Жизнь и творчество Мухиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи.
Целью этого реферата будет поведать о жизни и творчестве одного из талантливейших художников нашей страны. Будет рассмотрены периоды жизни и наиболее известные произведения скульптора Мухиной.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
Глава 1…………………………………………………………….……3
1.1. Детство………………………………………………………………3
1.2. Начало ученичества………………………………………………3
1.3. Продолжение обучения заграницей……………………………..5
Глава 2………………………………………………………………….8
2.1. Работа в госпитале…………………………………………………8
2.2. Начало активной творческой деятельности…………………..11
Глава 3………………………………………………………………….14
3.1. Годы боли, расставаний и потерь……………………………….14
3.2. Общество Русских Скульпторов…………………………...……16
3.3. Преподавание………………………………………………………22
3.4. Художник и градостроительство. ……………………………….24
Глава 4…………………………………………………….……………25
4.1. «Рабочий и колхозница»………………………………………….25
4.2. Предвоенные годы…………………………………………………29
4.3. Война………………………………………………………….……..31
Глава 5. ………………………………………………………………….34
5.1. Последние работы…………………………………………..……..34
5.2. Последние дни……………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………...39
Библиографический список…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и творчество скульптора Веры Мухина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

В фигуре Семеновой - ни нежной хрупкости, ни невесомости. Да и к  пропорциям классической красоты не близко - не Венера, скорее уж Юнона: туго налитая грудь, полные руки, округлые формы. А еще скорее - воплощение русской славянской красоты, далеко не всегда отвечающей античным канонам.

Не странно ли? Россия пылает, фашисты рвутся к Москве, а Вера Мухина, скульптор, превыше  всего ценящий гражданственность художника, лепит портреты балерины. Чем объяснить это непонятное спокойствие?

Впрочем, может быть, это  не спокойствие, а «желание сохранить душевное равновесие? Противопоставить смерти, злобе, коварной и бессмысленной жестокости то извечное, что не боится никаких бед: человеческое стремление к творчеству, являющееся символом самой жизни. Красота противостояла смерти»18

Произведения Мухиной, исполненные в 1942-1944 годы, примут непосредственное участие в битве против зла.

Эвакуация и возвращение

Она долго не хотела эвакуироваться, но наконец поддалась на настояния  Комитета по делам искусств. Вместе с начальником строительства  Дворца Советов А.Н. Прокофьевым выехала на Урал, в Свердловскую область.

До Свердловска, где  разместились мастерские Дворца Советов, Вера Игнатьевна не доехала, осталась за сто километров, в Каменске-Уральском, где Алексей Андреевич и Всеволод поступили на работу на Уральский алюминиевый завод.

Вскоре Мухина просит разрешить обратный въезд в Москву: «Ни один художник не имеет права быть в стороне от совершающихся событий. Это - творческая гибель»19.

Смерть Замкова

Наконец и Алексей Андреевич  получает разрешение вернуться в Москву. За ним - Соболевская. Дольше всех остается в Каменске-Уральском Всеволод.

Алексея Андреевича Всеволод в живых не застал.

И на кладбище потребовала  место для двойной могилы.

Могилы А.А. Замкова и В.И. Мухиной на московском Новодевичьем кладбище. Фотография 2006 г.

 

«Возвращение»

К страшному 1942 году относится самая безрадостная, пессимистическая и безнадежная работа Мухиной: «Возвращение». Остановившимся от горя взглядом смотрит в пространство женщина: к ее ногам прижался вернувшийся с фронта калека, обе ноги которого ампутированы.

Этой вещью она была увлечена очень, работала над ней  запоем. Никого не пускала к себе, словно хотела быть только наедине  с композицией. Закончила работу в глине, еще раз пристально и  придирчиво осмотрела ее со всех сторон и - разбила. Колотила молотком до тех пор, пока скульптура не превратилась в бесформенные куски. «Слишком это страшно было!»20 - сказала через несколько дней сыну.

Почему она разбила «Возвращение»?

Потому что оно было «слишком страшно»? Но сама она в  письме к американским художникам, написанном примерно в это же время, заявит: «Не надо бояться изображения страшного; пусть помнят долго обитатели нашей планеты о жестоких годах, помнят ярко, чтобы никогда больше не забывать страшных картин войны, злобы, человеческого бесправия и страдания»20.

Разбив большую скульптуру, Мухина до конца дней своих хранила  маленький восковой эскиз ее. Ей, художнице, достаточно было взгляда, чтобы  представить ее в натуральную  величину. Хранила и другой эскиз - не менее страшный: мать с убитым ребенком на руках.

Нет, дело было не в трагедийности  «Возвращения», а в том, видимо, что  оно было недостаточно действенно. Оно звало к плачу, к покорности перед всесокрушающим горем, а надо было звать к борьбе и победе. Время художника, его нервные и душевные силы - все должно было принимать участие в великой битве. «Пусть от ваших картин никогда не притупляется чувство возмущения человеческой жестокостью! Пусть от ваших портретов всегда возрождается чувство восхищения и преклонения перед величием человеческой личности!»20 - обращается она к своим коллегам.

 

Глава 5.

5.1. Последние работы

«Требуем мира!»

Как живой отклик на войну, вспыхнувшую в 1950 году в Корее и одновременно воззвание к всеобщему миру была задумана Мухиной скульптурная группа «Требуем мира!». Сделанная способом гальвано из легкого металла, композиция предназначалась для конференций мира, конгрессов, митингов. Композиция включала шесть человек: четырех мужчин и двух женщин с маленькими детьми. Здесь были и белые, и желтые, и черные - все люди живут, страдают и умирают одинаково. Поднимала на руках убитого ребенка кореянка. Шел инвалид, слепой и однорукий («Мы решили, что требовать мира должны не только полноценно здоровые представители человечества, но и жертвы войны, ибо они тоже хотят жить, тоже имеют право на жизнь, многое отдали за нее»21, - говорила Мухина). Негр, русский, китаец, все они шли по поверженным фашистским знаменам вслед за русской женщиной, с руки которой слетал голубь мира. Гордая, свободная, уверенная в своем праве на счастье, эта женщина олицетворяла будущее человечества.

"Требуем  мира!" 1950-1951 гг.

В 1950 году группа «Требуем мира!» была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке и вызвала много откликов.

 

Памятник П. И. Чайковскому

Большинство памятников, установленных в конце сороковых - начале пятидесятых годов, представляло собой торжественно стоящие одинокие фигуры. Начиная работать над памятником П. И. Чайковскому, Мухина решила сломать эту традицию, показать композитора не отвлеченно, но за работой, в момент творческого озарения.

«Сидящая фигура на кубическом пьедестале, - так описывала Вера Игнатьевна свой замысел. - Полуовальная вогнутая решетка над огромным полукругом скамьи идет направо и налево двумя крыльями от постамента до существующих въезда и выезда. На кованой решетке, разделенной на шесть частей, нанесены некоторые темы главных музыкальных форм, в которых Чайковский писал; как-то: симфонии, оперы, балета, романса, концерта и пр. Туда же внесены его инициалы и даты рождения и смерти. Решетки с двух сторон кончаются арфами, и таким образом звуки на решетке как бы продолжают звучать в струнах арф»22.

Проект памятника  П.И. Чайковскому. 1945 г.  
Вере Игнатьевне было уже под шестьдесят, когда она приступила к работе над проектом памятника Чайковскому. Поредели и поседели волосы, вышитые платья и белоснежные кокетливые кофточки уступили место широким темным блузам. Сын окончил университет, женился, появилась внучка. Ее назвали Марфой, в честь матери Алексея Андреевича. Росла «лихой девкой», «домашним агрессором», бабушкиной любимицей.

Шестьдесят лет - немало. Из друзей молодости около нее  не осталось никого.

И у самой Веры Игнатьевны начинались болезни, сердечные припадки, сдавали нервы. Но горячность, страстность  отношения к жизни и к искусству  не угасали. Сколько раз, приходя  с конференций или с заседаний  Академии художеств, восклицала: «Опять мне пришлось записать особое мнение!» Она не просто высказывала свое суждение, но билась, сражалась за свою правоту.

 Работа над памятниками Горькому

Последние годы жизни  Мухиной связаны с продолжением работы, начатой еще до войны, - с  созданием памятника Горькому; вернее, памятников, так как ей пришлось исполнять и тот, что стоит в Москве. Работа над московским памятником продолжалась с 1949 по 1951 год, над горьковским - с 1945 по 1952-й.

Ее работа над памятником Горькому в Москве - разработка и  завершение одного из замыслов Шадра. Проекта, в свое время получившего одобрение комиссии.

Шадр умер в 1941 году, незадолго до начала войны.Утешая друзей, Шадр уже на верил в выздоровление. В этот же день завещал Мухиной свою мастерскую, которую только что отстроил (Вере Игнатьевне мастерская не досталась - ее получил другой скульптор), и взял с нее обещание закончить по его проекту памятник Горькому.

 

А.М. Горький. Фигура для памятника в Москве (1949 г.)

Открытие памятника  было приурочено к двадцатипятилетию  со дня смерти Горького, и скульпторы торопились. Работали по 12-15 часов в сутки, в ветер и дождь, по тридцать, по сорок раз в день влезая на леса и слезая с них - как иначе проверишь, правильно ли смотрится скульптура снизу?

Окончила и свалилась, даже на открытие памятника пойти  не смогла, лежала в постели.

Раньше старалась не жаловаться, теперь сдалась. Начиная  со времени работы на промерзших, всеми  ветрами продуваемых лесах, письма пестрят жалобами. Врачи следили за ней, отхаживали, но стоило понервничать, и все начиналось сначала.

И вот болезнь окончательно валит ее с ног.

Статуя «Мир»

Но вместо того чтобы  беречь силы, опять принимается за скульптуру. Лепит фигуру, которая должна венчать круглый купол сталинградского планетария. Называет ее «Мир». Эта скульптура вобрала в себя многое из продуманного и созданного раньше, и работа над ней шла легко, быстро.

Родина - это жизнь. Родина - это мир. Последнее, выверенное всей жизнью убеждение. Его как завещание  Мухина и передаст тем, кто будет  жить после нее. Его подхватят  скульпторы, исполняющие по ее эскизу шестиметровую бронзовую статую: Сергей Александрович Круглов и Александр Михайлович Сергеев. Голубя лепит старый друг Веры Игнатьевны Иван Семенович Ефимов. Сама она уже не в состоянии. Больница. Санаторий. Опять больница.

5.2. Последние дни

Она еще надеялась, но надежды уже не было. Трехдневный сердечный приступ, когда она буквально находилась между жизнью и смертью и думали, что уже начинается агония, подорвал ее силы окончательно. В состоянии временного облегчения ее выписали, и Вера Игнатьевна испытала ослепительное чувство «воскресения из мертвых», но оно было обманчиво и кратковременно. Дни ее были сочтены, главный кардиолог Боткинской больницы Б. Е. Вотчел предупредил Всеволода Алексеевича, чтобы он никуда не уезжал даже ненадолго, что конец близок.

Мухина умерла 6 октября 1953 года. Последние полтора месяца пролежала в кремлевской больнице.

«Состояние  страшное, кошмарное... - почти каракулями выводит она Ивановой и Зеленской. - Я не думала, что вообще можно так болеть. При всем желании не могу написать ни одной буквы кругло. Я беспокоюсь, виновата перед ребятами. Волик - святой мальчик.

Сейчас ночь, спать не могу. Сталинградская фигура очень хороша. Спасибо...

Я совсем разбита. Сегодня был какой-то ужасный  приступ. Пережила. Но как перенесу его, еще не знаю...»23

Когда еще верила в выздоровление, подписывалась: «Ваша нерадивая третья часть». Теперь надежд не осталось, и она завершает письмо именем и фамилией: «Ваша Вера Мухина». Подпись-прощание. Но и в этом письме, рядом с прощанием, рядом со стоном боли и последним упоминанием о сыне, бессменно сидевшем у ее постели, беспокойство о тех, кто завершает за нее скульптуру. Постоянные, неизбывные мысли о работе.

О работе и последние  разговоры со Всеволодом Алексеевичем. О памятнике Чайковскому, который  она называла своей «лебединой песнью». О фигуре «Мир.

До последнего дня, до последнего вздоха - об искусстве, которое  было ее жизнью, с мыслью о котором  она ушла в небытие.

 

 

Заключение.

Каждый художник задумывается о том, что такое талант. У Мухиной  в ее нравственно-психологическую формулу таланта входили не только мастерство, «максимум совершенства», но и искренность, страсть, сознание ответственности, духовная зрелость и ясное понимание цели. «Я лично, - писала она, - требую от художника ясного отчета в том, что он хочет; ничего нет хуже шатания и неясности художественного желания. Оно приводит к неясному, часто ошибочному толкованию, а иногда и просто к полному безразличию и заслуженному невниманию». Искусство было для нее «средством прямого эмоционального воздействия», «великим вождем человеческих душ и создателем жизни»24.

Каждый человек задумывается о том, что такое счастье. Размышляла об этом и Мухина:

«Богатство  ли это, когда ты как будто все  можешь купить? Нет, многие самые разнообразные  ценности не покупаются на деньги. Счастье ли в безделье, когда человек как будто может ничего не делать? Нет, такое состояние скоро надоедает, ибо не имеет цели. Много есть таких положений, которые как будто дают счастье. Да ведь оно очень индивидуально, это счастье, одному нужно большое-пребольшое, другой довольствуется малым. По-моему, счастье есть состояние стремления в творческом труде, и кульминационная точка есть момент достижения. Потом, достигнув, человек привыкает к этому состоянию, притупляется его острота, и опять человек, видя перед собой следующую великую цель, опять стремится вперед, борется, трудится с любовью и жаром, ибо любит свою цель. Способность стремиться, молодость духа, неослабевающее творческое состояние - вот она, радость!»25

Вера Мухина прожила  жизнь, полную творческого труда, высоких страстей и волнений. И поэтому она была счастлива. Как бывает счастлив каждый, прикоснувшийся к большому искусству.

 

Библиографический список

  1. Мухина В.И. Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1—3, М., 1960;
  2. Аркин Д. Е. Архитектурный образ Страны Советов: Павильон СССР па Международной выставке в Париже // Архитектура и скульптура. – М.: Изд-во ВАА, 1938. – 8с.;
  3. Аболина Р.Я. Вера Игнатьевна Мухина : монография / Р. Я. Аболина. - М. : Искусство, 1954. - 84 с.;
  4. Вера Мухина. 1889-1953. Скульптура. Графика. Театр. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Каталог. – М., 1989;
  5. Воронов Н.В. Короткая Е.Н. Жизнь и судьба скульптора Мухиной. – М.: Знание, 1989. - 54 с.;
  6. Воронов Н.В. "Рабочий и колхозница" - М.: Московский рабочий, 1990. – 80с.;
  7. Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина.- М.: Искусство, 1976.- 190 с.;
  8. Деготь Е. Русское искусство XX века. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с.;
  9. Климов Р. Творческие искания. К вопросу об эволюции художественного мировоззрения В. И. Мухиной // Искусство. 1959. № 12. С. 12—22;
  10. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999;
  11. Суздалев П.К. В.И. Мухина – М.: Искусство, 1981. - 168 с.;
  12. Тоом Л., Бек А. «Рабочий и колхозница»: Отрывок из устных воспоминаний В.И. Мухиной, записанных в 1939-1940 гг. // Искусство № 8, 1957. – 37с.
  13. Письмо В.И. Мухиной. Не датировано. Предположительно - за пять дней до смерти. Архив Н.Г. Зеленской и 3.Г. Ивановой.
  14. Заметки В.И. Мухиной. Рукопись. Архив В.А. Замкова.
  15. Стенографические записи воспоминаний В.И. Мухиной, сделанные А. Беком и Л. Тоом. Архив В. А. Замкова.

Информация о работе Жизнь и творчество Мухиной