Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:33, курсовая работа
Цель курсовой работы: заключается в возможности оформления закладок для учебников в живописно-графической технике.
Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................
3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….
7
1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….
7
1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….
14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….
2.1. Поисковый материал
2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...
2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………
Выводы…………………………………………………………………
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Приложение…………………………………………………………
Образная выразительность различных сюжетов в живописи бесконечна, ибо бесконечен их источник - природа и общественная жизнь. Береза, склонившаяся на ветру, своей гибкостью и стройностью может дать художнику поэтическое сравнение с юной девушкой. Каждый истинный художник видит в природе не только прямое материальное назначение предметов, вещей, но и скрытую от поверхностного взгляда эстетическую выразительность. Композиция, сюжет, дающие нам простое изображение какой-то суммы фигур и вещей, будут пустым перечислением, фотографическим протоколом, если они не вызывают связанных с изображением переживаний, мыслей, ассоциаций, если они не намекают на нечто другое, скрытое в изображении, но существующее в нем.
Образное содержание
композиции в большой мере
зависит от расположения на
холсте частей изображения и
определенной смысловой и
Расположение и группировка в композиции выявляют внешнюю и внутреннюю динамику сюжета в соответствии с идейно-образным замыслом художника. Лишь в композиции движение неподвижного изображения приобретает наглядность, ощутимость длительности, благодаря согласованности или подчинения всех элементов живописи одной задаче. Здесь все втягивается в общее большое движение, обретая определенный темп и ритм: облака плывут вместе с летящими лебедями, уходит вдаль корабль под парусами, гонимый ветром, бегут морские волны (Рылов, илл. 14) разные жесты и движения персонажей сливаются в общий темп переполоха в купеческом доме (Федотов); движение саней с боярыней Морозовой усиливается бегущим вслед мальчишкой (Суриков). В каждом художественном произведении мы найдем особые композиционные приемы: в одном динамика раскрывается способом ритмического соответствия и последовательного усиления развития движения всеми элементами композиции, в другом - встречается метод контрастного противопоставления стремительного движения одних частей изображения и неподвижности других; духовная напряженность и динамика образа часто выражаются острее и глубже в контрасте с внешней сдержанностью и малоподвижностью изображенных фигур (Рембрандт), но бывает и по-другому. Динамический ритм композиции образуется не только рисунком отдельных фигур и предметов, изображенных в движении, но их соотношением, повторами или контрастами контуров форм, чередованием светлых и темных цветовых пятен, их границ, очертаний предметов и пространства между ними. Необходимо вспомнить теперь, что реальный пространственный мир живописец изображает с помощью перспективы и светотени на плоскости. Художнику совсем небезразлично, какие очертания предметов и их сочетания получатся на ней. Ведь в соседстве с другими форма и величина, цвет и выразительность отдельных предметов меняются. Так, человек даже среднего роста рядом с лилипутом будет выглядеть великаном, тонкий возле толстого будет казаться более хрупким, чем он есть на самом деле; это явление порождается оптическим законом контраста, который очень важно учитывать в композиции.
В живописи контраст
Композиция живописного произведения может рассматриваться и как определенным образом организованная плоскость, где изображение образует некий узор пятен и линий, создающих в целом тот или иной живописный эффект, называемый декоративностью данной композиции. Декоративность в подлинно художественном произведении всегда тесно связана с содержанием образа, она организует восприятие зрителя уже при беглом взгляде на картину, так как еще на большом расстоянии выделяет произведение из окружающей среды или, напротив, гармонирует с ней. Поэтому декоративные особенности и свойства композиции особенно учитываются в монументальной и прикладной живописи, неотделимых от интерьера зданий или предметов.
Большой силой выразительности в композиции обладает свет, которым художник пользуется не только для выявления формы и пространства в изображении, но и распоряжается им как дирижер оркестром; недаром говорят об оркестровке света и тени в изобразительном искусстве, как одном из мощных выразительных средств. Свет, соединенный с цветом, способен творить чудеса в руках талантливого, глубоко мыслящего мастера, создающего на полотне как бы новую эстетическую реальность, "некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную" (Гёте).
К тому, что мы писали о значении освещенности, нужно присоединить еще композиционную выразительность света. Живописец, постигший художественную природу света, владеет поистине бесценным сокровищем, что подтверждается произведениями крупных мастеров прошлого и настоящего. С помощью света, переданного кистью, художник организует восприятие зрителя, вводит его в содержание своего произведения. Он усиливает свет там, где это нужно, и ослабляет его в других местах полотна, сгущает контрасты освещенных и теневых частей композиции или, напротив, заливает светом всю картину, оставляя теням минимальную долю ее поверхности. Здесь он находится в своей стихии и мудро управляет ею, формируя светом все изображение, его предметный мир и воздушную среду, сплавляя все в одно живописное целое.
Одним из гениальных мастеров прошлого, открывших громадную выразительную способность света, был великий реалист Рембрандт. Он обладал удивительной чуткостью к состоянию освещенности в природе и на основании природных законов выработал свою живописную систему. Он открыл свет, который освещает не только поверхность фигур и предметов, но словно озаряет души людей и излучается ими. В поздних картинах Рембрандта фигуры возникают на наших глазах из сумрака теней, густой красочной световоздушной среды; причем свет не отделен резко от теней, и то и другое не противостоит друг другу как инородные тела. И свет и тень у Рембрандта - это одно целое; тень в его картинах - тоже свет, но другой силы и яркости. О глубине и силе выражения жизни, достигнутой художником с помощью живописного метода, можно судить даже по одному произведению "Блудный сын" (илл. 15), о котором мы упоминали выше. Светом выделяет художник первостепенные фигуры и светом же режиссирует всю композицию, отводя каждому изображенному персонажу и предмету нужную роль. Даже в первопланных главных фигурах свет неодинаков: сияет лицо слепого отца, озаренное счастьем любви и прощения, освещены его руки, обнимающие сына; а в фигуре вернувшегося в отчий дом бродяги художник светом обращает наше внимание прежде всего на огрубевшие в скитаниях подошвы ног, на бритый затылок, исхудавшую спину.
РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”
2.1. Зарисовки и наброски живописно – графических композиций по воображению. Критерии оценивания.
Зарисовки и наброски представляют собой небольших размеров изображения. Первоначальное впечатление от натуры художник фиксирует с помощью наброска или зарисовки. В учебном пособии В. С. Кузина рассматриваются основные разновидности деятельности изучения и реалистического изображения следующих элементов: предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры, животного мира, фигуры человека, его пропорций; поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения; поиски психологической характеристики; соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста, мимики и т.д.
О роли и значении последовательного обучения в общеобразовательных школах подчёркивал в своих трудах Н. Н. Ростовцев и другие методисты изобразительного искусства.
Отличительной чертой зарисовок от набросков является то, что набросок бегло выполненное произведение, а зарисовка предусматривает собой детальную проработку изображения.
Существуют различные способы выполнения набросков и зарисовок: линиями, линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения, тоном, пятном и т.п.
Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века Рембрандта (1606 – 1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем чем угодно, начиная от серебренного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрантовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растёрты по бумаге просто пальце.
Художественная наблюдательность, постановка глаза и руки целостность восприятия – важнейшие компоненты изобразительной деятельности, формирование которых осуществляется лишь с помощью системного подхода Наброски по воображению требуют определённого опыта. Чтобы достоверно изобразить тот или иной образ необходимо умение и навык в прорисовке. Многие художники-иллюстраторы вводили японские мотивы изображая разнообразные сюжеты, так как это придавало композиционному решению загадочность и таинственность. Так и в данной серии присутствуют герои японских сюжетов, а также окружающая их атрибутика.
Последовательность работы по тематике включает в себя следующие этапы:
– поисковая работа: наброски, зарисовки;
– разработка эскизов: работа в тоне и в цвете;
– выполнение закладок в установленном размере;
– работа над оригиналом;
– дополнительные декоративные детали.
Таблица 2.1
Организация работы над закладками по теме „Природные стихии”
Тематическое содержание |
Базисные задачи |
Задачи технико- технологического исполнения |
Задача живописно-колористической |
Закладки по теме „Природные стихии” |
Выделение главного, сюжетного замысла, центра композиции. Образная выразительность линии (в графике), цветовые пятна (в живописи) |
Смешанная техника: тушь, перо, акварель. |
Передача образного состояния посредством выразительности живописи, графики |
Особенностью выполнения серии закладок является использование смешанной техники. При использовании смешанной технике, мы пятно выполненное акварелью обводим пером, используя тушь. Графика имеет свои особенности. Слово „графика ” происходит от греческого „грапхо” – пишу, рисую, где художественными средствами являются линия, тон, светотень, цвет [5].
В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию „зрительная устойчивость пластической формы”, устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.
Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между, предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета – на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.
Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.
При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый). Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок.
2.2. Закладки как элемент оформления книги.
Книжная закладка – это листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и рекламные соединения.
Как элемент оформления книги, закладка относится к декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. Основными функциями книжной закладки являются: защитная функция; удобство, то есть с помощью закладки можно найти нужную вам страницу в книге; служит как украшение для книги. Существует множество разных видов закладок. Они изготовляются из разных материалов: из бумаги, из ткани, из дерева и другие. В своем исследовании мы рассмотрим закладки, изготовленные из бумаги: плоскостные (нарисованные закладки), выполненные по японским мотивам.
Плетение – ремесло довольно высокой сложности. О людях, не доводящих дело до конца, говорят: „Это тебе не лапти плести” [9].