История развития батика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Роспись и украшение ткани – увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития батика ………………………………………5
1.1. История развития батика в Индонезия …………………………….6
1.2. История развития батика в Китае.…………………………………..9
1.3. История развития батика в Япония………………………………...11
1.4. История развития батика в Россия…………………………………12
Глава 2 Особенности создания декоративного текстиля в интерьере15
2.1. Особенности использования текстиля в интерьере………………..15
2.2. Композиция и колорит в текстиле…………………………………..18
Глава 3 Особенности шелковых тканей…….…………………………...23
3.1. Ассортимент шелковых тканей……………………………………...23
3.2. История шелка…………………………………………...…………...30
3.3. Приемы росписи на шелке……………………………..…………....31
Глава 4 Технология и материалы…………………………...…..………..32
4.1. Технология………………………………………………...………….32
а) техника холодного батика……………………………………………..32
б) техника горячего батика………………………………...……………..33
в) свободная роспись……………………………………..………...…….35
4.2. Материалы, инструменты…………………………...……………….37
а) красители……………………………………………..………………...37
б) инструменты……………………………………..…………………….39
Глава 5 Творческая часть……………….……………..…………………41
5.1. идеи………………………………………………………..………….41
5.2. Описание работы……………………………………..……………...47
Заключение………………………………………………..……………....49
Список литература……………………………………..…………………50

Вложенные файлы: 1 файл

текстильное производство.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Креп – шифон – чистокреповая  ткань полотняного переплетения, легкая, полупрозрачная. Вырабатывается она из двухниточного крепа в  основе и утке, обладает мелкозернистой матовой поверхностью с четко  выраженным креповым эффектом. Поверхностная  плотность ее – 25- 35 г/кв.м. ширина ткани  – 90,95 и 105 см.

Креп – жоржет – ткань, аналогичная по структуре креп –  шифону, но несколько плотнее, толще  и менее прозрачная, вырабатывается из двух - , четырехниточного крепа. Ширина ткани – 95 см., поверхностная плотность – 35 – 65 г/кв.м.

Креп – сатин – ткань, которая выпускается атласным переплетением  из шелка – сырца по основе и  шелка – крепа по утку. Одна сторона  ткани гладкая, блестящая, вторая –  матовая креповая. Креп – сатин  выпускается гладкокрашеный и с  печатным рисунком.

Гладьевые ткани вырабатываются из шелка – сырца, слабокрученного  шелка и шелковой пряжи, полотняным переплетением. Типичный представитель  этой подгруппы – полотно.

Шелк – полотно вырабатывается полотняным переплетением из шелковой пряжи линейной плотности 5 текс Х 2 и 10 текс Х 2 или шелка – утка в  основе и утке. Это плотная непрозрачная суровая отбеленная или с печатным рисунком ткань, напоминающая по внешнему виду тонкие штапельные полотна. Ширина ткани – 80, 90, 140 см., поверхностная плотность – 45 -98 г/кв.м.

В подгруппу жаккардовых  тканей входят атлас, штоф и другие ткани, вырабатываемые из шелка –  сырца, шелковой пряжи или нитей  пологой куртки жаккардовым переплетением.

В подгруппу ворсовых тканей входят бархаты, которые вырабатываются ворсовым переплетением, имеют ворсовую и грунтовую системы из натуральной  шелковой пряжи. Высота ворса – 1,5мм, ширина ткани – 70 и 135см., поверхностная  плотность – 190 г/кв.м.

Ткани из натурального шелка  в швейной обработке легко  растягиваются, перекрашиваются, осыпаются. Гладкие ткани скользят и смещаются  при настилании. Для соединения деталей  рекомендуются шелковые нитки № 65 или хлопчатобумажные № 80 – 100, для  отделочной строчки – шелковые нитки; иглы должны быть тонкими и острыми (№ 75 - 85). Влажно –тепловую обработку  бархата следует проводить на кардоленте [С.253 - 255].

Не случайно нежно воздушные  шелка предпочитают художники. Переливы сочных красок на блестящей поверхности  на постоянной поиском новых художественных средств. На шелке краски выглядят насыщенными, легко растекаются, по этому шелк расписывать одно удовольствие. Выбор  шелковых тканей велик и ведут  они себя при росписи различно.

Важнейшим параметром строением  ткани является ткацкое переплетение. От вида переплетения зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой  поверхности ткани, и ее механические, физические и технологические свойства.

Нити основы и утка последовательно  переплетаются друг с другом в  определенном порядке согласно рапорту  переплетения, образуя ткань с  характерной для данного переплетения структуры, внешним видом и свойствами. Рапортом переплетения называются минимальное  число нитей, потребное для законченного ткацкого рисунка.

Все ткацкие переплетения делятся на четыре класса:

1. простые (гладкие, или  главные) переплетения: полотняные, саржевое, сатиновое (атласное).

2. мелкоузорчатые (армюрные) переплетения, подразделяются на  два подкласса:

А) производные переплетения от простых:

- производные от полотняного  – репсовое, рогожка;

- производные от саржевого  переплетения – усиленная саржа,  сложная саржа, ломанная и обратная  саржа, ромбиковые и др.

- производные от сатинового  и атласного переплетения –  усиленный сатин, усиленный атлас.

В) комбинированные переплетения: креповые диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.

3. сложные переплетения: двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные)  и др.

4. крупоузорчатые (жаккардовые)  переплетения: простые и сложные  крупноузорчатые [С.125- 126].

Растекаемость и впитываемость  краски существенно зависят именно от класса переплетения. Полотняная переплетения – наиболее простейшее переплетение шелковой ткани, в котором основные и уточные нити чередуются через  одну: на лицевую поверхность ткани  попеременно выходит то основная нить, то уточная. Рапорт полотняного  переплетения по основе и утку равен  двум нитям. Изготовленные таким  образом шелка имеют гладкую  структуру и выглядит с обеих  сторон почти одинаково. При саржевом переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей  основы, в результате чего на поверхности  шелка отчетливо видны «канавки»  и «рубчики». Это - особое свойство атласного  переплетения, заключающееся в том, что точки перекрещивание основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности  ткани относительно далеко друг от друга. Поэтому атласный шелк очень  рыхлый и мягкий. Благодаря тому, что уточные нити находятся очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает переливающийся блеск.

Особенно богато выглядят жаккардовые ткани. Процесс творчества, техника, которого изобретена французом  Жозефом Марией Жаккардом, направляется автоматами с помощью перфокарт  или компьютеров. При этом в результате специального подъема отдельных  или сразу нескольких уточных  нитей получаются сложные узоры, элементы которых в зависимости  от угла падения света кажутся  то темными, то светлыми. И становится ясно, что шел шелку рознь и  что при росписи нон ведет  себя по – разному.

Так как на роспись влияют и другие критерии, например, различная  толщина шелка, то, прежде чем приступить к росписи, профессионалы проводят эксперимент с каплей краски и  проверяют, как краска расплывается и впитывается.

И так, мы выяснили, что для  художественной росписи подходят шелковые ткани. Ассортимент шелковых тканей богат и разнообразен. А занятие  росписью по шелку является приятным и увлекательным.

 

3.2. История шелка

 

Название «шелк» присваивается  только тем натуральным волокнам, которые производятся из коконов  шелковичных червей. «Жемчужина среди  тканей» с ее блеском и уникальными  качествами окружена легким ореолом  роскоши. Искусство добывать шелк родилось в Китае, и существует множество  мифов о том, как начиналось разведение гусениц шелкопрядов, и как появился первый шелк. Во время одной из прогулок ногам Си Лин Ши упали небольшие  плоды тутового дерева. Когда императрица  подняла один плод, из него вылупилась бабочка. Заинтересовавшись этим, императрица  стала наблюдать за всем циклом развития гусениц шелкопрядов, ей пришла в  голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, снова можно размотать  и соткать из нее шелк.

Уникальные свойства шелка  и окружавшие его возникновения  легенды сделали струящуюся нежную ткань выражением могущества и роскоши. Шелк был настолько дорогим, что  шел на вес золота.

Тайна изготовления шелка  долго оставалась неразгаданной. Тем  временем римляне уже научились  ткать нежный шелк. Относительно толстая  шелковая китайская ткань под  неусыпным надзором римлян осторожно  разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити. После чего из них  ткали невесомую, окрашенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные великолепно  окрашенные ткани попадали по шелковому  пути обратно в Китай. Примерно в 159 – 200 гг. до н.э. римским купцам удалось  узнать тайну шелка и познакомиться  с его получением. В 533 г. распалась Единая Китайская Империя. По поручению императора Юстиниана два византийских монаха – несторианца вывезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 53 г. в Сирии вывелись из коконов первые гусеницы шелкопрядов.

 

3.3. Приемы росписи  на шелке

 

Роспись на шелке – одна из наиболее востребованных и эффектных  техник в декоративном искусстве. Роспись  на шелке отличается от традиционного  батика – создания красочных композиций на ткани с помощью резерва  – способом нанесения красителя, а вместо резерва используют другие материалы: воск, солевой раствор.

Для этого направления  характерны техники, позволяющие создать  различные эффекты. Роспись на шелке  включает в себя два вида: так  называемый холодный батик и свободную  роспись.

Холодный батик представлен  тремя техниками:

- «Классический» - создается  методом наводки резервирующих  линий, ограничивающих замкнутые  полоски, в результате чего  получается рисунок, напоминающий  витраж, и расписывается в один  слой;

- «Многослойный» - создается  так же по витражному принципу, но при этом используется несколько  наложений цветовых тонов друг  на друга;

- «Незамкнутая графика»  расписывается без использования  замкнутых плоскостей, в этой  технике резервирующая линия  разрывается, что позволяет цвету  одной плоскости входить в  цвет другой.

Свободная роспись включает в себя три техники:

- «Акварельная техника» - ткань расписывается по «сырому»  с подсушиванием в определенных  местах и применением спиртового  эффекта, а так же росписи  специальными поролоновыми кистями  по «сухому»;

- «Трафаретная техника» - создается с применением солевой  технике и наводки графики  резервом.

Представленные техники  наиболее полно отражают безграничные возможности росписи на шелке. Они  доступны и эффектны, а так же позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые творческие задачи – будь то изготовление платка, шарфа  или панно.

 

4 Технология и  материалы

 

4.1. Технология

 

Техника холодного  батика

Работа в технике холодного  батика дает возможность расписать  не всю вещь, а один небольшой  фрагмент. Такая роспись может  не только украсить изделие, но и без  помощи аппликаций скрыть дефект ткани  или пятно. Наличие контура придает  произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть  рисунка, замыкая его. Замкнутость  контура является обязательным условием.

Контур делают с помощью  специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.

Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым  пользуетесь, обязательно нужно  опробовать на не рабочих полях ткани.

При работе в технике холодного  батика резерв наносят на поверхность  ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при  помощи стеклянной трубочки или специальных  баллончиков. Необходимо заметить, что  и трубочки, и баллончики следует  вести по ткани равномерно, поскольку  там, где движение замедляется, заканчивается  или начинается, могут образоваться, капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть  кончиком вверх. Расписывают изделие  в этом случае в пределах контура  в соответствии с эскизом. При  этом количество цветов, которые можно  использовать в данной технике, практически  не ограничено.

После выполнения контура  ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с  нанесенным на нее резервирующим  составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного  батика, является наличие четкого  цветного контура. Вследствие этого  для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

Наносят краску кистями, ватными  тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного  размера пропитывались краской  в одинаковой степени, так как  в обратном случае после высыхания  они будут обладать разными оттенками.

 

Техника горячего батика

Особенности современного горячего батика не только в его меньшей  трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются  все этапы работы. Ткань  натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань  наносится самый темный цвет, краситель  заполняет эти линии между  ранее нанесенными плоскостями  резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части  рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через  волокна ткани, будет моментально  застывать, ломаться. После окрашивания  в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью  кисти покрываем пространство, которое  должно быть более темным. Затем  еще более темным цветом снова  покрывают ткань и высушивают.

При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в  виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии  не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность  выполнения росписей с плавными переходами от одного  тона или цвета к  другому.

Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это  так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят  контур, а затем все изделие  покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок  или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи  резервирующий состав удаляют.

Информация о работе История развития батика