Искусство и архитектура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:06, реферат

Краткое описание

Зевс, Афродита, Олимпия, Гомер, Парфенон, греческие вазы, олимпийские игры, лавры… Эти слова, наверно, в душе у каждого рождают образ некой удивительной страны, окутанной мифами, легендами, с прекрасными девушками в свободных летящих платьях и сильными юношами… Искусство и культура Эллады мало кого могут оставить равнодушными.
Конечно, период Древней Греции остался в далеком прошлом, но тем не менее культура Эллады до сих пор продолжает влиять на нашу жизнь, будь то архитектура, мода или литература. Потому что именно древние греки заложили основу всем этим видам искусства, именно они оказали огромное влияние на развитие Римской империи, а Рим, в свою очередь, повлиял на будущее европейской культуры.

Содержание

Введение
Глава I. Периодизация древнегреческого искусства. Характеристика периодов
Глава II. Архитектура
Глава III. Скульптура
Глава IV. Изобразительное искусство
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

искусство древней греции.doc

— 4.09 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории искусств на тему:

«Искусство и архитектура Древней Греции»

 

 

 

 

Выполнил:

                                                                  студент 

                                                                  гр.3ГП101,ФОАХП  

                                                                 

                                                                  Проверил:

                                                                  ст. преподаватель

                                                                  каф. градостроительства                     

                                                                  .

 

 

 

Казань 2013

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Периодизация древнегреческого искусства. Характеристика периодов

Глава II. Архитектура

Глава III. Скульптура

Глава IV. Изобразительное искусство

Заключение

     Библиография

     Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зевс, Афродита, Олимпия, Гомер, Парфенон, греческие вазы, олимпийские игры, лавры… Эти слова, наверно, в душе у каждого рождают образ некой удивительной страны, окутанной мифами, легендами, с прекрасными девушками в свободных летящих платьях и сильными юношами… Искусство и культура Эллады мало кого могут оставить равнодушными.

    Конечно, период Древней Греции остался в далеком прошлом, но тем не менее культура Эллады до сих пор продолжает влиять на нашу жизнь, будь то архитектура, мода или литература. Потому что именно древние греки заложили основу всем этим видам искусства, именно они оказали огромное влияние на развитие Римской империи, а Рим, в свою очередь, повлиял на будущее европейской культуры.

   Искусство Древней Греции охватывает время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.

   Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам отвлеченность мышления, захватившая позднее сознание их европейских потомков. Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского искусства вообще: «Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она кажется еще чище и слаже».

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока — египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.

«Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который на лире воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором, и отцу его, Приаму, так великодушно предлагает и вечерю и ночлег у себя в куще, не покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических, когда воля и сила человечества развивалась со всей свободой... Тогда мир, за три тысячи лет существовавший, не будет для нас мертвым и чуждым во всех отношениях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Периодизация древнегреческого искусства

 

  • предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.
  • Ахейско-минойское искусство
  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
    3. Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
  1. Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
  2. Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н.э.
  3. Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика периодов

    Геометрический период. Эпоха геометрики получила название по виду вазописи. Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

    Архаический период. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

     Классический период. Почти все постройки в  этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений;  Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

     Эллинизм. Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Архитектура

 

Греческую архитектуру можно разделить на несколько периодов:

  • Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) В этот период выработались основные принципы и формы в зодчестве, однако памятников архитектуры не сохранилось.

  • Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.) В этот период происходит освобождение греческой архитектуры от навязанных Древним Египтом и Азией элементов и форм. Постройкам характерен дорический стиль. Основные храмы и постройки:  храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах,  храм Афины Паллады на острове Эгине, Храм Посейдона в Пестуме, храма Деметры в Пестуме,  храм Артемиды в Эфесе.

  • Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.). Дорический стиль продолжает господствовать, также постепенно внедряются ионический и коринфский стили. Основными строительными материалами являются известковый камень, песчаник, мрамор. Основные храмы и постройки: Храм Тесея в Афинах,  храм в Илиссе, храм Ники Аптерос,  Парфенон,  храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах,  храма Зевса в Олимпии.

  • Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) На искусство и архитектуру особое влияние оказывает Восток, доминирующим становится коринфский стиль, строятся здания общественного характера – театры, дворцы и пр. Основные храмы и постройки:  храм Зевса в Немее,  храм Крылатой Афины, памятник Лисикрата,  Башня Ветров, надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене,  храм Феба Дидимского в Милете,  алтарь Зевса в Пергаме.

  • Период Римского владычества. Попав под власть Рима, искусство Эллады почти перестает развиваться. Тем не менее греческие зодчие и художники переносят свои традиции в искусство и культуру Древнего Рима, происходит «диффузия»  греческой архитектуры с искусством римской империи.

 

Древнегреческие храмы

    Древние греки верили, что в окружающем мире живет множество разных богов и богинь. Каждое божество отвечало за какую-нибудь область человеческой жизни или природное явление. Греки слагали про них удивительные истории (мифы) и возводили в их честь прекрасные храмы.   Греческие боги были похожи на людей и обитали в рощах, пещерах или на вершинах гор. В таких священных местах возводили храмы и алтари, чтобы верующие могли приносить богам дары. На территории некоторых святилищ устраивали лечебницы или проводили различные состязания. Самые известные из них, Олимпийские игры, проходили каждые четыре года в Олимпии, в святилище, созданном примерно в 1000 г. до н. э.   В других святилищах мог находиться оракул - жрец или жрица, устами которых бог отвечал на задаваемые ему вопросы. Наиболее почитаемый в Древнем мире оракул был в святилище Аполлона в Дельфах. От лица божества вещала Пифия, жрица, восседавшая на треножнике в маленькой комнате с низким потолком. С 582 г. до н. э. в третий год каждой олимпиады (четырехлетнего периода между двумя Олимпийскими играми) в Дельфах проводились Пифийские игры. Первый храм Аполлона в Дельфах был уничтожен пожаром 548 г. до н. э., но вскоре отстроен заново.   Греческая цивилизация во многом была наследницей минойской цивилизации, существовавшей в 3-2-м тысячелетиях до н. э. на острове Крит. Очагами культуры в это время были так называемые дворцы - огромные комплексы зданий, включавшие в себя жилые помещения, амбары и, возможно, святилища. Их руины можно увидеть в Кноссе, Фесте и некоторых  других критских городах. Считается, что критяне поклонялись некоему женскому божеству,  так как на территории «дворцов» были найдены женские статуэтки со змеями в руках.   Для древних греков храмы были местом пребывания богов, потому они назывались naoi (букв, «жилища»). В древнейшие времена I их строили из дерева и иногда обивали металлическими (медными) листами, но в исторические времена - только из камня. Древнегреческие храмы чаще всего были прямоугольными.  В центральной комнате, называемой целла, лицом на восток размещали статую бога или богини, которым посвящали храм. Наиболее древние строения имели крыльцо с крышей на колоннах только с одной стороны. С течением времени крылец стало два, и храм оказался окружен колоннами. Самое древнее сооружение такого типа - храм Геры (Герайон) на острове Самос, построенный примерно в 750 г. до н. э. Другой храм Геры был построен в Олимпии около 600 г. до н. э. Сначала его  колонны были деревянными, но постепенно, по мере износа опор, они заменялись каменными. На каждом торце было по 6 колонн, а вдоль  стен - по 16. В целле находились статуи Геры,  Зевса (ее мужа) и вестника богов Гермеса.

   Толос - это круглое святилище или гробница. Этот толос, построенный в Дельфах примерно в 390 г. до н. э., первоначально был окружен 20 огромными колоннами.

Парфенон, построенный из белого мрамора в центре афинского Акрополя, - самый знаменитый из всех древнегреческих храмов. Он был создан архитекторами Иктином и Калликратом, а внешним оформлением и ваянием статуй занимался Фидий. Работы по строительству храма продолжались с 447 по 432 г. до н. э. Он получил свое название в честь богини Афины-Девы (Парфенос).   В 146 г. до н. э. Греция была завоевана Римом. Много столетий спустя, когда официальной религией в Римской империи стало христианство, императоры принимали различные меры для искоренения языческих верований своих подданных. С этой целью в 394 г. Феодосии  запретил Олимпийские игры. Греки некоторое время еще продолжали придерживаться своих традиционных верований, но мало-помалу начали переходить в другую веру. В VI-VII вв. древние храмы были перестроены в христианские церкви. Это произошло с Парфеноном, храмом Согласия вАгридженто (Сицилия), храмом Афины в Сиракузах (Сицилия), построенным между 474 и 460 гг. до н. э., и многими другими.   У древних греков было принято кремировать мертвых и хранить их прах в урнах. Например, на острове Эвбея был раскопан склеп с останками мужчины и женщины, умерших около 1000 г. до н. э. Прах мужчины был помещен в большую бронзовую урну, также в склепе нашли золотые украшения и части конской сбруи.   Греки верили, что после смерти их души попадают в царство мертвых, где правит бог подземного мира Аид. Так как при жизни люди не были равны и одни оказывались смелее, сильнее, мудрее или щедрее других, то в подземном царстве кто-то получал наказание, а кто-то отправлялся на острова блаженных.

 

Типы древнегреческих храмов

Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью.

1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили  портик с колоннами.

2) Храм «амфипростильный» с 2-мя  портиками: к храму с двумя  крыльцами пристраивалось по  портику.

3) Храм «кругокрылый» («периптерический») состоял из храма, возведённого  на платформе и окружённого  с 4-х сторон колоннадой.

4) Храм «двоякокруглый» («диптерический»): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга.

5) Храм «ложнокруглый»: вместо колонн  ставятся полуколонны, выступающие  из стен.

6) Храм «сложнодвоякокруглый»: колонны  в одном круге сочетались с  полуколоннами в следующем.

 

 

Стили колонн

Информация о работе Искусство и архитектура Древней Греции