Искусство Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Своеобразие и особенности исторических этапов развития византийского искусства. Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. Характерные черты византийской культуры, ее роль в развитии всей европейской культуры последующего времени.

Содержание

Введение
1. Искусство Восточной империи в V-X веках
2. Искусство периода правления комнинов (XI-XII вв.)
3. Византийская культура в XIII – XIV веках
Заключение…
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история искусства.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Реферат 
 

На тему

«Искусство  Византии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель Курочкина О. А. 
 
 
 

2011

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3

1. Искусство Восточной империи в V-X веках………………………………….5

2. Искусство периода правления комнинов (XI-XII вв.)……………………...12

3. Византийская  культура в XIII – XIV веках………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………27 

 

Введение

  Византийское  искусство -- историко-регионалъный тип  искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Наследует  достижения античного искусства  Греции и Рима и эллинистического искусства Востока. Бизант (Bysantes) - имя  древнегреческого героя, сына бога морей  Посейдона. Он основал город и  дал свое имя. Согласно преданию, г. Византии помогали укреплять Аполлон  и Посейдон. Этот город имел особенно важное географическое и историческое значение. В 330 г. из-за междоусобиц и  смут, охвативших огромную, но уже плохо  управляемую Римскую империю, император  Константин I (306-337), прозванный Великим, перенес свою столицу в г. Византии (с I в. до н. э. входивший в состав Римской империи). Император переименовал город в Константинополь. В 395 г. после  смерти императора Феодосия I (379-395) Римская  империя окончательно раскололась  на Западную и Восточную. Перенос  императорской резиденции на границу  Европы с Азией был вынужденной  мерой: западные провинции истощались непрерывными войнами, а восточные  процветали. Возможно, со временем Константин собирался возвратиться в Рим; вряд ли он мог предположить, что «Вечный  город» будет захвачен варварами  и со свержением последнего императора Ромула Августула в 476 г. царем Одоакром Западная империя падет, а Восточная  просуществует еще целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя  турками в 1453 г. В средневековье  Византия называлась Романией (Romania), считалась  официальной преемницей императорского Рима, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру - ромейской (греч. romaios). Император - «Басилевс ромеев» (от греч. basyleos - правитель, царь) - объявил себя также и верховным жрецом, как  римский кесарь - верховным понтификом (лат. pontifex - жрец). Это нашло отражение  в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев»  как космократора (греч. kosmokrator - «держитель», повелиель Вселенной). В истории  византийской культуры обычно выделяется несколько периодов: 

  - . Искусство Восточной империи  в V-X веках;

  - Искусство периода правления  комнинов (XI-XII вв.);

  - Византийская культура в XIII –  XIV веках. 

  Искусство каждого из исторических периодов настолько  отличается по содержанию и формам от других, что требует отдельного рассмотрения. Значительные трудности  представляет и определение географических границ понятия «византийское искусство». В него включают собственно памятники  искусства Византийской империи, многие произведения на территории Италии, прежде всего мозаики Равенны и сокровища  собора Св. Марка в Венеции, памятники  раннехристианского искусства в  Риме и в Малой Азии, работы мастеров Сицилии, фрески церквей Сербии, храмы  Грузии и Армении, иконы итало-критской школы, художественные произведения Киевской Руси и в значительной степени - древнерусскую иконопись. Поэтому со временем стали различать определения «искусство Византии» и «византийское искусство». Второе раскрывает влияние и деятельность византийских мастеров в сопредельных странах, где подчас невозможно разделить работу пришлых византийцев и их учеников. В связи с этим В. Лазарев в исследовании «История византийской живописи» (1947) подчеркивал, что выяснение «стилистической сущности византийского искусства и его роли в художественной жизни средних веков романского Запада и христианского Востока зависит от определения отличия константинопольской школы от других национальных и провинциальных школ», а «основная задача изучения восточно-христианского искусства сведется в дальнейшем к все более точному установлению значения отдельных школ, при одновременном признании за Константинополем ведущей роли». Но даже если на время исключить рассмотрение провинциальных школ, значение которых огромно, оказывается, что на формирование стиля столичного, придворного искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии.  

  1. Искусство Восточной империи в V-X веках
 

  Византия  образовалась в IV в., после распада  Римской империи на две самостоятельные  части -- Западную и Восточную. Она  устояла в период нашествий варваров и развилась в мощное феодальное государство со сложным и разветвленным  государственным устройством. В  ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической культуры, ставшей  подлинной основой ее искусства. Здесь усваивались и творчески  перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта. Этот сложный сплав различных  древних культур был преобразован в Византии в очень своеобразный художественный стиль, самым тесным образом связанный с христианским вероучением.

  В искусстве Византии неразрывно слиты  утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного  языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в  которой господствуют строгие нормы  и каноны, а красота материального  мира рассматривается лишь как отблеск  неземной, божественной красоты.

  Эти особенности византийского искусства  ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве. Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это  было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное  внимание уделялось организации  внутреннего пространства. Строились  церкви двух основных типов. Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные  на продольные помещения -- нефы, из которых  средний был выше боковых. Часто  они пересекались широким попе речным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился  алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского  культа.

  Студийская  базилика. Около 463 года. Находится восточней  Золотых ворот стен Феодосия, практически на берегу Пропонтиды. Является трехнефной базиликой, имевшей второй ярус над боковыми нефами. Она представлена на рисунке 1:

   

    

  Рисунок 1 – Студийная Базилика 
 

  

 

  Рисунок 2 - Базилика Св. Евфразии. Интерьер.

  Продемонстрирован общий вид на алтарную часть. VI век. Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви -- квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.

  Простой центрический тип. Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма (баптистерий собора св. Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах. Более сложный вариант, церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе (ок. 527), имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335). Церковь Сан Витале в Равенне (526-547), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св. Сергия и Вакха не применялись паруса. В обеих церквях для компенсации распора главного купола использованы полукупола, что способствовало последующему широкому применению этого конструктивного принципа в соборе св. Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). По мнению Шуази, перекрытая куполом восьмигранная церковь св. Сергия и Вакха оказала влияние на тот тип монастырских церквей, примерами которого являются церковь в монастыре Дафни близ Афин или в монастыре св. Луки в Фокиде, Греция ( см. рисунок 3). 
 

    
 

  Рисунок  3 – Центрический тип церкви 
 

  Расцвет византийского искусства, «золотой век» его развития, был связан с  экономическим подъемом в годы правления  Юстиниана. Выдающийся государственный  деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Никогда владения Византии не простирались так далеко.

  По  всей территории Византийской империи  шло строительство храмов. В Равенне, ставшей центром военно-административного  наместничества в Италии, строились  базиликальные, в Константинополе - крестово-купольные. При Юстиниане  возник новый тип храма - купольная  базилика, объединившая центрический и базиликальный типы постройки  при преобладающем значении купола и ставшая впоследствии наиболее распространенной.

  Главным храмом всей Византийской империи стала  церковь святой Софии в Константинополе (рисунок 4) Честолюбивый Юстиниан повелел воздвигнуть «храм храмов» - важнейший храм империи, посвященный святой Софии, «премудрости божьей» на месте сгоревшей во время восстания старой базилики. К моменту сооружения святой Софии в разных концах империи был накоплен немалый строительный опыт. Существенны вклад внесли также и константинопольские зодчие. Их главные усилия были направленные на разработку купольного типа храма

  Впоследствии  возведение Софийского собора овеялось легендами, согласие которым ангел  являлся Юстиниану во сне и  то предлагал план всего здания, тс помогал решать трудные инженерные вопросы, то открывал местонахождение скрытых сокровищ для пополнения казны.

  София была построена в 532--537 гг. зодчими  Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Для постройки храма со всех концов империи свозились лучший материал и памятники древнего искусства: часть изящных мраморных колонн была привезена из Афин, восемь порфирных  колонн, украшающих боковые портики, принадлежали знаменитому храму  Солнца сирийского города Баальбека, восемь колонн из зеленой яшмы, с коринфскими  капителями, украшенными изящной  серебряной и золотой резьбою, принадлежали храму Артемиды в Эфесе, одному из «семи чудес света». 
 

  

 

  Рисунок 4 – Своды храма святой Софии в Константинополе 
 

 

  Рисунок 5 - Церковь святой Софии в Константинополе (общий вид) 
 

  Внешний вид храма св. Софии был весьма внушителен и замкнут. Окруженный с  трех сторон почти вплотную подступающими  к нему постройками, он возвышался над  ними огромным куполом. Живший в то время выдающийся историк Прокопий, рассказывая о храме, писал, что  в высоту он поднимается будто  до неба и, как корабль на высоких  волнах моря, выделяется среди других строений как бы склоняясь над  остальным городом, украшая его, и как составная его часть  сам украшается ими. С улиц Константинополя  виден был только купол, и лишь с восточной стороны собор  просматривался с вершины до основания

  Церковь поражает своим внутренним пространством, гигантским куполом (диаметром более 30 м), который благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным  у основания окнам кажется  словно парящим в воздухе. Капители колонн храма-- из белого мрамора, а  стены покрыты мерцающими мозаиками. В своем архитектурно-художественном образе храм святой Софии воплощает  представления о вечных и непостижимых божественных началах. Строгий снаружи, собор потрясал современников своим  богатым внутренним убранством. Со двора вступали в преддверие храма  с мраморной облицовкой стен и  золотой мозаикой сводов. Отсюда в  самый храм вели девять дверей. Средняя  носила название «царские врата» и  предназначалась для августейших  особ.

  Мраморная облицовка стен оттенялась роскошной  мозаикой на золотом поле, которая  покрывала верхнюю часть здания, своды и откосы окон и то горела, то мерцала в зависимости от освещения. Из-под купола на молящихся взирал Христос, восседающий на радуге; на «парусах» помещались колоссальные фигуры херувимов; на откосах купольных окон - изображения святых епископов, мучеников, пророков.

  Символически  архитектурный образ храма был  приближен к образу Вселенной. Недаром  его сравнивали с космосом, и неслучайно возвратившиеся из Константинополя  послы русского князя сказали  о Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле». Софийский  собор стал лучшим образцом византийского  стиля в архитектуре.

  Высокого  расцвета в Византии достигло искусство  живописи. Замечательными произведениями византийских мастеров являются мозаики  в Равенне (V--VII вв.)

  Ярким примером такой мозиики служит «Христос и вдова, вносящая лепту», представленная на рисунке 6: 

Информация о работе Искусство Византии