Искусство Северной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 18:32, реферат

Краткое описание

Северной Азией называют обширный регион, простирающийся от Уральских гор до тихоокеанских побережий, от степных районов Южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. На этой огромной территории, покрытой тайгой и тундрой, издавна проживает несколько десятков различных народов (якуты, чукчи и др.).
Коренные жители Северной Азии – потомки древних охотников, приникших в Сибирь и на Дальний Восток из глубинных районов Азиатского континента не менее пятидесяти тысяч лет назад. Они занимаются охотой, рыбной ловлей и оленеводством, якуты также разводят лошадей.

Вложенные файлы: 1 файл

исскуство северной азии.docx

— 112.66 Кб (Скачать файл)

Рукоятка женского ножа-уляка. 
Чукотка. Середина I тыс. н. э.

У морских арктических зверобоев Чукотки и Аляски, Канады и Гренландии есть особый женский нож с широким, полукруглым лезвием. Держат его в руке «хватом сверху». В Северной Америке такие ножи называют «улу», у жителей Чукотки для них существуют другие названия: эскимосское «уляк» и чукотское «пекуль».

Известные археологи и этнографы С.А. Арутюнов и Д.А. Сергеев назвали уляк «универсальным орудием женского труда». С его помощью, отмечали эти выдающиеся исследователи чукотских древностей, женщины разделывали добычу, снимали со зверя шкуру и отделяли от нее слой подкожного жира. Уляком кроили мех, когда шили одежду и обувь. Полукруглым ножом расслаивали («кололи пополам») шкуру моржа, чтобы изготовить покрытие для байдары – многоместной охотничьей лодки. Лезвия уляков на протяжении многих столетий делали из камня, с XYII века для этой цели стали использовать металл. Рукоятки женских ножей изготавливали, чаще всего, из моржовой кости и нередко покрывали гравировкой.

Рукоятка, помещенная на этой страничке, – одна из лучших в древнеэскимосской коллекции музея. Ее нашли на северо-востоке Чукотского п-ова, в Уэлене, где еще задолго до нашей эры возникло обширное поселение охотников на моржей, тюленей, китов. Уже сам цвет рукоятки свидетельствует о том, что ей не одна сотня лет: только пролежав в земле длительное время, моржовая кость утрачивает свою природную белизну и становится золотисто-коричневой.

Возраст рукоятки можно установить и другими, более надежными способами. Один из них – особенности декора. Рукоятка покрыта графическим орнаментом, состоящим из двойных параллельных линий, клиновидных штрихов и коротких, расположенных в ряд полосок. Подобные орнаментальные мотивы характерны для древнеберингоморской культуры на средней стадии ее развития – в середине I тыс. н. э. На принадлежность рукоятки к кругу вещей, созданных около полутора тысяч лет назад морскими зверобоями Берингова пролива, указывает и ее форма – точнее, то органичное сочетание практической целесообразности и художественности, отличавшее, по словам С.А. Арутюнова и Д.А. Сергеева, древнеэскимосские изделия. Нетрудно представить, как удобно ложилась в ладонь рукоятка ножа, на которой были сделаны углубления и вырезы для пальцев. Столь же очевидно и другое: волнистый край рукоятки и сквозные овальные отверстия в ее верхней части создают определенный декоративный эффект. Мягкие скругленные контуры предмета перекликаются с графическим узором на его поверхности. Приглядевшись, можно отчетливо увидеть, что двойные параллельные линии, составляющие один из основных компонентов орнаментальной композиции, слегка изогнуты, словно повторяют изгиб верхнего края рукоятки. Гармония формы и декора придает этому достаточно скромному изделию целостность и завершенность, нарушить которые не в состоянии даже небольшое повреждение – скол на одном из концов.


Антропоморфная скульптура. 
Чукотка. I тыс. н. э.

Долгое время считалось, что художники Древней Чукотки изображали, в основном, «объекты охоты» – зверей и птиц. Однако результаты археологических раскопок последних десятилетий, в том числе находки Чукотской археологической экспедиции Музея Востока, опровергли эту точку зрения. В древнеэскимосских памятниках Чукотского п-ова, наряду с зооморфной скульптурой, были обнаружены многочисленные антропоморфные изображения. Их подлинный смысл нам, увы, не известен, однако можно уверенно предполагать, что антропоморфные скульптуры I тыс. н. э. служили амулетами и символизировали предков, покровителей и защитников человека, хранителей домашнего очага.

Большой интерес представляет одна из таких скульптур – уплощенная конусовидная фигурка из моржовой кости. Её предельно геометризованная форма необычна для антропоморфной пластики Чукотки. Скульптура была найдена в Уэлене, в самом северо-восточном селении Чукотского полуострова. Иконографические особенности этого произведения позволяют сблизить его с объемными антропоморфными изображениями с о. Св. Лаврентия, расположенного в южной части Берингова пролива. Здесь, на достаточно большом удалении от Уэлена, американские археологи обнаружили скульптуры, в которых формы и пропорции человеческого тела переданы в столь же обобщенной, условной манере. Антропоморфная пластика о. Св. Лаврентия, в свою очередь, перекликается с неолитической скульптурой из значительно более южных районов Северной Пацифики – из низовий Амура и с о. Хоккайдо. Таким образом, хранящаяся в Музее Востока уэленская фигурка из моржового клыка  свидетельствует о культурном взаимодействии приморских жителей Древней Чукотки с обитателями других тихоокеанских ареалов, причем, вероятно, не только Северо-Восточной, но и Восточной Азии. Обращают на себя внимание поперечные линии на лице антропоморфной скульптуры, обнаруженной в Уэлене. Они, скорее всего, символизируют татуировку, которую вплоть до сравнительно недавнего прошлого наносили на лоб, щеки и подбородок чукчанки и эскимоски. Еще одна отличительная черта уэленской фигурки – прямоугольная каменная вставка на груди. Древнеэскимосских скульптур, которые имели бы такие же вставки, до настоящего времени не обнаружено, однако техника инкрустации была хорошо известна арктическим резчикам по кости. В эпоху неолита они нередко инкрустировали изделия из моржового клыка миниатюрными вкраплениями из других материалов – дерева, китового уса и даже железа. Достаточно необычен и четкий графический орнамент, сплошь покрывающий скульптуру. Он состоит из широких, глубоко врезанных линий и коротких, напоминающих пунктир клиновидных штрихов. Такой тип декора, близкий к древнеберингоморской и оквикской гравировке,  встречается на изделиях из моржовой кости крайне редко, причем большая часть предметов, орнаментированных подобным образом, обнаружена именно в Уэлене.


 


Информация о работе Искусство Северной Азии