История развития закладки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: заключается в возможности оформления закладок для учебников в живописно-графической технике.
Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................
3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….
7
1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….

7
1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….

14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….

2.1. Поисковый материал

2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...

2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………

Выводы…………………………………………………………………

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 3.79 Мб (Скачать файл)

       Образная выразительность различных сюжетов в живописи бесконечна, ибо бесконечен их источник - природа и общественная жизнь. Береза, склонившаяся на ветру, своей гибкостью и стройностью может дать художнику поэтическое сравнение с юной девушкой. Каждый истинный художник видит в природе не только прямое материальное назначение предметов, вещей, но и скрытую от поверхностного взгляда эстетическую выразительность. Композиция, сюжет, дающие нам простое изображение какой-то суммы фигур и вещей, будут пустым перечислением, фотографическим протоколом, если они не вызывают связанных с изображением переживаний, мыслей, ассоциаций, если они не намекают на нечто другое, скрытое в изображении, но существующее в нем.

       Образное содержание  композиции в большой мере  зависит от расположения на  холсте частей изображения и  определенной смысловой и живописной  взаимосвязи между ними. Одни и те же фигуры и предметы в зависимости от их масштаба, места и освещения меняют свою роль и значение, они получают неодинаковый смысл в том или другом соотношении друг с другом. Вот почему в подлинно художественной композиции взаимодействие частей не может быть изменено без нарушения найденной гармонии, без искажения или ослабления выразительности; здесь ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни увеличить, ни уменьшить, иначе композиция развалится и образ потеряет свою силу. Это особенно заметно в фигурных композициях, где сюжетная и психологическая взаимосвязь персонажей, их жесты, движение, цвет, пластика, контуры - все соподчинено и взаимообусловлено. Но, в сущности, абсолютная найденность, неизменяемость композиции является признаком любого художественного произведения. Известно, как долго искал Суриков место саней с фигурой Морозовой в картине, он то надшивал холст внизу, то отрезал его, до тех пор, пока, наконец, сани "поехали" в глубь композиции.

Расположение и группировка в композиции выявляют внешнюю и внутреннюю динамику сюжета в соответствии с идейно-образным замыслом художника.  Лишь в композиции движение неподвижного изображения приобретает наглядность, ощутимость длительности, благодаря согласованности или подчинения всех элементов живописи одной задаче. Здесь все втягивается в общее большое движение, обретая определенный темп и ритм: облака плывут вместе с летящими лебедями, уходит вдаль корабль под парусами, гонимый ветром, бегут морские волны (Рылов, илл. 14) разные жесты и движения персонажей сливаются в общий темп переполоха в купеческом доме (Федотов); движение саней с боярыней Морозовой усиливается бегущим вслед мальчишкой (Суриков). В каждом художественном произведении мы найдем особые композиционные приемы: в одном динамика раскрывается способом ритмического соответствия и последовательного усиления развития движения всеми элементами композиции, в другом - встречается метод контрастного противопоставления стремительного движения одних частей изображения и неподвижности других; духовная напряженность и динамика образа часто выражаются острее и глубже в контрасте с внешней сдержанностью и малоподвижностью изображенных фигур (Рембрандт), но бывает и по-другому. Динамический ритм композиции образуется не только рисунком отдельных фигур и предметов, изображенных в движении, но их соотношением, повторами или контрастами контуров форм, чередованием светлых и темных цветовых пятен, их границ, очертаний предметов и пространства между ними. Необходимо вспомнить теперь, что реальный пространственный мир живописец изображает с помощью перспективы и светотени на плоскости. Художнику совсем небезразлично, какие очертания предметов и их сочетания получатся на ней. Ведь в соседстве с другими форма и величина, цвет и выразительность отдельных предметов меняются. Так, человек даже среднего роста рядом с лилипутом будет выглядеть великаном, тонкий возле толстого будет казаться более хрупким, чем он есть на самом деле; это явление порождается оптическим законом контраста, который очень важно учитывать в композиции.

 

 В живописи контраст применяется  не только в его оптическом  значении, но и в более широком - эстетическом выражении. Он долгое  время был одним из главных  принципов композиции, начиная с  выбора контрастирующих между  собой объектов и кончая группировкой  их. Красивое оттенялось уродливым, доброе - злым, движения, формы, характер одних фигур и предметов непременно противопоставлялись другим, противоположным по форме, движению и содержанию. Принцип контраста в композиции особенно широко был использован в живописи барокко (Рубенс) и романтизма (Делакруа). В реалистической живописи контраст не является больше универсальным художественным средством решения композиции, ибо таким критерием стала жизненная правда. Вместе с тем реалисты не отказываются от контрастных противопоставлений в композиции, если они не разрушают жизненной правдивости образа. Художнику-реалисту важен контраст не сам по себе, а выразительные возможности живописного контраста форм, контуров, пятен света и цвета на плоскости возникающей картины. Эти контрасты весьма существенны для пластичности, динамики образа.

        Композиция живописного произведения может рассматриваться и как определенным образом организованная плоскость, где изображение образует некий узор пятен и линий, создающих в целом тот или иной живописный эффект, называемый декоративностью данной композиции. Декоративность в подлинно художественном произведении всегда тесно связана с содержанием образа, она организует восприятие зрителя уже при беглом взгляде на картину, так как еще на большом расстоянии выделяет произведение из окружающей среды или, напротив, гармонирует с ней. Поэтому декоративные особенности и свойства композиции особенно учитываются в монументальной и прикладной живописи, неотделимых от интерьера зданий или предметов.

        Большой силой выразительности в композиции обладает свет, которым художник пользуется не только для выявления формы и пространства в изображении, но и распоряжается им как дирижер оркестром; недаром говорят об оркестровке света и тени в изобразительном искусстве, как одном из мощных выразительных средств. Свет, соединенный с цветом, способен творить чудеса в руках талантливого, глубоко мыслящего мастера, создающего на полотне как бы новую эстетическую реальность, "некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную" (Гёте).

       К тому, что мы писали о значении освещенности, нужно присоединить еще композиционную выразительность света. Живописец, постигший художественную природу света, владеет поистине бесценным сокровищем, что подтверждается произведениями крупных мастеров прошлого и настоящего. С помощью света, переданного кистью, художник организует восприятие зрителя, вводит его в содержание своего произведения. Он усиливает свет там, где это нужно, и ослабляет его в других местах полотна, сгущает контрасты освещенных и теневых частей композиции или, напротив, заливает светом всю картину, оставляя теням минимальную долю ее поверхности. Здесь он находится в своей стихии и мудро управляет ею, формируя светом все изображение, его предметный мир и воздушную среду, сплавляя все в одно живописное целое.

     Одним из гениальных мастеров прошлого, открывших громадную выразительную способность света, был великий реалист Рембрандт. Он обладал удивительной чуткостью к состоянию освещенности в природе и на основании природных законов выработал свою живописную систему. Он открыл свет, который освещает не только поверхность фигур и предметов, но словно озаряет души людей и излучается ими. В поздних картинах Рембрандта фигуры возникают на наших глазах из сумрака теней, густой красочной световоздушной среды; причем свет не отделен резко от теней, и то и другое не противостоит друг другу как инородные тела. И свет и тень у Рембрандта - это одно целое; тень в его картинах - тоже свет, но другой силы и яркости. О глубине и силе выражения жизни, достигнутой художником с помощью живописного метода, можно судить даже по одному произведению "Блудный сын" (илл. 15), о котором мы упоминали выше. Светом выделяет художник первостепенные фигуры и светом же режиссирует всю композицию, отводя каждому изображенному персонажу и предмету нужную роль. Даже в первопланных главных фигурах свет неодинаков: сияет лицо слепого отца, озаренное счастьем любви и прощения, освещены его руки, обнимающие сына; а в фигуре вернувшегося в отчий дом бродяги художник светом обращает наше внимание прежде всего на огрубевшие в скитаниях подошвы ног, на бритый затылок, исхудавшую спину.

 

РАЗДЕЛ 2

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”

2.1. Зарисовки и наброски  живописно – графических композиций по воображению. Критерии оценивания.

Зарисовки и наброски представляют собой небольших размеров изображения. Первоначальное впечатление от натуры  художник фиксирует с помощью наброска или зарисовки. В учебном пособии В. С. Кузина рассматриваются основные разновидности деятельности изучения и реалистического изображения следующих элементов: предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры,  животного мира, фигуры человека, его пропорций; поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения; поиски психологической характеристики; соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста, мимики и т.д.

О  роли и значении последовательного обучения в общеобразовательных школах подчёркивал в своих трудах Н. Н. Ростовцев и  другие методисты изобразительного искусства.

Отличительной чертой зарисовок от набросков является то, что набросок бегло выполненное произведение, а зарисовка предусматривает собой детальную проработку изображения.

Существуют  различные способы выполнения набросков и зарисовок: линиями, линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения, тоном, пятном и т.п.

Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски  гениального художника XVII века Рембрандта (1606 – 1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем чем угодно, начиная от серебренного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрантовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растёрты по бумаге просто пальце.

Художественная наблюдательность, постановка глаза и руки целостность восприятия – важнейшие компоненты изобразительной деятельности, формирование которых осуществляется лишь с помощью системного подхода Наброски по воображению требуют определённого опыта. Чтобы достоверно изобразить тот или иной образ необходимо умение  и навык в прорисовке. Многие художники-иллюстраторы вводили  японские мотивы изображая разнообразные сюжеты, так как это придавало композиционному решению загадочность и таинственность. Так и в данной серии присутствуют герои японских сюжетов, а также окружающая их атрибутика.

Последовательность работы по тематике включает в себя следующие этапы:

– поисковая работа: наброски, зарисовки;

– разработка эскизов: работа в тоне и в цвете;

– выполнение закладок в установленном размере;

– работа над оригиналом;

– дополнительные декоративные детали.

Таблица 2.1

Организация работы над закладками по теме „Природные стихии”

Тематическое содержание

Базисные задачи

Задачи технико- технологического исполнения

Задача живописно-колористической

Закладки по теме „Природные стихии”

Выделение главного, сюжетного замысла, центра композиции. Образная выразительность линии (в графике), цветовые пятна (в живописи)

Смешанная техника: тушь, перо, акварель.

Передача образного состояния посредством выразительности живописи, графики


 

Особенностью выполнения серии закладок является использование смешанной техники. При использовании смешанной технике, мы пятно выполненное акварелью обводим пером, используя тушь. Графика имеет свои особенности. Слово „графика ” происходит от греческого „грапхо” – пишу, рисую, где художественными средствами являются линия, тон, светотень, цвет [5].

В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию „зрительная устойчивость пластической формы”, устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.

Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между, предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета – на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.

При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый). Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок.

2.2. Закладки как элемент  оформления книги.

Книжная закладка – это листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и рекламные соединения.

Как элемент оформления книги, закладка относится к декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. Основными функциями книжной закладки являются: защитная функция; удобство, то есть с помощью закладки можно найти нужную вам страницу в книге; служит как украшение для книги. Существует множество разных видов закладок. Они изготовляются из разных материалов: из бумаги, из ткани, из дерева и другие. В своем исследовании мы рассмотрим закладки, изготовленные из бумаги:  плоскостные (нарисованные закладки), выполненные по японским мотивам.

Плетение – ремесло довольно высокой сложности. О людях, не доводящих дело до конца, говорят: „Это тебе не лапти плести” [9].

Информация о работе История развития закладки