приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к действующим клубам и жилым домам;

8. использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроезжих улиц;

9. создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок. [6.]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Пятиконечная звезда, как символ

Пятиконечная звезда, являться главным знаком, знаком всех знаков, эта звезда рождает самое дорогое в человеке, то, что отличает человека от животного. [1.] Один из древнейших символов-идеограмм. Образуется соединением линий одинаковой длины под углами в 36 ° в каждой точке. Продолжение линий внутрь звезды до схождения линий вместе образовывает пентаграмму. Пятиконечная звезда является важным религиозным и идеологическим символом, и потому широко используется.

Пифагор утверждал, что такая звезда, или, как он её называл, гигиея (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение (φ = 1,618). [5.]

Пятиконечная звезда, или «пентакль», известна с глубокой древности – ее как символ защиты, охраны и безопасности использовали в своих тотемах и ритуальных рисунках еще первобытные люди, а также представители самых ранних цивилизаций на территориях современной Турции, Греции, Ирана и Ирака. Она была почитаемой эмблемой также у японцев и американских индейцев. У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей, – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя-шатуна, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию.

Археологи предполагают, что на заре цивилизации так пытались символически изобразить геральдическую фигуру Большой Птицы, якобы сотворившей мир плев-ком из своего клюва. Пентакль представлялся нашим предкам состоящим из пяти треугольников – знаков Вечного Неба, где обитают Боги. Число пять вообще символично: как-никак на наших руках и ногах по пять пальцев. Из нашего туловища «торчат» пять отростков – две руки, две ноги и голова. В рисунке гениального Леонардо да Винчи «идеальный» человек, широко расставив их в стороны, сам напоминает пятиконечную звезду. А позднее люди узнали, что и сама планета состоит из пяти основных материков.

Древние заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакль стали символами любви и красоты. Именно поэтому древние греки устраивали Олимпийские игры раз в восемь лет, а спустя столетия, при возрождении Олимпийского движения, пятиконечная звезда едва не стала их главным символом – в самый последний момент под давлением Церкви ее заменили на пять колец, так как священники пятиконечную звезду считали символом язычества и, мягко говоря, «не жаловали».

Информация о работе Дизайн-концепция досугового пространства парковой зоны