Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:13, реферат
Испанское Возрождение можно условно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое (зрелое) Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (позднее) (до конца 17 в.).
В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе.
В 1473–1474 годах в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского.
В начале 17 века Испания сохраняла
положение мирового лидера, однако
экономическая ситуация резко ухудшалась,
несмотря на огромный приток золота из
колониальной Америки. В заключительный
этап Возрождения, часто выделяемый
в особый период барокко, преобладала
тенденция происходящее в стране
интерпретировать как следствие
злого начала в человеке, идея, созвучная
христианскому учению о греховности.
Выход виделся в обращение
к разуму, помогающему человеку найти
дорогу к Богу, что отразилось и
в литературе, уделяющей особое внимание
контрасту между человеческой природой
и его разумом, между красотой
и уродством, в то время как
прекрасное воспринималось как нечто
эфемерное и практически
В поэзии господствовали два стиля – "гонгоризм", получивший название в честь крупнейшего поэта того времени Луиса де Гонгора-и-Арготе (1561–1627), и "концептизм", от слова concepto, что означает "мысль".
"Гонгоризм" называли еще
"культеранизмом", от слова
culto ("возделанный"), поскольку
этот стиль был рассчитан на
избранную, образованную
Уже в плутовских романах, написанных дворянами о людях чуждого социального происхождения, заметен оттенок пренебрежения, выразившийся в заострении отрицательных черт плута-нищего; уже Сервантес называл словом gentazza (каналья) выскочек из низов, пытавшихся равняться с интеллигенцией из рядов дворянства. Литература гонгористов обращается только к людям образованным т. е. к незначительной кучке людей привилегированных, которым доступно образование. Литературная речь заполняется античными тропами и фигурами, мифологическими образами, хитроумными метафорами и сравнениями, игрой слов.
"Концептизм", основоположником
которого считается А. де
Разложение литературных форм в конце XVII и начале XVIII вв. было ускорено политическими событиями. По окончании войны за испанское наследство [1714] Испания целиком подпадает под влияние Франции, к которой перешла роль европейского гегемона. Литература, созданная под эгидой испанского королевского двора в XVII в., автоматически вытесняется литературой, взращенной французским абсолютизмом.