Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель: разработать комплекс имитационных дидактических игр в профессиональном образовании дизайнера;
Задачи:
- проанализировать сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании;
- определить специфику имитационных дидактических игр;
- проанализировать различные сценарии имитационных дидактических игр;
- разработать комплекс имитационных дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………….… 3
Глава I. Теоретические основы имитационных дидактических игр………….……………………………………………………..... 5
1.1Сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании.……………………………..……………………….… 5
1.2. Специфика имитационных игр………….…………………… 15
Глава II. Практика применения имитационных игр в профессиональном образовании в области дизайна…………. 18
2.1.Анализ сценариев имитационных дидактических игр, используемых в современной практике ........................………….18
2.2. Разработка комплекса имитационных дидактических игр…. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..........27
Список используемой литературы…………………………………….…29
Правила игры:
Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснования, затем вырабатывается наиболее приемлемое решение.
По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры.
Что способствовало успеху:
- уровень компетентности участников игры
- четкая организация обсуждения
- умение слушать партнеров
-желание победить
Что препятствовало эффективной работе команды:
- слабая компетентность
в значимости и возможностях об
- слабое руководство
дискуссией со стороны
- низкая культура спора.
Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок который следует извлечь на будущее.
Ситуационное упражнение «Ограбление»
Цель: показать, насколько по-разному люди воспринимают одну и ту же ситуацию с помощью процесса селективного восприятия.
Это упражнение демонстрирует многообразие различий восприятия людьми при анализе ситуации, когда имеется незначительная фактическая информация.
Порядок проведения.
1.Преподаватель формирует группы по 5 человек. Затем студенты отвечают на проверочные вопросы.
2.После того, как преподаватель сообщит ответы на 15 вопросов, члены группы проверяют свои ответы.
3.Вся группа обсуждает ответы. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы:
- почему у
членов группы разное
- какими факторами
могут быть объяснены эти
- многие люди не очень удачно справляются с этим заданием. Почему?
Инструкция. «Как только хозяин выключил свет, в магазине появился грабитель и потребовал деньги. Хозяин открыл кассовый аппарат. Содержимое кассового аппарата было изъято, и грабитель поспешно удалился. Об ограблении был быстро извещен сотрудник полиции.
Ответьте на следующие вопросы, поставив около номера: букву «П» (правда) или «Л» (ложь) или знак «?» (неизвестно).
1.Человек появился после того, как выключил свет в магазине
2. Грабитель был мужского пола
3. Человек, который появился, не требовал денег
4. Человек, который открыл кассовый аппарат, был хозяином магазина
5. Хозяин магазина
изъял содержимое кассового
6. Кто-то открыл кассовый аппарат
7. После того
как человек, требовавший
8. Никто не требовал денег
9, Хотя в кассовом аппарате имелись деньги, не говорится, сколько их было.
Упражнение «Кто этот человек?»
Цель: отработка техники формулирования открытых и закрытых вопросов ( отработка алгоритма опроса партнера с помощью закрытых вопросов).
Инструкция. «Сейчас я загадаю имя человека, которое всем известно. Это может быть кто-то из участников группы или другой человек, известный всем присутствующим.
Задание. Путем вопросов и ответов выяснить кто это.
Например:
- почему ты загадала этого человека?
- потому что это загадочная и трагичная фигура русской истории
- чем прославился этот человек?
- тем, что он отрекся от престола и впоследствии был казнен.
Основные группы вопросов касаются четырех тем: годы жизни, пол, страна, область деятельности.
1.Открытые вопросы позволяют выйти за рамки первоначальных предложений и расширить возможности понимания другого человека.
2.Открытые вопросы
задавать трудно и непривычно,
а закрытые «вылетают»
В процессе
урока дидактическая игра
Например, тема: "Координатная плоскость".
Цель: закрепить умение учащихся находить точку по заданным координатам. 1. Игра "Морской бой". Процесс игры: учащиеся играют парами; каждый игрок рисует на два квадрата 10x10 (можно приготовить заранее, дома) и пишет на полях координаты.
123456789 123456789 10
Один из квадратов представляет флотилию игрока, другой служит для отслеживания кораблей противника. О кораблях, составляющих флот, договариваются заранее. Например, 6 кораблей: два - однопалубных, два -двухпалубных, один - трехпалубный, один - четырех палубный. Корабли не соприкасаются бортами. Игроки ходят по очереди, называя координаты выстрела. Выстрел может сопровождаться вопросами по изучаемой теме.
Побеждает тот, кто первый потопит корабли противника. Для знакомства с правилами игры не потребуется много времени, т. к. игра уже знакома большинству учащихся, а может быть, и "опробована" ранее.
Игра "Соревнование художников".
Процесс игры: учащимся предлагаются карточки с заданными координатами точек. Если на координатной плоскости соединить точки отрезками, то получится определенная "картинка".
Результативность использования описанных игр будет значительно выше, если не ограничиваться рамками одного урока, а включать дидактические игры в процесс обучения математике. Например, можно дать учащимся аналогичные домашние задания: составить рисунок на координатной плоскости, придумать возможные фокусы с числами и т.п. Тем самым учитель не только проверит усвоение материала, но и, возможно, сможет пополнить свою "копилку" занимательных заданий и игр.
Анализ литературы
по теме исследования показал, что включение
дидактических игр в
2.2 Разработка комплекса имитационных дидактических игр в профессиональном образовании дизайнера.
Был разработан комплекс имитационных дидактических игр, связанных непосредственно с дизайном, и сейчас мы ознакомимся с ними.
Игра « Дом твоей мечты».
Цель: научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности, выработать навыки эффективного взаимодействия, обучить сотрудничеству.
Задачи: выполнить дизайн- проект дома с учетом пожеланий всех участников игры, а также с применением самых новейших технологий. От ребят требуется богатое воображение, скорость, умение работать с коллективом, а также умение расставлять акценты и формулировать цели на каждом этапе или операции.
Методы: дискуссия, метод обобщения полученных данных, принятие индивидуальных решений, выработка коллективного решения в группах, дискуссия, анализ результатов и подведение итогов.
Время: 3 учебных часа
Ход игры: Вы разделились на 2 команды и сейчас должны продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Вы должны почувствовать себя архитекторами, распределить все комнаты, спланировать каждую деталь, продумать в каком они будут стиле, какая будет мебель, сколько жителей будет проживать в этом доме, а главное, что это нужно сделать всем коллективом, что намного усложняет задачу.
Правила игры: нельзя «давить» на партнера, высказывать свое мнение может любой. После принятия решения в группах начинаются обсуждения проекта, его построение, затем презентация.
По окончании игры педагог подводит итог, обращая внимание на завершенность работы, идею, а также на творческий подход.
Что способствовало успеху: уровень компетентности участников игры, умение слушать партнеров, желание победить.
………………..
Имитационные игры - это разновидность деловых игр, в которых поведение участников определяется моделью среды хозяйствования, представленной в виде игровой имитации.
Имитационные игры отличаются от ролевых тем, что:
Игровой сюжет предполагает ситуацию, а которой каждый из участников выступает в роли Робинзона Крузо. Как и положено, Робинзон оказывается на необитаемом острове и решает присущие ему задачи житейского обустройства, питания и судостроения. Условия игры таковы, что Робинзон должен по возможности быстрей построить лодку за 100 дней. По условиям игры Робинзон может очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у него есть еда, одежда, жилье. Исходя из этих условий, участникам предлагаются различные варианты обеспечения этими необходимыми жизненными условиями.
В данной игре есть только одна роль - Робинзон, т.е. взаимодействие ролей отсутствует. Нет модели управляющей системы и объекта управления. Есть только модель среды, в которой обитает Робинзон и принимает самостоятельные решения, либо имея полную информацию, либо в условиях неопределенности.
Игровое действие
Каждому решению соответствует оценка в виде прибыли или убытков, полученных в данном месяце. Задача участников игры - максимизировать суммарный за все месяцы размер дохода. Решения принимаются анонимно, с информированием только ведущего.
В игре имеется возможность для осуществления различных стратегий, участники могут принимать решения самостоятельно или же заключать различные соглашения рекомендательного характера, которые могут нарушаться ради личной выгоды.
Экономическое поведение участников определяется моделью среды хозяйствования. Цель игры в осмыслении и целесообразности коллективной деятельности. Есть взаимодействие через общение на совещании, есть многоальтернативность решений, есть одна роль, правда, транжированная.
Также вашу игру «Дом моей
мечты» можно подвести к игре
«Конкурс архитекторов», «
Например, дизайн - проектов:
Первый вариант: Экспресс дизайн - проект
Средняя стоимость: от р. за 1 м2.
Сроки выполнения работ: 2−3 недели.
Второй вариант: Дизайн - проект