Каслинское литье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н. Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой "два соболя", которое экспортировалось в Западную Европу.
В 1809 году племянник Н. Н. Демидова Петр продал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией — промышленной сталью и чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.

Вложенные файлы: 1 файл

Каслинское литьё.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Медальон "Народное ополчение" (отлит в 1903 г.) является прекрасным примером классического композиционного построения. В правой части медальона — сидящая на троне фигура женщины, аллегория России. Слева — три мужские фигуры, представляющие различные слои населения: воин, крестьянин, купец. Женщина вручает им оружие. Поражает изумительная техника литья и обработки медальона, что еще раз подтверждает высокое мастерство исполнителей.

Каслинский  завод делал большое количество отливок с моделей известнейшего столичного скульптора П. К. Клодта (1805–1867). Он являлся основателем анималистического жанра в России. Центральное место в его творчестве занимает образ лошади. Это подтверждают и его многочисленные работы в мелкой пластике: "Кобыла с жеребенком", "Лошадка", "Кони на воле" и другие. В малых скульптурных формах художник передавал изящные, точеные силуэты животных, в трактовке образа старался показать спокойную и удивительную ясность. В композициях работ отсутствовала бурная динамика классицизма. Художника интересовала внутренняя красота образа, а не внешний сюжет. Это выражалось тонкой моделировкой, фактурой, игрой света и тени. Отделка, которой не придавалось большого значения в начале XIX века, становится значительным творческим методом, наряду с сюжетными и композиционными принципами.

Творчество  мастеров 2 пол. XIX в. Е. Е. Лансере (1848–1886), А. Л. Обера (1843–1917) и Н. И. Либериха (1823–1883) тесно связано с развитием бытового жанра в предметах мелкой пластики. Их работы являлись как бы иллюстрациями к жизни русского общества. Сюжеты были самыми разнообразными: бытовые картинки жизни России, изображения животных, военные и охотничьи сцены и т.д.

Н. И. Либерих был учителем Лансере. Он работал в 40–60-х гг. прошлого века. Его скульптурные образы еще достаточно условны, хотя, как отмечал Стасов, и правдивы. Лучше всего у Либериха получались сцены охоты («Охота на медведя») и отдельные животные («Медведица», «Собака-пойнтер»).

Скульптуры  Е. Е. Лансере отличались очень сложной композицией. В них было много движения. Красивая сквозная структура отличала лучшие произведения мастера: «Джигитовка лезгин», «Охотники с борзыми собаками», «Казачий разъезд».

Работы А. Л. Обера близки по тематике и технике исполнения скульптурам Либериха и Лансере. Одной из лучших его работ считается «Киргиз на лошади». Автор старался как можно точнее выразить национальный характер персонажа. Чтобы добиться этого, он очень тщательно воспроизводит восточные черты лица героя, особенности его национальной одежды.

Очень точную характеристику предметам мелкой пластики дал В. В. Стасов в статье «25 лет русского искусства»: «25 лет тому назад, в начале 60-х годов, нам всем приходилось не раз сильно восхищаться мелкими группками и статуэтками: сначала Либериха, а потом — Шохина, Лансере и Обера. Но теперь, со времени появления у нас Антокольского и настоящей скульптуры, эти маленькие создания отошли на свое настоящее место».

Среди художников, работавших во второй половине XIX века, следует отдельно отметить творчество В. А. Гартмана. Он принадлежал к кругу художников, которые стремились отойти от традиционного, эклектичного метода. Будучи архитектором, Гартман претворял в своих работах «органический» принцип построения художественного образа. Мастер выступал за отказ от слепого подражательства и искал в богатом наследии русского искусства общие принципы и закономерности.

Как художник декоративно-прикладного  искусства, Гартман проявил себя в изготовлении чертежей, проектов и моделей для заводов художественной промышленности. Его моделями пользовались и на Каслинском производстве. Характерной его работой явился проект часов «Избушка Бабы Яги на курьих ножках». Стоит отметить, что эта модель выполнялась и в бронзе. Особенностью проектного решения был свободный план, динамичная композиция объема, выразительная фактура. Развитый силуэт, читаемый со всех точек зрения, и сложная орнаментация способствовали созданию целостного художественного образа, отличавшегося чертами живописного многообразия. В творчестве Гартмана отразились поиски «национального стиля», столь характерные для 2 пол. XIX века.

На рубеже XIX–XX вв. в Каслях работал известный  скульптор Р. Р. Бах (1859–1932). Основой его творчества был скульптурный портрет. Мастер делал многочисленные портреты деятелей русского искусства. В работе над образами И. Тургенева, Ф. Достоевского, А. Рубинштейна, П. Чайковского и др. появились первые признаки кризиса жанра. Фотографическая точность, излишняя детализация, некоторая суховатость обедняли образное содержание портретов. Хотя для популяризации мастеров русского искусства серия портретов сыграла большую роль.

В заграничных  моделях, отливка которых производилась  в конце XIX — нач. XX вв. проявились черты нового общеевропейского стиля в искусстве, который получил название модерн. Наибольшее влияние этот стиль оказал на творчество французского скульптора Ж. Готье. В 1911–14 гг. отливались его работы «Дон Кихот» и «Мефистофель».

В скульптуре Буре (1856–1924) «Мария Антуанетта» присутствует лиричность образа, грация. Работа отличается безукоризненной отделкой. Но за всей внешней красотой отсутствует внутреннее содержание образа.

На рубеже веков  искусство и промышленное производство стали конфликтовать между собой. Каслинский завод, продукция которого была рассчитана на массового потребителя, продолжал выпускать в подавляющем большинстве произведения вырождающегося салонного академизма. Буржуазно-мещанский вкус требовал «изысканно-красивых» вещей, всевозможных амазонок, купальщиц, женщин со змеями и т. п. Зависимость от рынка требовала выпуска уже не художественных произведений, а товаров широкого потребления.

3. Поиски национального стиля в художественных

  изделиях из чугуна.

 

В начале XIX века энергичное и тщательное освоение европейского опыта сменяется поиском и стремлением к самоопределению и возрождению русских средневековых традиций в культуре. Сама возможность создания «стиля» приходит в Россию вместе с идеями романтизма еще в 20-е годы XIX века.

«Публичное» начало истории «национального» стиля связано с архитектурой. В 1840-е годы этот стиль проникает в интерьер. Интерьерные предметы мелкой пластики из чугуна приобретают большую популярность. Наиболее востребованными становятся вещи «кабинетного литья» в «русском» стиле.

В творчестве мастеров Каслинского завода 2 пол. XIX в. отчетливо наблюдалось тяготение к поискам национальных традиций. Если вновь обратиться к работам каслинского мастера М. Д. Канаева, то станет очевидно, что в его скульптурах 50-х годов уже есть примеры обращения к народной тематике. В работе «Мороз-демон» для автора было важно само название, звучащее в народном ключе, хотя средства выражения еще далеки от народного искусства. Поэтому на раннем этапе важны были литературные ассоциации.

В последующих  произведениях мастер отходит от академичной трактовки сюжета. В его приемах и методах начинают ощущаться фактические примеры народного творчества: сельская архитектура, деревянная резьба, фольклорные одежды и, наконец, народные образы.

Стремление выразить идейно-художественное содержание произведения, автор решает определенным набором традиционных форм и деталей. Они служат знаковыми символами в раскрытии образа. Проработкой мелких деталей художник добивался сходства с крестьянской архитектурой, ее формальными приемами. Именно в этом проявлялся интерес к роли детали в эклектике. Фактура дерева передавалась в чугуне, что являлось эклектичным приемом и вело к потере взаимосвязи между материалом и художественной идеей.

Поиски «национального» стиля имели определенные особенности, которые выражались в мелкой пластике: отсутствие цельности композиции, литературное «пересказывание» сюжетов, дробность деталей. Предполагалась самоценность каждого предмета в отдельности, широкое варьирование всех составляющих. Орнамент мог налагаться на любую форму, и любая форма могла быть совмещена с любым орнаментом. Все перечисленные качества были характерны для большинства художников, работавших с Каслинским заводом.

В формировании «русского» стиля можно проследить два основных направления — «эклектичное», которое явно преобладало, и «демократическое». Большинству изделий Каслинского завода близки эклектичные признаки; стиль, в котором они сделаны, принято сейчас называть псевдорусским. Художники, работавшие в этом направлении, воплощали «русскую идею» не через принципы, а через конкретные формы народного искусства. Это были всевозможные украшения в виде петушков, полотенец, крестьянского орнамента, вышивки. Эклектичному методу был свойственен культ детали и повествовательность. Примером для подражания служили декоративные приемы московской и ярославской художественных школ XVI–XVII вв.

В творчестве мастеров середины XIX века, таких как Лансере, Обер, Либерих и других, можно проследить «демократическое» направление в «национальном» стиле. Особенно заметно это отразилось в выборе сюжетов. Стали популярны бытовые сценки российской жизни того времени. Уточнялось понятие «национального», хотя на начальном этапе этого процесса народный характер персонажа еще достаточно условен. Художники ограничивали свои поиски приемами крестьянского мира, так как именно в этой среде они видели искомые национальные корни народного искусства.

В этой связи  стоит вспомнить «Избушку Бабы-Яги  на курьих ножках» Гартмана. Автор  уже не просто заимствует сюжет из народного фольклора. Он старается в своей работе избегать специфических декоративных деталей и стремится проанализировать «общие законы» формообразования, свойственные древнерусскому искусству.

Обращение художников прикладного искусства к природе, к темам охоты и просто к образам животных также развивалось в рамках «русского» стиля. Эстетические вкусы общества, воспитанные на демократической живописи 60–80-х гг. XIX века, требовали реалистичных образов русской природы.

Основателем анималистического жанра в России считался П. К. Клодт. Его модели, отлитые в металле на Каслинском заводе, тиражировались на протяжении многих десятков лет. Это говорит о популярности анималистического жанра в российском обществе и о возросшем интересе к природе. В окружающем пейзаже художники ищут истоки национальной культуры. Это находит отражение в романтической, порой сентиментальной трактовке образов.

Если в большой  скульптуре Клодта (конная группа Аничкова моста) оставался принцип классической школы скульптуры, то в малых формах этот принцип сглаживается, уходит. Силуэты становятся более спокойными, хотя композиционные принципы построения не изменяются. Размеры станковой скульптуры в большей степени соответствовали той задаче, которую ставил перед собой художник для выражения эстетических идеалов своего времени.

В творчестве других мастеров, работавших в анималистическом жанре, наряду с общеевропейскими тенденциями обращения к миру природы проступали и национальные черты. В работах Н. Р. Баха птицы и звери не просто отвлеченные животные. Они объединены общей тематикой русского, уральского леса. Художника интересовали животные и птицы как непосредственная составляющая именно русской природы.

У Е. Е. Лансере в скульптуре «Тройка летом» национальная тематика показана как выбором сюжета, так и пластическими средствами. Через грацию и изящество тройки лошадей мастер стремился показать красоту русской природы.

В третьей четверти XIX века окончательно сложился круг сюжетов, связанных с народной тематикой. Реалистическое направление стало преобладать. Роль сюжета в произведениях, выполнявшихся в «русском» стиле, стала определяющей. Тщательная проработка подчеркивала значимость выбранного сюжета. Не стиль, а вкус диктовал образ предмета. Художники сознательно избегали больших, многофигурных композиций.

К концу XIX века искусство малых форм эволюционирует от простых, повествовательных сценок к бытовому жанру. Мастеров начинает интересовать внутренний мир человека. Но им интересна не столько абстрактная душа, сколько ее национальный, народный характер. Эта сложная задача решалась не только традиционными средствами, но и основными композиционными приемами пространственного построения. При этом даже сознательно преувеличивались те признаки и детали, которые казались наиболее «народными» для художников.

В этом контексте  стоит вспомнить образ русской  девочки в работе Ф. Ф. Каменского (1838–1913) «Девочка-грибница». Художник показал красоту персонажа не через внешние детали и атрибуты, он акцентировал внимание зрителя на типичных, характерных чертах, применяя при этом метод стилизации. Скульптура выглядит несколько наигранной, в ней видны те приемы и средства, которые были типичными для скульпторов рубежа веков. Эклектичный принцип сменяется принципом стилизации.

В эпоху модерна  изделия из чугуна решались, как правило, в рамках исторических стилей и неоклассицизма. Повторение старых образцов стало результатом ориентации на вкусы широких общественных слоев, эстетические взгляды которых сложились в предыдущий период.

 

Заключение

 

Художественные изделия Каслинского завода оставили заметный след в декоративно-прикладном искусстве России. Мастера, работавшие над созданием малой чугунной пластики, завоевали для завода всемирную славу, что доказали многочисленные награды и премии на лучших международных выставках. Пользуясь передовым европейским опытом и развивая лучшие национальные традиции, каслинское чугунное литье внесло большой вклад в развитие русской культуры.

Изделия каслинских мастеров прекрасно вписывались  в любой интерьер — будь то богатые дворянские дома или скромные жилища разночинной интеллигенции. Широкий и разнообразный ассортимент Каслинского завода отвечал самым взыскательным требованиям и пристрастиям рынка художественной продукции. Чуткое реагирование на новые веяния моды и изменения эстетики позволили заводу оставаться ведущим предприятием в своей отрасли на протяжении почти века.

На примере  Каслинского завода прослеживается развитие новых капиталистических отношений в России. Мастера, работавшие над созданием художественных образов, ориентировались не только на эстетические идеалы красоты эпохи и свои личные предпочтения, но и на запросы потребителей. Если мастер слепо следовал конъюнктуре, то, как правило, его изделия уступали в художественном отношении; если же он не отвечал требованиям заказчиков, то в этом случае страдал он сам. Такой порядок на рубеже веков привел к тому, что падение художественных вкусов и снижение эстетической требовательности со стороны покупателей вылилось в конфликт между искусством и промышленным производством.

Информация о работе Каслинское литье