Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:44, реферат
Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.
Введение.
Модерн в русском искусстве.
Изобразительное искусство и монументальная скульптура.
Российский кинематограф в 20-21 вв.
Особенности литературного процесса.
Советский графический дизайн:
Живопись в 1920 – 1930 гг.
Советская фотография
Книжная графика
Русский лубок
Реклама
Заключение
Фотожурналистика,
как все СМИ в Советском
Союзе, была поставлена в жесткие
условия многоуровневой
В советской
фотожурналистике 1930-х годов четко
прослеживается трансформация
Книжная графика.
Графика —
вид изобразительного
Советская
книжная графика играет важную
роль как одно из средств
идейного и эстетического
Русский лубок.
Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами- ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. - в гравюре на дереве. Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. - литографии.
Бывшие произведениями
народного творчества, поначалу
выполнявшиеся исключительно
Многие мастера кисти и слова России искали в лубочных листах, их доходчивости и популярности свои источники вдохновения. Учиться этому призывал учеников И.Е.Репин. Элементы лубочной графики можно найти в творчестве В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева (приложение №), ряда других художников начала 20 в.
Между тем, народные картинки продолжали раскупаться на торгах по всей стране. На рубеже 19–20 вв., в годы англо-бурской войны, известного лубочного героя Объедалу рисовали в виде великана бура, объевшегося англичанами. В 1904, с началом русско-японской войны, того же Объедалу изображали уже в виде русского солдата-богатыря, пожирающего японских солдат.
К народному
лубку обращались и
Художественный
опыт народа, его чувство красоты
и меры оказали немалое
В августе 1914 авангардисты К.Малевич, А.Лентулов, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк создали группу «Сегодняшний лубок» (приложение №), возродившую старинные традиции батального лубка 19 в. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты. В них патриотический подъем начала Первой мировой войны соединил специфику наивно-примитивного художественного языка с индивидуальной манерой каждого художника. Стихотворные тексты к листам писались Маяковским, искавшим вдохновение в старинных традициях рифмовки:
Массово издававшиеся
лубки типографии Сытина
Лубочные листы
как самостоятельные
Реклама.
Начало рекламной
деятельности в России относят
к X— XI вв. Главными действующими
лицами в этот период были
коробейники и зазывалы, услугами
которых пользовались купцы. Основоположником
российской печатной рекламы
можно считать газету «
В XX в. при журналах
и газетах уже работали
После Гражданской
войны российская реклама
К работе над плакатами были привлечены лучшие художники, дизайнеры и писатели того времени: Дени, Ротов, Черемных, Кук-рыниксы, Янг, художники ИЗОРАМа, Маяковский, Бедный.
В 1929-1930 гг. в
Советском Союзе шла
Говоря про антиалкогольные плакаты, нельзя не выделить особый их вид - «пьянство на работе». Сюда надо причислить плакаты Янга и Черномордика «Из рабочей гущи выгоним пьющих» (1929), «Долой пьяниц! Заявим громко...» (1929) и плакат Дени «Долбанем!» (1930). На плакатах пьяницы изображены страшными уродцами, из-за которых на производстве случаются поломки. В слоганах раскрывается вся антиалкогольная кампания тех лет: «В маленьком стакане, вот этом вот, может утонуть огромный завод», «Долой пьяниц! Заявим громко. От пьяниц только хулиганство и поломка!». Алкоголь выступает как враг народа, Советского союза, культурной революции.
Как уже
сказано, в период НЭПа в Советском
Союзе шла пропаганда
Заключение.
XIX век в истории России
часто называют серебряным
Именно в русле споров о судьбе России и её исключительной миссии развивалась вся русская культура XIX века, зарождались новые тенденции в искусстве, складывался так называемый неорусский стиль эпохи модерна.
В конце XIX – начале ХХ века, когда особенно остро стали ощущаться упадничество и подражательность архитектуры, традиции национального зодчества творчески перерабатываются мастерами русского модерна, которые пытались придать общеевропейскому стилю национальные черты. Появление нового стиля было обусловлено не только подъёмом патриотических настроений, но и эстетикой романтизма с её стремлением к национальным истокам и самобытности.
Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса.
Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры – от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих, конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей.
Парадоксальность модерна состоит в том, что он смог произвести как бытовые, индустриальные сооружения, законченные в своей рациональности, так и фантастические, сказочные особняки, каждый из которых – уникальное произведение искусства.
Модерн не зря затронул абсолютно все жанры русского искусства (в большей или меньшей степени): он явился необходимым звеном в эволюции искусства рубежа веков. К сожалению, то, что модерн был слишком индивидуальным, то, что вызвало его к жизни, явилось и причиной его гибели. Фактически модерн погубил сам себя, но дав при этом возможность существования множества других, более устойчивых стилей в русском искусстве.
Советская графика и социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. На помощь пришел конструктивизм со своими основными чертами: краткостью, динамикой, выразительностью и контрастом. Конструктивизм активно используется и в современной рекламе. Можно прийти к выводу: реклама 1920-1930-х гг. - отличный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты тех лет были и остаются шедеврами в мировой рекламной графики.
Хотя в противовес можно поставить, то что во время Второй мировой войны создано множество агитационных плакатов, после войны появились плакаты, прославляющие советскую армию, восхваляющие Сталина и Ленина, КПСС и т.д. Вспомним хотя бы «Родина-мать зовет» и «Не болтай!». В 1950-х гг. в стране снова возникла необходимость поднимать нравственность у населения. И снова начали появляться социальные плакаты против пьянства, хулиганства, половой распущенности, табакокурения и даже сквернословия! Опять появлялись плакаты со светлым будущим. Здесь можно сказать о плакате Якушина «Космос будет служить людям» (1971), на котором изображен портрет Гагарина. Нельзя так же забывать о рекламных плакатах «Аэрофлота», «Сберкасс» (хотя в принципе они в рекламе не нуждались, так как ничего другого в их сфере деятельности все равно не было...), киноплакатах и театральных афишах. Конечно, графика этого времени была не такая яркая и выразительная, как графика 1920-1930-х гг., но и про нее забывать ни в коем случае нельзя.