Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:32, реферат
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.
В картине «Менины»,
или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник
тонко улавливает внутреннюю подвижность
и изменчивость жизни, ее контрастные
аспекты. Перед зрителем как бы выхвачена
из жизни сцена повседневного быта королевского
двора. В левой части комнаты Веласкес
изобразил себя во время работы над парадным
портретом королевской четы. Но зритель
видит ее только в зеркальном отражении
позади художника. Присутствующие на сеансе
инфанта Маргарита, менины и карлики в
церемониальных позах готовятся приветствовать
царственных особ.
Жанровые эпизоды — расшалившийся карлик
со спящей собакой, беседующие придворные,
фрейлина, подносящая бокал воды инфанте,
гофмаршал, отодвигающий гардину с окна,—
случайности обыденной жизни, нарушающие
статичность церемониального дворцового
уклада. Синтез двух пространств — прямого,
уходящего вглубь к окну, через которое
врывается солнечный свет, и воображаемого
зеркального, расширяющего пространство,—
разрушает замкнутость композиции, включает
ее в поток реальной жизни. В этом окружении
динамичного пространства доминирует
образ самого художника, исполненного
творческого самоуглубления, возвышающегося
и над парадным и над случайным в жизни.
Картина «Менины» написана с удивительной
смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес
применяет мазки чистых цветов, не смешивая
их на палитре; для зрителя, находящегося
на расстоянии от картины, они сливаются,
создавая впечатление струящегося, пронизанного
серебристым светом воздуха, смягчающего
резкие очертания фигур, объединяющего
в единое целое передний и удаленные планы.
Общий серовато-зеленый и серо-коричневые
тона картины смягчают яркие краски, доминируют
черный, серебристо-белый, серо-жемчужный,
коричнево-серый и зеленый цвета. В них
мягко вписываются розовое платье инфанты,
ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями
надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении
золотистых волос, кораллово-красные и
голубые цвета лент на платьях и в волосах
инфанты и фрейлин, световые блики на потолке
комнаты. «Это не картина, а сама жизнь»,—
писал о «Менинах» французский писатель
Теофиль Готье. Совершенна композиция
картины, основанная на равновесии фигур
и архитектурных форм. Композиционно картина
делится на две части: верхнюю — свободную,
нижнюю — занятую фигурами. В свою очередь
каждая половина имеет свои внутренние
деления. Ясность пропорций рождает у
зрителя чувство гармонии.
Веласкес одним из первых среди художников
Западной Европы воспел красоту повседневного
человеческого труда, изобразив гобеленную
мастерскую с ее рабочей обстановкой.
В монументальной композиции «Пряхи»
(1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены
сцены труда (испанские пряхи за работой
— на переднем плане), светской жизни (нарядные
дамы, рассматривающие великолепный гобелен,—
на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе
Арахне), вытканный на гобелене, повешенном
на стене дальнего плана. По широте охвата
мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше,
чем в «Менинах». Картина прекрасно скомпонована,
сосредоточенные на своей работе пряхи
полны энергии, объединенные единым размеренным
ритмом движения, их позы грациозны и непринужденны,
ловкие жесты уверенны. Среди них выделяется
женственной прелестью девушка справа.
Два источника солнечного света создают
ощущение пространства и глубины интерьера
гобеленной мастерской. Погруженная в
полумрак прозрачных теней среда напоена
мерцающим золотистым светом. В атмосфере
дальнего плана растворяются контуры
предметов, и вытканные на коврах мифологические
фигуры сливаются в живописном единстве
с изображенными реальными. Созвучие нежнейших
серо-голубых, розовых, светло-синих, сиренево-розовых,
блекло-желтых, светло-красных и серебристо-белых
тонов преображает дальний план в мир
чистой поэзии. Красота сцены переднего
плана выражена сдержанными, но насыщенными
красно-коричневыми, сине-зелены- ми, черно-коричневыми
и густо-красными тонами. Композиционная
находка Веласкеса — сопоставление двух
различных по характеру сцен дало возможность
правдиво выразить представление художника
о многообразии реального мира, о красоте
жизни, сочетающей обе реальности — поэтическую,
сотворенную руками простых работниц,
прославивших пряху Арахну, наделенную
творческой силой, и материально осязаемую,
конкретную, воплощенную в созидательницах
прекрасных ковров. Картина «Пряхи» наглядно
объясняет существо испанского реализма
и, в частности, реализма Веласкеса — путь
к красоте через обыденную действительность.
Открытия Веласкеса в области цвета и
света, его могучий реализм оказали влияние
на живопись 18—19 столетий. С середины
17 века испанское искусство утратило непосредственную
связь с жизнью. В нем усилились черты
идеализации, внешней эффектности, обнаружились
мистические тенденции. Последним крупным
живописцем севильской школы, где живопись
дольше сохраняла верность реализму, был
Бартоломео-Эстебан Мурильо (1617—1682), крупный
живописец, произведения которого отличались
гармоничностью колорита, тонко воспроизводили
эффекты света, воздушность среды. К лучшим
его работам относятся изображения уличных
мальчишек, играющих в кости, лакомящихся
и т. п. («Мальчик с собакой», 1650-е годы,
Санкт-Петербург, Эрмитаж). Строгая простота
в трактовке сцен из народной жизни и религиозных
сюжетов позже вытеснилась бесхарактерностью,
сентиментальностью, внешней красивостью
и сухостью исполнения.
Экономический и политический упадок
Испании во второй половине 17 века тяжело
отразился на всех областях жизни. Настроение
разочарованности заставило искать ухода
от действительности. К концу 17 — началу
18 столетий в испанском искусстве утвердился
стиль барокко со свойственными ему пышной
декоративностью и театральностью.