Искусство Англии XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выяснить особенности века просвещения Англии в области изобразительного искусства
Объект исследования - английская культура и искусство XVIII века.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Английское искусство XVIII века: краткий обзор 5
Глава 2. Архитектура Англии XVIII века 6
§ 2.1. Архитектура первой половины 18 века 8
§2.2. Архитектура второй половины 18 века. 9
Глава 3. Изобразительное Искусство. 10
§ 3.1. Возникновение английской национальной школы. 10
§ 3.2. Развитие различных жанров английской живописи. 20
Глава 4. Скульптура 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

искусство (кр))).doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального  положения. Тонкие натуры он находит  и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста». 
Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775—1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.

Вслед за Рейнольдсом  и Гейнсборо выступает целая  плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет  Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.

Реберн Генри

 

 


 
   

Анна Харт, 1810 
Государственный музей, Берлин



 
   

Священник Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Даддингстон, частное собрание



 
   

Леди Бетаин, 1790-е 
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Несколько особняком, хотя и в связи с общей линией развития английского портрета, стоит самобытное, мужественное творчество шотландского живописца Генри Реберна (1756—1823), получившего образование в Эдинбурге. Реберн был создателем громадной портретной галереи своих соотечественников — общественных деятелей, писателей, ученых. Лучшие из портретов шотландского живописца Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров: портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона. Романтические, ярко индивидуальные портреты деятелей национальной культуры кисти шотландского живописца Генри Реберна отмечены смелой пластической лепкой, эффектами композиции и освещения («Брюс Макмудро», около 1800, галерея Тейт, Лондон; «Мисс Элеонора Уркхарт», около 1795, Национальная галерея, Вашингтон). Замечательная способность к тональным обобщениям и к широте трактовки в портретах шотландского соперника Джошуа Рейнолдса — художника сэра Генри Реберна, свидетельствует об иной традиции и, возможно, о более тесной, хотя и не прямой связи с французскими образцами. 
Картина Генри Реберна «Священник Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Даддингстон». Наслаждаясь зимней погодой, энергичный церковный пастырь катается на коньках на замерзшем озере и пригороде


Эдинбурга. Он изображен  в беспечной, почти театральной  позе. Традиционное черное облачение  вырисовывается четким силуэтом на туманном сером фоне. Подобное изображение  служителя церкви свидетельствует не только о чувстве юмора художника, но и о его доверительных отношениях с моделью. Один из наиболее известных художников Шотландии, Реберн исполнил портреты выдающихся представителей Золотого века Эдинбурга эпохи Просвещения. Считается, что художник написал более тысячи портретов. В число его моделей входили поэты, ученые, философы, священники, а также шотландские помещики, написанные непринужденно, с живостью и юмором.

В английской портретной живописи 18 века большое место занимал  групповой портрет — ни в одной другой европейской стране нельзя найти ничего подобного. В групповом портрете раскрываются различные виды человеческих связей — семейные, корпоративные, непринужденно-товарищеские, торжественно-официальные; специфической разновидностью английских групповых портретов были первоначально семейные портреты. Они назывались «сценами собеседований». Члены семейства в них изображались в домашней обстановке, обычно объединенными общим занятием — музицированием, чаепитием, карточной игрой и т. п. Небольшого формата, эти картины наиболее отвечали запросам английской буржуазии, являлись выражением культа семейного начала. Традиции подобных многофигурных портретов восходят к голландским и фламандским бюргерским портретам 17 века, отличавшимся разнообразием композиций и живостью выражения чувств. На развитие портрета в Англии оказала влияние французская живопись — Ларжильера, Ватто и многих других: в композицию английского группового портрета был привнесен дух светскости, галантности и грации. Самобытное искусство живописца Уильяма Хогарта возвело жанр группового портрета в ранг крупного художественного явления. Его традицию продолжили Джошуа Рейнолдс и другие художники. 1870-е годы стали временем наибольшего распространения в Англии групповых портретов, которые постепенно сблизились с жанровой картиной.

Развитие различных  жанров английской живописи.

Портретная живопись вплоть до конца 18 века занимала ведущее положение в английском изобразительном искусстве. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо появилось множество художников, работавших в этом жанре. Они довели до технической виртуозности систему приемов, выработанную первыми, крупнейшими мастерами. Джордж Ромней (1734—1802) соперничал с Рейнольдсом в популярности. «Портрет мисс Грир» в Эрмитаже дает полное представление о его уверенном мастерстве. Свободная, быстрая живопись Джона Хоппера (1758 или 1759—1810) представлена в Эрмитаже «Портретом Шеридана». В творчестве художников следующих десятилетий постепенно исчезали самобытные реалистические черты творчества старшего поколения английских портретистов, в живописи утверждалась льстивая, салонная идеализация и погоня за внешними эффектами.

Историческая живопись в Англии в целом следовала  общей европейской моде 18 века, не подымаясь выше уровня посредственности. Однако и в этом жанре в английском искусстве впервые зазвучали новые ноты, знаменующие наступление нового периода в развитии европейской живописи. Наряду с традиционными классическими и аллегорическими мотивами в Англии появились в начале 1770-х годов первые картины на современные исторические темы, передававшие типы, костюмы и обстановку современности. В этом сказались трезвые, практические требования английской буржуазии, высоко ценившей реальные факты и желавшей видеть свое могущество прославленным и запечатленным на холсте с наглядной убедительностью. Первым живописцем, удовлетворившим этим новым требованиям, был Бенджамен Уэст (1738—1820). Уэст родился и вырос в Америке и здесь получил свое первоначальное художественное образование. Три года, проведенные в Италии, завершили формирование его мастерства

Вслед за ним его соотечественник, уроженец Бостона Джон Синглтон Коплей (1737—1815) продолжил в некоторых  своих произведениях новую традицию, начатую названной картиной Уэста. В 1779—1780 годах им была написана картина «Смерть лорда Чатама», а в 1783 году — «Смерть майора Пирсона» (обе — Галерея Тейт, Лондон). Эти картины закрепили в английской живописи реалистический метод изображения исторических событий.

В английской пейзажной  живописи важное место занимает Ричард Уилсон (1714—1782). Его картины перенесли на английскую почву опыт классического композиционного пейзажа Клода Лоррена, примеру которого следовал Уилсон. Другую линию в английской пейзажной и жанровой живописи представлял Джордж Морланд (1763—1804). Его пейзажи с фигурами и сельские бытовые сцены более всего следуют эмоциональным мотивам и живописным поискам пейзажей Гейнсборо, как показывает, в частности, картина Морланда «Приближение грозы» (1791), хранящаяся в Эрмитаже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Скульптура.

Антонио Канова 
Геба, 1796-1817 
Музей Канова 
Поссаньо

Антонио Канова 
Тесей и кентавр 
1804-1819, Музей 
истории искусств, Вена

Антонио Канова 
Персей с головой медузы, Музей Ватикана 
Ватикан

Антонио Канова 
Амур и Психея 
1796, Музей 
Эрмитаж, Петербург

Антонио Канова 
Эвридика 
Музей Канова 
Поссаньо




Крупнейшим мастером английской скульптуры 18 века был Джон Флаксман (1755—1826). Он был типичным представителем классицизма конца 18 века. Лучшими его работами являются не его монументальные статуи, а превосходные рисунки очерком к «Илиаде» и малая пластика в керамическом материале. Рельефы Флаксмана, выполненные белыми силуэтами на матовом фоне преимущественно нежных голубых, зеленоватых или лиловатых тонов, создали громадную популярность изделиям крупнейшей английской фаянсовой мануфактуры Джошуа Уэджвуда (1730—1795). Предприятие Уэджвуда стояло в первом ряду многочисленных фабрик художественных керамических изделий, расцветших в Англии в последней четверти 18 века. 
В различных областях изобразительного искусства английские художники в 18 столетии создали выдающиеся произведения и оказали значительное влияние на формирование новых, прогрессивных явлений во всем европейском искусстве. В этот период Англия вошла в ряд передовых по своему художественному развитию стран Европы.

Антонио Канова  (1757–1822), итальянский скульптор, мастер европейского классицизма. Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX в.  Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо близ Тревизо, учился в Венеции у скульптора Дж. Торретти. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера – мраморная скульптурная группа Дедал и Икар, выполненная в модном тогда стиле рококо. Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция "Венера и Марс", ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргесе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргесе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских  войн сгладились вопиющие противоречия. Развитие парламентаризма привело  к упрочению правовых форм политической борьбы. Бурный рост числа и тиражей  периодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего. Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса. Не случайно все основные течения английской общественной мысли подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.

На характер английского  Просвещения повлияли также его  взаимоотношения с религией и  церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

Просветители во многом преуспели в стремлении привить  широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого  в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения.

9

 

 

Список используемой литературы

  1. «Исторический лексикон XVIII века», энциклопедический справочник. М., 1997г., 936с., ил.
  2. Акимова А. А. Вольтер. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 446 с., ил. – (Жизнь замечательных людей)
  3. Акройд П. Лондон: Биография. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2007. – 896 с.
  4. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., Л., 1948--1949. Т. 1--2.
  5. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 2001.
  6. Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М., 2000. .
  7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. I. СПб., 1995; Т. II. СПб., 1999.
  8. Всеобщая история архитектуры. М., 1958--1962. Т. 1--5.
  9. Всеобщая история искусств. М., 1960--1966. Т. I--VI.
  10. Дмитриева Н.А. «Искусство Англии XVIII века», краткая история искусств, книга вторая, М., 1996г., 348с., ил.
  11. Дмитриева Н.А. «Искусство Англии XVIII века», краткая история искусств, книга вторая, М., 1996г., 348с., ил.
  12. Дэниел К. Англия. История страны. – М.: Эксмо, Спб: Мидгард, 2007. – 480 с., ил. – (Биография великих стран).
  13. Ильина Т.В. «История искусств Западной Европы», учебник, М., 1986г., 228с., ил.
  14. Ильина Т.В. «История искусств Западной Европы», учебник, М., 1986г., 228с., ил.
  15. Исторический лексикон XVIII века», энциклопедический справочник. М., 1997г., 936с., ил.
  16. История искусства зарубежных стран. М., 1963--1964. Т. 1--3.
  17. Мастера искусства об искусстве. М., 1963--1969. Т. 1--5.
  18. Новая история. 7—8 кл.: Краткий курс/Авт.-сост. С. Г. Антоненко. — М.: Дрофа, 1997.
  19. Сапронов П. А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.
  20. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. – Смоленск: Русич, 2007. – 624 с., ил. – (Популярная историческая библиотека).
  21. Уоллер М. Лондон. 1700 год. – Смоленск: Русич, 2003. – 384 с, ил.
  22. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. – Т. 1-й. – М.: Высшая школа, 1970. – 462 с., ил.

Информация о работе Искусство Англии XVIII века