Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:20, реферат
Ростовская консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. В 2004 году консерватории присвоен статус Академии.
Ростовская консерватория — крупнейший центр музыкальной культуры и искусства Северного Кавказа и Юга России. Ею подготовлено 4000 специалистов — пианистов, дирижёров, хормейстеров, композиторов, музыковедов, оперных и камерных певцов, исполнителей на всех оркестровых струнных, духовых и ударных, народных инструментах, эстрадно-джазовых музыкантов. Более 400 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 70 удостоены почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, 60 защитили диссертации, 25 — профессора, 50 — доценты различных отечественных и зарубежных вузов.
1. История……………………………………………………………2
2. Научная, концертная и творческая деятельность………………6
3. Международная деятельность…………………………………..10
4. Художественные коллективы…………………………………...11
5. Основные направления подготовки специалистов…………….12
6. Известные педагоги прошлых лет………………………………13
7. Используемая литература………………………………………..15
Нижегородский Государственный Университет им. К. Минина
Реферат
по предмету
«История музыкального образования»
на тему:
«История образования и развития Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова»
Выполнила:
студентка заочного
«музыкальное образование»
Нижний Новгород, 2015 год
Содержание
1. История
Ростовская консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. В 2004 году консерватории присвоен статус Академии.
Ростовская консерватория — крупнейший центр музыкальной культуры и искусства Северного Кавказа и Юга России. Ею подготовлено 4000 специалистов — пианистов, дирижёров, хормейстеров, композиторов, музыковедов, оперных и камерных певцов, исполнителей на всех оркестровых струнных, духовых и ударных, народных инструментах, эстрадно-джазовых музыкантов. Более 400 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 70 удостоены почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, 60 защитили диссертации, 25 — профессора, 50 — доценты различных отечественных и зарубежных вузов.
Два десятилетия консерватория была единственным музыкальным вузом Юга России, обеспечивавшим подготовку высококвалифицированных кадров для музыкальных учреждений и учебных заведений всех уровней этого огромного региона. Становление и кадровое укомплектование открытых в последние годы музыкальных вузов и музыкальных факультетов при университетах, а также всех музыкальных театров и творческих коллективов региона также во многом обязано Ростовской консерватории, выпускники которой работают в каждом из них без исключения, а в некоторых — составляют подавляющее большинство творческого состава. Значительная часть Ростовской организации Союза композиторов России и её руководители — выпускники консерватории.
В 1982 году в РГК была открыта первая в СССР кафедра эстрадно-джазовой музыки,которую возглавил первый в стране профессор эстрадной и джазовой музыки (1989) Ким Назаретов -один из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России. Во многом благодаря этому Ростов-на-Дону называют негласной "столицей джаза" России.
В 1998 году консерватория стала лауреатом конкурса «Окно в Россию» по номинации «Институт искусств года», проведенного газетой «Культура», а также обладателем специальной премии общероссийского государственного телевизионного канала «Культура». В 1992 году консерватория начала регулярную издательскую деятельность, а в 2002 году — был организован редакционно-издательский отдел. В 1993 году в структуре консерватории был открыт Лицей — 11-летка для особо одаренных детей — ныне Средняя специальная музыкальная школа 11-летка (Колледж), что дало возможность целенаправленной подготовки талантливых детей с раннего возраста к поступлению в вуз. В 1993 году была открыта аспирантура по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство и ассистентура-стажировка (аспирантура) по всем творческо-исполнительским специальностям. С 1995 года функционирует Южный межотраслевой центр (ныне Институт) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов творческих профессий, в котором повысили квалификацию около 2000 слушателей из высших и средних специальных учебных заведений и учреждений культуры и искусства Северного Кавказа и Южно-Российского региона.
В 1994 году открылся Диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — музыкальное искусство. Ростовская консерватория стала первым региональным вузом России, где начал работу такой совет. С 2007 года совет имеет право принимать защиты не только кандидатских, но и докторских диссертаций. Председатель — доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. В состав совет входят ученые из Ростова, Москвы, Саратова, Краснодара, Майкопа, Нальчика: музыковеды, а также специалисты в смежных областях гуманитарного знания — философии, истории, культурологии, педагогики.
За истекший период диссертации защитили свыше 70 музыкантов. Работы выполнены не только в Ростовской консерватории, но и в Государственном институте искусствознания (Москва), в Московской, Астраханской, Саратовской, Петрозаводской консерваториях, РАМ им. Гнесиных, Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова, Уфимском институте искусств. Возраст соискателей на момент защиты от 26 до 66 лет. Ныне они работают в Москве, Ростове, Таганроге, Астрахани, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Курске, Майкопе, Махачкале, Орле, Саратове, Ставрополе, Петрозаводске, Славянске-на-Кубани, Уфе, Ханты-Мансийске, а также Колумбии, Китае.
Рахманинов в Ростове
(По материалам писем, воспоминаний, критических отзывов)
Рахманинова соединяли с Ростовом многие нити. Он выступал здесь как пианист, его приездов с нетерпением ждали ростовские музыканты и сотни любителей музыки. Здесь жили и работали его друзья, возможность встречи с которыми служила, вероятно, дополнительным стимулом для включения города в гастрольные маршруты. С Ростовом связан и ряд музыкально-административных забот великого музыканта, чей авторитет в те годы в столицах и провинции был огромен.
Творчество Рахманинова – композитора и пианиста – глубоко интеллектуально. Каждая музыкальная фраза – художественно одухотворенная мысль, результат логического, строго продуманного и своеобразно прочувствованного мышления…
Чрезвычайно интересная программа из собственных произведений концертанта. Поистине С. Рахманинов – это удивительный в своем роде художник, стяжавший себе славу композитора, пианиста-виртуоза и дирижера… Пианиста встречали и провожали овациями. («Приазовский край» от 1 ноября 1913 г.)
Особым был сезон 1915/16 г.: ровно в половине из 24 рахманиновских клавирабендов звучала музыка Скрябина, скоропостижно скончавшегося 14 апреля. Скрябинский тур по России Рахманинов начал с Ростова 20 октября 1915 года.
Программа: Прелюдии op. 11, Соната-фантазия № 2 gis-moll op. 19, Фантазия H-dur op. 28, Поэма Fis-dur op. 32, Сатаническая поэма op. 36, Этюды из op. 42, Соната № 5 op. 53.
Концерт проходил в здании бывшей Торговой школы на ул. Сенной – ныне корпус экономического и юридического факультетов Ростовского государственного университета (ул. М. Горького, 88).
Перед самым окончанием концерта, когда композитор готовился играть на «бис», кто-то из публики крикнул: «Свое!», на что Рахманинов спокойно и медленно ответил: «Скрябина!» и сыграл еще несколько скрябинских этюдов. (Из статьи С. Гурвича и Я. Друскина «Выдающиеся русские композиторы в дореволюционном Ростове-на-Дону».)
«Рахманинов и Скрябин» – увлекательная, многоплановая тема. Мы коснемся ее лишь в той мере, какая необходима для разговора о том эффекте, который произвели мемориальные концерты.
Давнишняя вражда некоторых музыкальных критиков, сгруппировавшихся вокруг Скрябина, с одной стороны, и Рахманинова – с другой, была известна в Москве. Отношение критиков к композитору противоположного лагеря было тоже далеко не беспристрастным. Это и создавало в Москве уверенность, что сами «виновники» газетной перепалки – Рахманинов и Скрябин – тоже относятся друг к другу недружелюбно. В действительности же между двумя композиторами приятельские отношения никогда не нарушались, хотя близости и взаимного понимания творчества у них не было. (Из воспоминаний С. А. Сатиной о Рахманинове.)
чем через месяц Рахманинов приехал в Ростов еще раз, чтобы 7 ноября выступить с местными музыкантами (скрипачом П. П. Ильченко и виолончелистом А. А. Стернадом).
Программа: Элегическое трио «Памяти великого художника» d-moll op. 9, Соната для виолончели и фортепиано g-moll op. 19.
Как и в октябре, концерт состоялся в зале Торговой школы.
По воспоминаниям М. Ф. Гнесина, билеты были распроданы в течение нескольких часов. На концерте присутствовали слушатели из Таганрога, Новочеркасска, Азова, других городов. (По статье С. Гурвича и Я. Друскина «Выдающиеся русские композиторы в дореволюционном Ростове-на-Дону».)
Играли Трио, – с очень неудачным скрипачом. На бис он [Рахманинов] сыграл «Полишинеля» и переложенную для рояля «Сирень». (Из воспоминаний М. Шагинян.)
Красивое полнозвучие, властные ритмы, светлое ликование… Рахманинов играл, конечно, блестяще, великолепно и бесподобно и как аккомпаниатор [ансамблист], и как солист; самые сильные и изысканные выражения в данном направлении совершенно бессильны выразить прелесть живых ощущений… Кудесник звуков, с такой же, как у Листа, энергией, но только с русскою душой. Игра Рахманинова достигла идеального и притом специфически рахманиновского совершенства.
Концерт прошел при переполненном зале и закончился шумными, восторженными овациями. («Приазовский край» от 9 ноября 1915 г.)
Упоминание о Листе представляется далеко не случайным: на старшем отделении Московской консерватории Рахманинов в 1888–1891 гг. занимался у своего двоюродного брата А. И. Зилоти, который после окончания консерватории по классу Н. Рубинштейна совершенствовался у Листа.
Последнее выступление музыканта в нашем городе прошло 26 января 1917 года как Шестое музыкальное собрание Ростовского отделения РМО. Таким образом, Ростов – вместе с Таганрогом, где артист выступал на следующий день, – оказался в числе последних российских городов, слышавших Рахманинова (после того и до отъезда за рубеж в декабре этого года он появлялся на эстраде только в Харькове, Петрограде, Москве и Ялте).
Программа: Соната № 2, Вариации на тему Шопена, восемь Этюдов-картин из op. 39 (еще неопубликованных), несколько ранних произведений, в том числе «Полишинель».
Концерт прошел в зале музучилища, которое располагалось на ул. Большой Садовой (здание не сохранилось; ныне на этом месте размещается офис Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе).
Судя по концертным программам Рахманинова, он не боялся повторять по нескольку раз в одном городе одни и те же произведения, но заботился и об освежении репертуара. На сей раз новинкой стали пьесы из нового опуса Этюдов-картин, тогда еще не опубликованного и даже не законченного: работа над ним началась в 1916 г. и продолжалась во время концертного сезона вплоть до середины февраля 1917 г.
Выступление Рахманинова сопровождалось настоящим триумфом. (Газета «Ростовская речь» от 28 января 1917 г.)
2. Научная, концертная и творческая деятельность
Определяющая характеристика творческого вуза — осуществляемая им художественная деятельность. Её главные составляющие: концертная работа, музыкальная наука (музыковедение), композиторское творчество. Уже в первые месяцы становления вуза, когда студентов было всего около 70, и ещё не вполне сформировался профессорско-преподавательский состав, состоялись первые афишные концерты и прошла научная конференция. Ныне Ростовская консерватория ежегодно осуществляет крупные концертные проекты, является центром научно-исследовательской и методической мысли в области музыкального искусства на Юге России.
Первым проректором по научной и концертной работе был Н. Ф. Орлов. Затем в разные годы эту должность занимали М. Н. Саямов, Н. Ф. Тифтикиди, Г. Р. Тараева, Е. Г. Шевляков, В. М. Гузий. С 1991 по 1998 и с 2002 по 2007 годы научную и концертную деятельность консерватории возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор А. М. Цукер. С 2007 года эти функции разделены: А. М. Цукер сохранил за собой руководство научной работой (с 2007 по 2010 годы), помощником ректора по концертной и творческой работе назначен композитор, профессор Г. Ю. Толстенко.
Научно-творческую деятельность консерватории дополняет работа диссертационного совета, аспирантуры, отдела редактирования и информации, концертно-рекламного отдела. В рамках этой деятельности осуществляется научно-исследовательская и научно-методическая работа педагогов и студентов, организация и проведение научных конференций, концертов и фестивалей, подготовка и защита кандидатских диссертаций, публикация научных и методических трудов.
Уже традиционным стало проведение международных, всероссийских фестивалей и параллельно — научных конференций, посвященных общей теме. В числе наиболее значительных таких акций — «Отечественная культура XX века и духовная музыка», «Моцарт — Прокофьев», «Рахманиновские дни в Ростове», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему», «Шуберт — XX век», «Искусство на рубежах веков», «Музыкальная культура православного мира», «Музыкальная культура христианского мира» (к 2000-летию Рождества Христова), «Музыка в информационном мире», «Старинная музыка сегодня», конференции «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве» и фестиваль «Единый мир музыки», «Приношение Д. Д. Шостаковичу. К 100-летию со дня рождения», «Моцарт и моцартианство». Подобные конференции сопровождаются открытыми лекциями, семинарами, мастер-классами, выставками, экскурсиями. В рамках каждой конференции работает студенческая секция.