Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:44, реферат

Краткое описание

В возрасте 37 лет Сальвадор Дали пишет автобиографию. Назвав книгу Тайная жизнь Сальвадора Дали, испанский художник описывает в ней детство, студенческие годы в Мадриде и начало своей славы в Париже, т.е. период жизни до отъезда в США в 1940 г. Неточностей в описаниях достаточно много. Даты зачастую недостоверны, детские воспоминания слишком безоблачны. Автопортрет 1942 г. и все дальнейшие портреты Дали вплоть до его смерти в 1989 г. показывают, что речь идет об исключительно эксцентричной личности.

Содержание

1) Публичный секрет Сальвадора Дали (3-4 страница)
2) Маленький король (4-5 страницы)
3) Студенческие годы (5 страница)
4) Андалузский пес (6 страница)
5) Расцвет творчества (7-18 страницы)
6) Последняя работа (18-19 страницы)
7) Вывод (20-23 страницы)

Вложенные файлы: 1 файл

Сальвадор Дали.docx

— 2.83 Мб (Скачать файл)

В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.

В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. “Искушение Святого Антония” (1946 г.), “Мадонна порта Льигат” (1949 г.), “Открытие Америки Христофором Колумбом”   (1959 г.) и другие полотна создали ему славу “католического живописца”. Сам он говорил, что в католической религии его пленило “редкое совершенство замысла”. В1949 году Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал “Атомную Леду” (1949 г.) и “Атомистический крест” (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной.


Эта картина родилась благодаря Альберту Левину, продюсеру киноленты «Милый друг». Для фильма требовался образ святого, который постоянно подвергался различным искушениям.

Участие в конкурсе принял многие художники и живописцы того времени, а членами жюри являлись выдающиеся деятели искусства и творческая элита. Победу в конкурсе одержал не Сальвадор Дали, а эмигрант из Европы.

Святой Антоний – это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны или соблазнительные женщины.

Данный сюжет был достаточно популярен в эпоху Средневековья и Ренессанса, затем про образ Святого Антония чуть позабыли и вспомнили снова в середине XX века. Однако Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе, которым он и отличается от других великих художников.

В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник.

Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий чувственное наслаждение и непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания с обнаженной фигурой женщины, у второго – обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио.

На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.

Именно с этой картины, по мнению многих исследователей и экспертов, берет начало новая ветвь творчества великого художника, Сальвадора Дали. Это направление является синтезом трех элементов: спиритуализма, классической живописи и атомной эры.

Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.

Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах. Одета Святая в монашеский наряд, который в те времена считался традиционным, где центральная часть приоткрыта и образует проём, а из него виден ребёнок. Это Иисус Христос. У него так же изображён проём в груди, что символизирует единение матери и ребёнка.

Мадонна восседает в расколотой надвое арке, а дитя парит над подушкой, а возможно это синее облако. Над ними витает раковина, обозначающая Святого Иакова, а над головой Мадонны яйцо. Подобное написание картины без применения эффектов действенного образа, критической манере и иллюзии реальности, выявляет стремление художника работать в классическом стиле, что считалось по его убеждению – вершиной художественного развития.

Использование внешности своей супруги Галы для изображения образа Богоматери, критики расценили как цинизм, однако Дали не собирался изменять своё решение.

Художник чётко понимал, что переубедить Испанию и весь мир в том, что он искренне, как истинный католик, писал эту картину – будет сложно. Но, несмотря на это, картина по ныне является одной из самых дорогих и ценнейших художественных произведений мира.

В 1949 году папа Пий XII благословил эту картину, а Сальвадор принёс её ему в дар.

Влияние на художника искусства Возрождения в этой картине достигает наивысшей точки. Фрагменты образов отражают «Ядерный мистицизм» Дали, который прослеживается в других его работах этого периода.

Во время работы над «Открытием Америки» состоялась его встреча с Папой Римским Иоанном ХХIII. Картина торжественно-католична: Колумб в образе молодого красивого героя в белых одеяниях, позади величественно надвигается его «Санта-Мария» на всех своих парусах-крестах, а на водружаемом кастильском знамени Дали-поклонник изображает Елену Дмитриевну Дьяконову* в образе Мадонны Непорочного Зачатия, покровительницы Испании. Дали-атомист разбивает крестами плоскость картины на множество как бы кристаллических ячеек. А морской ёж, как олицетворение Нового Света, встречает всё это в глубокой тени на переднем плане картины Дали-сюрреалиста.


 

 

 

 

Атомная Леда. 1949 год.

Музей С. Дали. Фигерас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атомистический крест. 1952 г. Частное собрание.

В центре креста, составленного из деталей атомного реактора, Дали написал ломоть хлеба – символ Тела Христова в таинстве причащения. Тем самым художник провозглашал возможность слияния научных открытий с религиозными истинами.

 

 

 

 

После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериметами с фотографией, сочинял оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке.

В Фигерасе в здании муниципального театра, большая часть готорого стояла в руинах со времён гражданской войны, Дали сотворил свой Театр-музей. Здесь выставлены не только картины, но и “Дождливое такси” (старый “кадиллак”, в котором идет дождь, если опустить монетку) и розовая софа в форме губ американской актрисы Мей Уэст, и другие экспонаты.

В 1979 году Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом – Большим крестом Карлоса III – Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г. умерает Гала от воспаления уретры. В соответствии с желанием Галы, ее похоронили в замке Пубол.

После похорон Дали живет в Пуболе и, несмотря на болезнь, продолжает работать. Здесь, в 1983 г., он пишет свою последнюю картину Ласточкин хвост, которая представляет собой плащаницу, испещренную геометрическими символами, навеянными формулами французского математика Рене Тома. Концы хвоста ласточки подняты вверх, напоминая усы Дали. Через несколько месяцев после окончания картины в замке вспыхнул пожар, оригинал полотна так и не был найден. Дали сильно пострадал во время пожара. Оправившись от пожара. Оправившись от ран, он перебирается в родной город и живет рядом с Театром-музеем до самой смерти, наступившей 23 января 1989 года. Его тело покоиться под куполом. Дали завещал все имущество, включающее более двухсот пятидесяти полотен и двух тысяч рисунков, Испанскому государству.

 

Ласточкин хвост. 1983 год.

Полотно написано маслом и примечательно оно из-за того что это не только одно из уникальных шедевров Дали, но и из-за того, что это было последнее полотно написанное великим художником. Работа над ним велась в замке, который впоследствии был куплен и подарен единственной женщине, которую он любил всю жизнь, но сейчас немного не об этом.

В данной картине художник использует виолончель, как некую одушевленную форму чувства, приписывая ей символику одухотворенности и возвышенности, а не обыкновенную функцию обычного музыкального инструмента. Стоит отметить, что Дали во всех своих последних работах, не исключая и эту виолончель говорит исключительно о печали и грусти.

Виолончель на данной картине не зря вписана именно в ласточкин хвост, так как несет что-то от ранимого человеческого чувства или затронутого эго. Стоит отметить, что именно глубина поэтического содержания является главным и определяющим фактором любого написания графической работы, особенно когда данная работа выполнена в качестве объяснительно теории катастрофы.

В данной картине объясняется уникальное сочетание двух таких далеких и в тоже время близких точек соприкосновения красоты и боли, не идеальности и совершенства. Благодаря такой глубокой смысловой начинке, любая картина этого художника становится особенно интересна и глубока.

Не стоит забывать об усах Дали, которые он изображает на многочисленных своих картинах, такой себе фирменный знак, не зря изображен в центре полотна, это говорит о том, что художник находится в самом центре всех эмоциональных переживаний.

Вывод.

В 1982 году парламент Каталонии вручил Сальвадору Дали самую высокую награду — Золотую медаль, приложив к ней следующий текст: «Можно любить или не любить Сальвадора Дали, но он один из редких гениев искусства XX века, одно из его ярких явлений, ставших вехами в истории культуры всех времен. Его личность выходит за эстетические рамки сюрреализма. Вкус к крайностям, к полемике, нигилизм и неуспокоенность неразрывно присущи Дали. Эти качества позволили художнику создать уникальные произведения, в которых сделана попытка отразить жизнь — будь то осознанно или подсознательно».

Эти слова как нельзя лучше характеризуют художника, представляющему наглядный пример того, что сюрреализм является связующим звеном между наукой, искусством и религией.

Рассмотрев жизнь и творчество Сальвадора Дали можно сделать ряд выводов:

  • Завуалировано выплескивая свои многочисленные комплексы на полотна Сальвадор Дали частично исцелил себя, по крайней мере до такой степени чтобы на протяжении всей жизни балансировать между здравым смыслом и паранойей.
  • Возможным объяснением безнравственного и шокирующего поведения художника может служить то, что он намеренно порочил себя, желая создать вокруг своей персоны некую непроницаемую скорлупу, в которой прятал свою истинную сущность.
  • В отношениях со своей музой Галой, Сальвадор Дали сознательно заключил себя в тюрьму, расплачиваясь за свою экстравагантную и роскошную жизнь. Это, возможно, стало для художника, как неким даром, так и карой Господней.
  • Сальвадор Дали приобрел мировую известность во многом благодаря сюрреалистическому обществу, но если бы художник вовремя его не покинул, то его творчество осталось бы на уровне бессознательных фрейдистских мотивов и, впоследствии, выродилось бы в чистую абстракцию и автоматическую живопись, на уровне Хуана Миро или Андре Массона.
  • Придерживаясь аполитичной позиции Сальвадор Дали посвящал свои работы сильным мира сего совершенно беспристрастно, он лишь хотел показать безумие этого мира, которое легче передать на личностях, руководящих людскими массами, нежели на конкретном представителе этой хаотичной массы.
  • Творчество, мировая известность и то наследие, которое Сальвадор Дали оставил обществу свидетельствует о том, что он вполне обоснованно присвоил себе титул гениальной личности.
  • Проявлениями своей неуемной жадности и жаждой обогатиться любыми способами, Сальвадор Дали — шоумен, существенно испортил репутацию Сальвадора Дали — серьезного живописца.
  • Проделав сложный и противоречивый творческий путь, и объявив войну современному искусству, художник посвятил себя возрождению испанского мистицизма и стремлению показать единство Вселенной, изобразив духовность материи, что, по мнению автора, ему с успехом удалось осуществить.
  • Интерес Сальвадора Дали к различным наукам был поверхностным и субъективным, но уже то, что ему, в своем творчестве удалось найти точку преткновения науки и искусства, свидетельствует о его гениальности и истинной сюрреалистичности.
  • Гениальный живописец Сальвадор Дали внес неоценимый вклад в развитие человечества и постижение сверхреального, благодаря тому, что своим творчеством смог частично показать единение всего сущего и стремление к Абсолюту.

 

 

Список Литературы:

    1. Сальвадор Дали. Производство Sirrocco-Parkstone, UK. Перевод с английского: Тина Золотова. 2012 г.
    2. Энциклопедия для детей. Искусство XVII – XX веков. Научные консультанты тома: Фёдор Заничев, Валерий Турчин.
    3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991 г.

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Сальвадора Дали