Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 18:54, реферат
Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса
Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения
Северный Ренессанс
ПРОТОРЕНЕССАНС
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
4 РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
4.1АРХИТЕКТУРА
4.2СКУЛЬПТУРА
4.3 ЖИВОПИСЬ
5 ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
5.2 РАФАЭЛЬ
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7 Заключение
Московский Архитектурно –Строительный институт
Тема: Европейская культура эпохи Возрождения
Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
4 РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
4.1АРХИТЕКТУРА
4.2СКУЛЬПТУРА
4.3 ЖИВОПИСЬ
5 ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
5.2 РАФАЭЛЬ
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7 Заключение
1. Общественно-экономические
предпосылки, духовные истоки и
характерные черты культуры
Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса. Процессы Возрождения в двух обозначенных культурных центрах продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом Княжестве Литовском.
Экономические и социально-политические предпосылки итальянского Возрождения. В Италии ренессансная культура возникла в городах-государствах. Их расцвет обеспечивался экономическими факторами: торговлей и ремесленным производством, в котором достойное место занимал человек, самостоятельно организующий свой труд и досуг. Новая цивилизационная данность создавала условия для невиданного ранее проявления творческих способностей индивидов, которые совершенствовались в процессе созидающей деятельности. Происходило формирование нового, нетрадиционного типа личности, для которой характерны творческая активность, неустанные усилия, направленные на развитие интеллектуальных способностей и обогащение духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, рациональная, зависящая от скрупулезного учета и планирования своих действий, создавала предпосылки для пересмотра взгляда на способ божественного вмешательства в материальный мир. Тенденция к секуляризации, нараставшая в культуре Возрождения, не приводила к отрицанию Бога, но допускала передачу ряда демиургических функций от Создателя человеку-творцу.
Развитие нового типа культуры стимулировали итальянские городские коммуны, основанные на принципе самоуправления и выборной власти. Они не признавали «естественного права» сеньора, заменяя его сознательным социально-политическим соглашением равноправных горожан. Равноправие не затрагивало социальные различия, а предполагало равенство возможностей и не только не возбраняло, но даже требовало от личностей проявлять индивидуальную инициативу, самостоятельную активность, предприимчивость, направленную на увеличение богатства.
Духовные истоки культуры Возрождения надо искать, конечно же, в античности, но и религиозный, интеллектуальный, художественный опыт средневековья не был полностью отброшен. Известно, что итальянские гуманисты восставали против умозрительной средневековой схоластики и доктринерской теологии. Однако не следует также забывать о том, что христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе. По-разному складывались отношения между деятелями Возрождения и церковью; сотрудничество порой сменялось открытым противостоянием. Развивая светские элементы культуры, они не отказывались от категорий возвышенного и одухотворенного. Наоборот, именно устремленность к возвышенному задавала тон творчеству литераторов и художников Ренессанса. Возрождение не было атеистической эпохой, но оно впервые обнажило противоположность между религией и наукой, преобразило само религиозное мировоззрение.
Важнейшей предпосылкой развития ренессансных представлений явилось стремление к научному познанию природы, идейное обоснование которого можно найти в доктрине двойной истины: «истины веры», источником которой может быть только религиозное откровение, и «истины знания», опирающейся на опытно-экспериментальное исследование и теоретическое обобщение.
Полученное опытным путем знание было еще не вполне системно организованным, а скорее выражало стремление человека разносторонне исследовать природу, чтобы подчинить ее своим интересам. В представлениях о мироустройстве произошли достаточно серьезные изменения. В ренессансном мировоззрении утверждалась идея концентрации всего сущего в человеке, ему отводилось промежуточное положение между миром земным и миром небесным. Движущими силами, пронизывающими все мировое устройство, были признаны силы любви, симпатии и антипатии. В философских представлениях той эпохи особое место занимала идея единства макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека). Языку зарождавшейся науки, нацеленному на постижение универсума, были свойственны метафоричность и особая смыслообразность, а синтетическое мышление еще не освободилось от магических практик, алхимии, нумерологии и т.п.
Отказываясь от средневековой системы ценностей, деятели культуры Возрождения видели свою задачу в возвращении к античным идеалам. Назревшая необходимость в преобразовании системы ценностей определила интерес к древности. Античность, взятая в небывалом по своему масштабу измерении, вообще выступала идеалом, универсальным образцом для подражания, неисчерпаемым источником и верным ориентиром для создания новых форм как в литературном языке (древняя латынь), так и в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.п. Античные идеи не просто соседствовали с нарождающимися интеллектуальными движениями, но и тесно взаимодействовали с ними, в результате чего зарождалось новое видение мира. Возрожденная античность была своего рода зеркалом, отражающим те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознавала саму себя, выявляла собственное своеобразие на фоне традиционных христианских представлений.
Экономические и социально-культурные процессы, составлявшие содержание новой эпохи, высокие идеалы и интеллектуальное наследие античности были мировоззренчески переосмыслены итальянскими гуманистами. Основополагающей ценностью явился человек как свободная, деятельная, творческая Индивидуальность. Антропоцентризм – доминанта культуры Возрождения. Изучение природы имело значение только в связи с центральным местом, занимаемым в ней человеком. Однако с отходом от средневекового теоцентризма ренессансный Человек был поставлен перед необходимостью автономного самоопределения, что вначале осознавалось как проблема, а в Позднем Возрождении – и как трагедия одинокой личности.
Важно заметить, что человек в эпоху Возрождения не просто помещал себя в центр мироздания, он приписывал себе бесконечное могущество, фактически присваивал божественные функции. В земном самоутверждении человека угадывается смысл возрожденческого титанизма. Полагая собственное видение мира единственным основанием истины, человек Возрождения освобождался от абсолютного приоритета теологизированных норм и ценностей.
Среди неотъемлемых признаков ренессансной культуры именно гуманизм был признан той ценностью, которая подобно установлениям древнегреческой демократии и средневековому кодексу рыцаря пережила века и стала символом Возрождения.
Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» появился позже, в век Просвещения. В XIX в. окончательно утвердилось его значение и он стал широко использоваться также для ретроспективной характеристики духовных процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения.
Важными чертами ренессансного гуманизма являлись вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины и формирования моральной оценки. Идеальный человек гуманистов – свободная творческая личность, опирающаяся на свои силы, гармонично сочетающая в себе природное и духовное начала, служащая благу других людей.
В возвеличенном до уровня божества человеке в потенции заключен весь мир. Чем полнее и богаче его жизнь, шире духовные стремления, тем всесторонне он развит и более широко эрудирован. Таким образом, с гуманизмом связана другая черта мировоззрения ренессансного человека – энциклопедизм.
Энциклопедизм, в свою очередь, сочетался
с такой особенностью культуры Возрождения,
как единство научной и художественной
культур. Еще во времена средневековья
науки входили в систему «семи свободных
искусств». Искусство же в ренессансном
понимании этого слова, будучи профессионально-
Особенно большое внимание уделялось при этом анатомии, позволявшей проникнуть во внутреннее строение человека. Математика и геометрия рассматривались как дисциплины, при помощи которых можно постигнуть объективную сущность красоты (вспомним, что и эта идея заимствована из античности, где число служило основанием мировой гармонии). В средние века считали, что наиболее совершенным способом познания являются слух и умозрение. Художники Возрождения самую точную информацию о мире получали благодаря зрению. Леонардо да Винчи говорил, что только натренированный глаз художника может увидеть массу подробностей, скрытых от умозрительной теории. Он и другие носители интегрального знания повлияли на приумножение форм опытно-экспериментального изучения природных процессов в науке Нового времени.
2.Северный Ренессанс
Расцвет культуры стран Северной Европы в XV–XVI вв. связан с усвоением отдельных идей итальянского Возрождения. Последние, будучи перенесенными на иную национальную почву, в, синтезе с местными традициями способствовали становлению самобытных европейских культур. Процесс изживания культурных форм средневековья проходил в Северной Европе медленнее и труднее, чем в Италии. Видимо, поэтому для Северного Возрождения характерно сложное переплетение средневековых и ренессансных мировоззрений, стилей.
В культуре Северного Возрождения детерминирующую роль играл экономический фактор – зарождение капиталистического производства. Новые культурные тенденции отражали интересы, бюргерского сословия.
Важной особенностью Северного Возрождения было усиление роли религии. В XVI в. изменения в духовной культуре ряда европейских стран определялись, прежде всего, Реформацией. Последняя заявила о себе как широкое обновленческое религиозное и культурно-цивилизационное движение, ориентированное на разные социальные слои. Возникнув в контексте религиозного спора, учение Лютера, доктрины Цвингли и Кальвина стали опорой для национально-освободительной и классовой борьбы, придали высший религиозный и этический смысл образу жизни и мировосприятию зарождавшейся буржуазии. Главная заслуга протестантизма в деле развития капитализма состояла в том, что он возвел в ранг этического принципа дух капиталистического предпринимательства. Высокий статус мирской жизни коренным образом изменил отношение человека к труду, придав ему особую религиозную ценность. Немецкий философ М. Вебер писал, что протестантизм явился освобождением духа капитализма.
В среде бюргерства возникла потребность в массовом, конкретном, связанном с практикой знании. И. Гутенберг в середине XV в. изобрел печатный станок, который стал инструментом просвещения.
Появлению эпохального изобретения предшествовало изменение сознания людей. Пользу от появления печатного станка трудно переоценить. Типографское производство, ориентированное на массовое потребление производимой продукции, быстро распространилось по Европе. Печатная продукция стала эффективным средством связи, способом воздействия на общественное мнение и формирования новых социокультурных групп на основе репрезентированных и осознанных вкусов и интересов. Книгопечатание на первых порах способствовало также популяризации идей Реформации, создало предпосылки для созревания отвлеченных форм рационального мышления, теоретического познания.
Нидерландское Возрождение. На севере Европы центром Возрождения были Нидерланды, где в богатых и достаточно автономных торгово-ремесленных городах уже складывались капиталистические отношения (первые мануфактуры известны здесь с XIV в.) и зарождался новый класс буржуазии, избравший путь субсидиарного капитализма, экономического и социального партнерства, культурной консолидации.
Однако процесс формирования ренессансной культуры здесь шел медленнее, чем в Италии. Нидерландское Возрождение явилось, по сути, синтезом модифицированных средневековых и ренессансных идей. Оно воплотилось в демократической культуре, впитавшей в себя фольклор. Произведения ее представителей отличали аллегоричность, оттенок фантастики, гротеска и даже сатиры.
Изменения, происходившие в культуре Нидерландов, неравномерно проявились в разных видах искусства. Архитектура и скульптура еще испытывали влияние готических традиций. Наиболее интенсивно развивалась живопись, яркой особенностью которой было утверждение реализма с помощью удивительно жизнеподобного изображения мужских и женских лиц, фигур, тщательной проработки на полотнах мельчайших деталей костюма, предметов быта, животных и растений. Нидерландские художники стали родоначальниками таких жанров, как пейзаж, натюрморт, бытовая живопись. А братья ван Эйки подарили миру масляную живопись, позволившую более свободно, точно и разносторонне передавать явления окружающего мира, его предметное богатство, индивидуальные и социальные характеры соотечественников.
Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта (1370–1426) и Яна (1390–1441) ван Эйков. Ряды картин с изображениями людей здесь объединены общей темой прославления Бога, его творений, размышлениями о судьбе человечества. В передаче перспективы, в изображении тел и анатомических деталей они уступают произведениям итальянских художников. Однако нидерландские мастера выписывали горний и дольний мир с бытовой скрупулезностью, не избегая живописных подробностей.