Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:12, реферат
Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоков очень рано — уже с 3 тысячелетия до н.э.появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые наряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.
Прикладное искусство периода Хань по формам и технике исполнения значительно отличается от произведений предшествующего периода. Ханьские бронзовые сосуды очень тонкостенны и почти лишены орнамента. Большая часть из них имеет уже чисто утилитарное назначение, в связи с чем меняются и упрощаются многие формы. Рельефный узор остается, как правило, только около ручек, остальная поверхность украшается лишь несколькими декоративными выпуклыми полосами, проходящими поперек сосуда. Техника литья становится несколько более разнообразной. Часто отдельно припаиваются детали сосудов, многие изготовляются уже с помощью не литья, а ковки. Попрежнему применяются инкрустация и позолота.
Для этого времени характерно изготовление больших глиняных сосудов, покрытых зеленой и золотисто-коричневой глазурью, по форме и орнаменту подобных бронзовым.
Большое распространение получают в период Хань также расписные керамические сосуды, отличающиеся яркостью расцветки. Как и в период Чжаньго, узор наносился на сосуд минеральными красками уже после обжига. Основной мотив ханьского узора — это геометрический орнамент, идущий поясами, отграниченными друг от друга резкой черной полоской. Яркие краски — красная, белая, сиреневая и зеленая — образуют очень красивые, красочные сочетания. Этот орнамент почти лишен символики и имеет лишь декоративный характер.
В быту, а также для ритуальных целей в период Хань употреблялись бронзовые зеркала, первые образцы которых относятся еще к периоду Чжаньго. В могилы эти зеркала клались с целью защиты умершего от злых духов. Ханьские зеркала имеют круглую или квадратную форму и более массивны, чем тонкие зеркала Чжаньго. На обратной стороне зеркал исполнялись рельефные изображения и не встречавшиеся ранее ханьского времени надписи лирического, символического и назидательного содержания (например, «мудрец пользуется своим разумом, как зеркалом» и т. п.). Ханьские зеркала, как и зеркала Чжаньго, золотились и инкрустировались. Мотивами узоров на ханьских зеркалах обычно служат изображения животных и символические знаки, которые, возможно, изображали древние приборы для измерения и были связаны с конфуцианской моралью, гласящей, что небо круглое, а земля квадратная («Без циркуля и угольника нельзя сделать правильный круг, значит и жить нужно по правилам»). Как образец ханьских зеркал можно привести зеркало из собрания Пекинского музея, на оборотной стороне которого концентрическими кругами размещены геометрический орнамент и надпись. Ближе к центру выпуклым рельефом исполнены фигуры хищника и оленя и две симметрично расположенные сцены, вероятно, представляющие поклонение божеству. С большей экспрессией переданы изящно и легко бегущий олень с ветвистыми рогами и несущийся за ним прыжками хищник. В трактовке их причудливо изогнутых тел видна близость к скифскому «звериному стилю», что характерно для ряда произведений китайского прикладного искусства этого времени.
Большим разнообразием отличаются ханьские изделия из нефрита. Изготовлявшиеся из него пряжки, кольца, статуэтки людей и животных и пр. отличаются мягкостью моделировки гладко шлифованной поверхности камня и тончайшими узорами. На одной из нефритовых пряжек высоким рельефом изображены фигуры фантастических зверей, ползущих с двух закругленных книзу концов пряжки. Оба гибких зверька извиваются, образуя изгибами своих тел спиралевидный узор. Фигурки приникли к поверхности камня, и только настороженные морды приподнялись, как бы для того, чтобы лучше рассмотреть друг друга.
Большое мастерство проявляется в тканях и художественных вышивках по шелку ханьского периода, вывозившихся далеко за пределы Китая в страны Западной Азии и Европы. На тканях выполнялись обычные для того времени мотивы: всадники на лошадях, рыбы, иероглифические надписи. На известной ханьской ткани, обнаруженной экспедицией П. Козлова в 1924 г. при раскопках погребений в Ноин-Ула (северная Монголия), изображены деревья и скалы, на которых сидят хохлатые птицы. Рисунок выполнен золотой нитью по тёмнокрасному фону. Условно переданные фигурки тонконогих птиц с острыми перьями и причудливые извилистые скалы с растущими на них деревьями образуют динамическую композицию, отличающуюся большой декоративностью.
Искусство Древнего Китая, в особенности периода Хань, сыграло важнейшую роль в сложении и дальнейшем развитии китайской культуры. Оно имело большое Значение и для других стран Востока - Японии, Кореи, Индо-Китая, Монголии, которые в течение многих веков использовали культурные достижения Древнего Китая.
Письменность в древнем китае!
Самыми ранними
способами передачи информации в
древнем Китае являлись узелковое
и рисуночное письмо. Изначально в
пиктографии (рисуночком письме) предметы
изображались целиком. Впоследствии жители
Поднебесной освоили
Вот из такого символического рисунка и начала зарождаться иньская письменность.
Основная масса письменных знаков представляла собой идеограммы (т. е. изображение предметов. Сочетанием нескольких знаков передавались некие более сложные понятия), пиктограммы (изображения луны, звёзд, людей, воды) и, несколько позднее, - фонограммы (символы, обозначающие произношение знака).
Каждый из иероглифов имел фонетическое и смысловое звучание.
В иньских записях использовалось более 3500 знаков. Из них около тысячи обозначали названия племён, городов и областей. Эти слова постепенно вышли из употребления, а все остальные знаки сохранились и используются по сей день.
В качестве материала
для письма в Древнем Китае
использовались гладкие поверхности
лопаточных костей крупных животных
и панцири черепах. Чуть позднее
люди научились применять бамбуковые
и деревянные дощечки, которые соединялись
между собой ремнями или
Писали древние китайцы кисточками, обмакивая их в тушь. Если знак был написан неверно - дощечку зачищали острым ножом.
В процессе совершенствования иероглифической письменности сначала жрецы, а затем - чиновники стали использовать для письма бумагу и шёлк. На шёлке писали тексты и административные отчёты, рисовали диаграммы, карты.
Шёлковые свитки считались одной из самых больших ценностей, выносить их за пределы дворца строго запрещалось.
Появление письменности положило начало развитию литературного творчества. Археологами были найдены бронзовые сосуды 11 - 6 веков до нашей эры, на которых были выведены рифмованные строки, имеющие несомненное сходство с песнями из "Ши - Цзин" - одного из самых древних в мире литературных памятников, включающего в себя 305 поэтических произведений.
Огромный интерес и по сей день вызывают рассуждения философов и предсказания оракулов, входящие в состав "Книги перемен" ("Ицзин").
Документы и летописи, дошедшие до нас, представляют огромную историческую ценность.
Из-за постоянного изменения вида иероглифов невозможно определить их количество на сегодняшний день. Так, большой словарь, выпущенный в 1994г., насчитывает 87019 знаков. Но, согласно статистике, жители Поднебесной используют в обиходе в среднем от 1000 до 3000 иероглифов.
Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен» («Шицзин») – составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны – бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.
На юге страны, в царстве Чу, в эпоху Чжаньго возникла песенно-поэтическая школа во главе со свободолюбивым поэтом-мыслителем Цюй Юанем (340-278 гг. до н.э.). На основе песенного фольклора она создала классический сборник лирических стихов и песен («Чуские строфы»).
В
течение своей истории
При широте диапазона китайские народные песни отличаются преобладанием высокого светлого регистра. Песни по преимуществу одноголосны.
С
далеких времен господствует главным
образом пятиступенный
Инструменты: продольные флейты из бамбука – сяо, поперечные – ди, «китайская волынка» - шэн, двухструнная скрипка – хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны, гонги, литофоны (шицин), колокольчики.
В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) и Хань происходил подъем культуры и искусства. Был создан специальный институт правительственных чиновников – собирателей поэтического и песенного фольклора. Религиозная идеология (конфуцианство и иной догматизм) не могла не отразиться в образно-интонационном строе музыки. Отсюда символическая условность, отвлеченно-таинственная статика освященных многовековой традицией религиозно-гимнических образов и церемониальных жанров.
В Танскую и Сунскую эпохи (7-13 вв. до н.э.) профессиональное искусство усовершенствовалось: поколения композиторов создавали гимны и лирические песни, театральную музыку и камерные произведения инструментальных жанров. С наибольшей пышностью обставлен был музыкою императорский двор. В эпоху Сунов при дворце «сына неба» состояло 10 оркестров большого и сложного состава с инструменталистами, певцами, жонглерами, акробатами. Именно в феодальный период, особенно с утверждением маньчжурского господства, в музыке, как и во всей китайской культуре, обозначился перелом ко все большему застыванию.
Среди
китайских музыкантов-
Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) – постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.
Поэзия Танской эпохи привлекала иногда европейских композиторов. На стихи старокитайских лириков Густав Малер написал свою «Песнь о земле».
Камерная музыка была более жизненной и эмоционально-выразительной. Довольно многое от нее сохранилось. В 12 в. опубликован был сборник «Песни монаха Бай Ши» на собственные четверостишия (цы) поэта-композитора Цзян Куая.
Развитию музыки в древнем Китае способствовала разработка теории. Бесполутоновая пентатоника была теоретически определена как ладовая основа музыки для струнных инструментов около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими наименованиями (так называемая система Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном звукоряде встречается и раньше (трактат «Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались иероглифами и носили названия, имевшие символическое значение.
Примечательным явлением китайской культуры феодального периода стал музыкальный театр. Истоки его – массовые действа с песнями и танцами, которыми народ отмечал когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями к духам предков и принося им жертвы. Постепенно это искусство профессионализировалось. В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому двору.
Спектакль классического театра представлял собою сложное и стройное художественное целое. Все было подчинено единому ритму движения: музыка, разговор, танец, мимика, симфония красок. Музыка оставалась ближе к народным истокам, чем какой-либо другой элемент представления. Все роли – в том числе женские – в классическом театре исполнялись мужчинами. Традицией музыкального театра стало фальцетное пение. Ансамбли пелись в унисон. Оркестр сопровождал пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь) или флейты и другие духовые дублировали вокальную мелодию.
2.3 Литература Древнего Китая
Литература в Китае,
как и в других странах древнего
мира, родилась отнюдь не как чисто
эстетическое явление, а как непременная
составная часть практической деятельности.
Самыми ранними письменными текстами
на китайском языке были гадательные
надписи, выцарапанные каким-либо острым
орудием на черепашьем панцире или
лопаточной кости барана. Желая узнать,
например, будет ли удачной охота,
правитель приказывал нанести свой
вопрос на панцирь и потом положить
панцирь на огонь. Специальный гадатель
истолковывал “ответ божества” в
соответствии с характером трещин,
появившихся от огня. Впоследствии
материалом для надписей стала служить
бронза (на огромных ритуальных сосудах
по поручению древних царей