Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:41, контрольная работа
Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н. Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой "два соболя", которое экспортировалось в Западную Европу.
В 1809 году племянник Н. Н. Демидова Петр продал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией — промышленной сталью и чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.
Введение
Современный этап развития отечественного искусствоведения характеризуется углубленным изучением традиций декоративно-прикладного искусства XIX века в России. В последние десятилетия этому вопросу было посвящено большое количество книг, статей, научных конференций и тематических выставок. Пристальное внимание искусствоведов привлекает стиль историзм, особенности которого наиболее полно проявились в декоративно-прикладном искусстве.
XIX век являлся непростым периодом в развитии декоративно-прикладного искусства, как в Европе, так и в России. Поиск новых направлений в предметной среде, влияние новых экономических отношений на мир искусства, появление такого понятия, как мода (с ее частой сменой вкусов) предопределило сложность и противоречивость оценок художественных изделий того времени.
Художественное литье Каслинского завода убедительно подтверждает данный факт. Главным аспектом настоящего исследования являются стилистические особенности мелкой пластики в творчестве мастеров Каслинского завода, для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) Проследить развитие чугунного дела на Урале.
2) Изучить историю художественного литья в Каслях.
3) Отметить особенности художественных изделий промышленного производства.
4) Проанализировать развитие жанров и стилистических направлений в творчестве наиболее известных художников и скульпторов Каслинского завода.
1. История развития и этапы становления художественного литья на Каслинском заводе.
Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н. Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой "два соболя", которое экспортировалось в Западную Европу.
В 1809 году племянник Н. Н. Демидова Петр продал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией — промышленной сталью и чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.
После смерти Расторгуева в 1822 году попечитель наследников Г. Ф. Зотов начал внедрять на заводе технологию изготовления художественного литья. Он привез из бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода основные модели для отливок.
С 1823 года под руководством мастера Н. Теплякова началось изготовление архитектурного литья. Это были всевозможные ограды, надгробия, парковое литье. В первой трети XIX века на многих металлургических заводах России осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, в связи с новыми производственными и экономическими отношениями, а также отсутствием заказов на архитектурное литье (что явилось следствием упадка классицизма), предприятия прекращают специальный выпуск художественных изделий из чугуна.
Однако Каслинский завод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при этом производство. Предприятие переориентировалось на изготовление так называемого "кабинетного" или камерного литья.
Важным составляющим успеха Каслей явилось качество местных материалов — прекрасный чугун (который делали по старинке — на древесном угле) и хорошие формовочные пески (которым не было равных по своим параметрам: величине зерна, огнеупорности, малой теплопроводности, процентному содержанию глины и т. п.).
В 60–70 гг. XX века Каслинский завод становится безоговорочным лидером среди российских предприятий по выпуску художественного литья из чугуна. С 1908 г. в Каслях выпускали только художественное литье, прекратив промышленное производство чугуна и стали.
Развитие Каслинского завода невозможно рассматривать в отрыве от развития всего промышленного Урала. Хорошие экономические и политические предпосылки позволили Уралу в конце XVIII века стать центром российской тяжелой промышленности. С самого начала своего существования уральская промышленность была тесно связана с наукой и искусством столицы. Передовые ученые того времени — М. В. Ломоносов, П. П. Аносов, В. К. Виноградов, Т. А. Бахарев и многие другие были не только известны на Урале, но и принимали непосредственное участие в судьбе уральских заводов. П. П. Аносов, например, работал на златоустовских заводах.
В начале XX века усилились творческие контакты уральских мастеров и столичных архитекторов. На заводах размещают свои заказы такие известные архитекторы, как А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, К. И. Росси и другие. А. С. Строганов, ставший президентом Академии Художеств и владевший многими уральскими заводами, сыграл большую роль в развитии культурных связей промышленного Урала со столичным искусством. Первые художественные школы и учебные заведения, появившиеся при заводах, находились под патронажем Академии Художеств. Подавляющее большинство скульпторов, работавших на Каслинском заводе, были выпускниками Академии.
Русское прикладное искусство XIX века развивалось в сложной атмосфере взаимовлияний городской и сельской культур. Активное развитие городов способствовало расцвету такого проявления крестьянской культуры, как промысел. На Урале переплетение городского производства и сельского ремесла привело к созданию искусства, которое в значительной мере отличалось и от искусства усадебного плана, и от крестьянского народного искусства.
Производство художественного литья в Каслях на всем протяжении XIX века представляло собой мануфактуру с частным разделением труда и капиталистическим характером сбыта продукции, мануфактурная система массового производства изделий декоративного искусства до конца XIX века была лучшей с художественной точки зрения. Объясняется это тем, что частное разделение труда стимулировало творческую инициативу мастера (в отличие от цеховых принципов работы) и, вместе с тем, позволяло мастеру в совершенстве овладевать своей специальностью (чего нет в народном промысле). Поэтому в изделиях Каслинского завода творческая роль мастера не являлась помехой в коллективном создании единого художественного образа.
пластики в работах ведущих мастеров.
Первые известные работы в мелкой пластике, выполненные на Каслинском заводе, датируются 20–30 годами XIX века. В это время в русском искусстве происходила смена стилей, вызванная упадком классицизма и приходом нового направления в культуре — романтизма. Характерной чертой романтизма явился отказ от следования строгим канонам в искусстве и поиск новых идей. Это способствовало появлению метода "свободного выбора" форм. Новые эстетические идеалы стали искать в богатом культурном прошлом человечества. Ретроспективный просмотр минувших времен получил название историзм.
Развитие историзма в искусстве сопровождалось утратой стилистического единства. Новый стиль, с его культом детали, максимально насыщает интерьер декором, "изящными мелочами". Происходит перерождение интерьера из архитектурного в "вещевой". Художественная промышленность оказывается тесно связана с интерьером. Декораторы, а не архитекторы, начинают вырабатывать новые эстетические вкусы. Рынок художественных изделий наполняется разностильным и многообразным ассортиментом.
Этому процессу способствовали публичные отечественные выставки мануфактурных изделий, проходившие в 1829, 1833 годах и позже. Большим успехом на выставках пользовалось камерное чугунное литье, что доказывало необходимость развития производства данного вида прикладного искусства.
Каслинцы начали освоение чугунного литья малых форм с опойчатой посуды. В развитии художественного литья Каслинского завода прослеживалось три основных этапа: во-первых, это освоение небольших рельефов, во-вторых — изготовление барельефных портретов в медальонах, третий этап — появление объемной камерной скульптуры. К 50-м годам XIX века предприятие становится одним из ведущих по выпуску художественного литья малых форм из чугуна.
Возрастающее производство
требует привлечения
Но не все авторы проектов, воплощенных в каслинском металле, являлись штатными мастерами завода. Многие, например, П. К. Клодт, никогда не были на Урале. Их отношения с заводом строились на коммерческой основе. Предприятие покупало у художников модели, чертежи, эскизы. Распространенным явлением была продажа автором права на использование своей идеи различным заводам художественной промышленности. Поэтому одна и та же модель могла быть использована в разное время и исполнена в различных материалах, как это было со знаменитыми медальонами Ф. П. Толстого, посвященными Отечественной войне 1812 года. Если дело касалось серьезных, ответственных заказов, то художники приезжали на завод и следили за выполнением работы.
Одним из первых художников, работавших на Каслинском заводе, был М. Д. Канаев (1830-1880). Он учился в Академии Художеств, где ему присвоили звание художника по скульптуре. М. Д. Канаев приезжает на Урал в 1855 году. При заводе организуется школа мастеровых, где художник становится преподавателем. Благодаря Канаеву на завод были приглашены профессиональные чеканщики из Златоуста.
Основные работы М. Д. Канаева: "Геркулес, разламывающий пещеру ветров", "Мороз-демон", "Избушка на курьих ножках", "Вакханка у дерева", "Мальчик, играющий в снежки". Из названий видно, какой сильный стилистический разброс наблюдался в его работах. В этом отразились общие тенденции историзма, в частности, эклектичный метод в выборе сюжетов. В своей тематике предметы малооригинальны, но стоит отметить академическую совершенность выполненной скульптором работы.
Подчасник "Геркулес, разламывающий пещеру ветров" выполнен на античный мифологический сюжет, что очень показательно для выпускника Академии. Обнаженное тело Геркулеса на лицевой стороне подчасника, как и положено в классицизме, показано в красивом, динамическом напряжении, драпировка еще больше подчеркивает движение, фигура вылеплена анатомически безукоризненно. Удачно найдена высота рельефа. За счет сравнительно больших плоскостей детальная отчеканка рельефа выглядит вполне оправданной. Работа была характерным примером академического направления в эпоху историзма.
Очень интересна своими переходными формами скульптура "Мороз-демон", также выполненная в форме подчасника. Русский сказочный сюжет автор трактовал еще классицистическими приемами. Вместе с тем, Канаев стремился передать русскую природу персонажа, для этого он выполнил следующую композицию: фигура Мороза помещалась на крышу избушки, заваленной снегом. В работе отчетливо прослеживаются традиции классицизма. Мороз, как античный герой, был обнажен, его лохмотья напоминают драпированные одежды. В работе прослеживается и обращение к средневековью, что нашло свое отражение в демоническом характере персонажа. Удлиненные черты лица роднят образ Мороза с готическими средневековыми химерами, крылья еще больше подчеркивают сходство.
Если в "Морозе-демоне" национальные черты проступали лишь в тематике сюжета, то в следующей своей работе "Избушка на курьих ножках" русский мотив являлся доминирующим в трактовке образа. В этой скульптуре детально воспроизведены приемы и декор деревянной резьбы. Автор воспринимал дерево, как "национальный" материал и путем прямой аналогии стремился создать "русский стиль".
По своему сюжету "Избушка на курьих ножках" напоминает рождественские рассказы или рисунки из журналов того времени. Механическое воспроизведение декора, перегруженность деталями, декоративная нарочитость были теми недостатками, которые сопровождали художника в поиске народных мотивов в искусстве, что характерно для эпохи историзма.
В 70–80 гг. XIX века в творчестве М. Д. Канаева аллегорические и мифологические мотивы сменяются бытовым жанром. Яркий пример тому —канделябр "Мальчик, играющий в снежки". Ствол канделябра выполнен в виде уличного фонаря, из-за которого мальчик и метит в прохожих снежками. Это живая жанровая сценка, в которой автор очень точно передает характер персонажа.
Интерес художника к бытовому жанру объяснялся демократическими тенденциями в русской культуре 60–80 гг. XIX века. Таким образом, в творчестве М. Д. Канаева нашли отражение характерные явления, происходившие в декоративно-прикладном искусстве 2 пол. XIX века. Скульптор проработал в качестве главного художника на Каслинском заводе более 25 лет.
Следующим крупным мастером, работавшим на этом заводе, был Н. Р. Бах (1853–1885). Он также, как и Канаев, учился в Академии Художеств и даже получил в 1879 году звание академика. Приехав на Урал, Н. Р. Бах проявил себя как скульптор-анималист. В своих работах художник изображал животных и птиц в их естественной стихии — в уральском лесу.
Чернильница "Драка филина с ястребом" стилистически близка академической школе, хотя сюжет уже иной. Художником был найден и обыгран лесной мотив в виде старого могучего пня, который служил удобной утилитарной формой. Вокруг этого композиционного центра размещались фигуры птиц. Динамические ракурсы птиц, строго выверенная композиция, стилизация деталей и отсутствие перегруженности характеризовали подобные работы мастера.
В скульптурах Баха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образами природы, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приемы. В его работах нет элементов случайности, творческий метод автора был основан на законах классической школы. Но в выборе сюжета у Н. Р. Баха просматривается увлечение пейзажем. Это обстоятельство сближает творчество мастера с пленэрными направлениями в русском искусстве последней четверти XIX века.
Имя скульптора Ф. П. Толстого (1783–1873) более известно по его работам над большой столичной скульптурой. Однако с Каслинским заводом его объединяет то, что с его восковых моделей делались чугунные отливки. Медальоны, посвященные Отечественной войне 1812 года, были очень популярны в русском обществе на всем протяжении XIX века. Это объяснялось подъемом национального самосознания русского народа в начале XIX века. Вот что писал по этому поводу сам скульптор: "Я русский и горжусь сим именем... в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя Русского".
Чугунные отливки медальонов выгодно отличались от фарфоровых и гипсовых слепков. Во-первых, они не были такими хрупкими, во-вторых, были дешевле. Но самое главное, что материал (чугун) только усиливал образное содержание. Каждый медальон представлял собой первоклассный образец классического академизма. Серия была выполнена в 20–40 гг. XIX века и в ней прослеживается сильное влияние романтизма. Однако аллегорическая основа в трактовке сюжета является главным стилистическим методом классицизма.