Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:06, доклад
Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно.
Китайская средневековая
живопись, обобщившая высочайшие эстетические
достижения своего времени, наряду с
зодчеством принадлежит к сокровищам
мирового искусства. Важней-шую роль
в художественной жизни Китая
в древности и на протяжении средних
веков играли также и разнообразные
виды декоративного искусства. В
пору расцвета китайской феодальной
культуры они дополняли и развивали
тенденции этих ведущих видов
творчества, составляя в своем
взаимодействии с ними гармоничное
единство. на поздних этапах феодализма
зачастую именно они наиболее активно
выдержали представления
Долгая, почти шеститысячелетняя
история древнего и средневекового
Китая имела свои периоды подъема
и спада творческой активности. Китай
перенес многочисленные войны и
бедствия, пережил почти столетний
этап монгольского владычества. И хотя
в конце XIV века он вновь встал
на путь укрепления национального государства,
застойный характер феодализма, а
затем и колониальная политика западноевропейских
стран затормозили его
В VII — XIII веках живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. В ней с наибольшей полнотой воплотились характерные для средневековья поиски закономерностей вселенной, нашли совершенное выражение идеи духовного единения человека с миром. В картинах танских и сунских художников отразились и философские раздумья о смысле бытия, и преклонение перед могуществом природы, и острая наблюдательность горожан. Установились и приобрели свою завершенность специфические для китайского средневековья жанры станковой живописи, раскрывающие в своей множественности всю сумму тогдашних представлений и наблюдений над действительностью: парадный портрет (в свою очередь, разделяющийся на несколько категорий), анималистический жанр, изображение растений, птиц и насекомых (“цветы-птицы”), бытовой жанр (“люди и предметы”). Самостоятельное значение приобрел и пейзажный жанр (“горы-воды”), составляющий неразрывный союз с поэзией и каллиграфией. Художники расписывали стены дворцов и пещерных храмов, создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, иконы. К периоду Тан формы вертикальных и горизонтальных свитков канонизировались. Горизонтальный свиток служил своеобразной живописной книгой, куда благодаря разомкнутости композиции, как бы не имеющей начала и конца, художник мог вместить целый поток зрительных впечатлений и деталей. Форма вытянутого вверх свитка, рассчитанная на иное эмоциональное восприятие, позволяла живописцу показать природу не в ее частных проявлениях, а в ее единстве. На разных исторических этапах излюбленной была то одна, то другая форма картины. В период Тан предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун — вертикальным.
Многообразие жизненных
устремлений, огромный объем явлений,
вошедших в жизнь оби-тателей
многолюдных городов, определили многообразие
тем танской живописи. Она многоречива,
ярка, исполнена торжественной
Создатели картин на шелковых
свитках — придворные живописцы
— владели всем арсе-налом выразительных
приемов и всеми жанрами
Повествовательны и полны
деталями пейзажные картины VII — VIII
веков. Летописи со-хранили нам имена
первых пейзажистов. Наиболее выдающимися
среди них считались Ли Сы-сюнь
(651 — 716), Ли Чжаодао (670 — 730) и Ван
Вэй (699 — 759). Все они занимали чиновни-чьи
посты при дворе и числились
на государственной службе. Их творчество
показывает, на-сколько многообразна
уже в это время была пейзажная
живопись. Картины Ли Сысюня и Ли
Чжаодао насыщены по цвету, наполнены
изображениями дворцов, фигурами людей.
Природа в них представлена как
место прогулок, путешествий и
развлечений. Для передачи приподнятого,
радостного образа мира художники применяли
особую декоративную систему, построенную
на сочетании сине-зеленых и
Ван Вэя, живописца, поэта
и теоретика искусства, можно
назвать родоначальником нового
творческого направления, созданного
художниками-монахами, искавшими отдохновения
от мирской суеты и отрицавшими
внешнюю, парадную сторону буддизма.
Проповедуя интуицию как источник познания
истины, Ван Вэй смотрел на мир
глазами отшельника, созерцателя
и поэта. Отказавшись от многоцветной
палитры, он стал писать только черной
тушью с размыва-ми, добиваясь
через тональное единство впечатления
гармонии и целостности уведенного.
В его картине “Просвет после
снегопада в горах у реки”
заснеженные дали, застывшая туманная
гладь, черные деревья и безлюдье
создают новый, неведомый прошлому
образ природы. Ван Вэй открыл
качественно новый этап в пейзажной
живописи Китая, обозначил путь к
поэтиче-скому пониманию мира. Новой
была не только единая тональность
его пейзажей, но и осмыс-ление
масштабного соответствия и пространственного
равновесия всех элементов композиции.
В трактате “Тайны живописи”, вдохновенно
излагающем пути к воссозданию красоты
мироздания, Ван Вэй писал: “Далекие
фигуры — все без ртов, далекие
деревья — без ветвей, далекие
вершины — без камней. Они, как
брови, тонки, неясны. Далекие теченья
— без волны. Они в высотах
с тучами равны. Такое в этом откровенье!”.
Стихи Ван Вэя, блистательного сановника,
покинувшего свой пост при дворе
и ушедшего в монастырь, чтобы
писать картины и предаваться
размышлениям, проникнуты теми же созерцательными
настроениями, что и пейзажи. Манера
Ван Вэя была подхвачена и развита
целой плеядой живописцев сунской
эпохи. Но они пошли еще дальше
в своих поисках. На протяжении X
— XI веков, в годы постоянных угроз
со стороны северных кочевников, сокращения
контактов с внешним миром
и утраты иллюзии непобедимого могущества
государства, сунские художники
по-новому осмыслили эстетические качества
природы, вечное обновление которой
отождествлялось в их сознании с
идеей гармонии и незыблемости бытия.
Мудрая непреложность ее законов
была возведена ими в ранг нравственного
эталона, стала предметом раздумий
и художественных обобщений, что
привело к новой оценке жанров.
Религиозные и бытовые сюжеты
постепенно отодвинулись на второй план,
уступив место пейзажу и
Послетанское время сделало
множество важнейших открытий в
области пространственного
Первые пространственные построения связывают с именами живописцев конца IX — начала X века Цзин Хао и Гуань Туна. По сути именно они по-настоящему освоили вертикальную форму свитка. Пейзажи этих мастеров, исполненные черной тушью, показывают природу словно застывшей в своей первозданности. Величие и бесконечность мира, как правило, воплощаются в образе непомерно большой горы, выдвинутой на первый план и заслоняющей собою небо. В этих картинах уже нет следов танской повествовательности. Художники стремятся не к эмпирическому воспроизведению реальных форм, а к их философскому осмыслению.
На протяжении X века пейзажисты
в пределах общих канонических правил
создали множество глубоко
Не менее эмоциональны пейзажи последователя Ли Чэна Фан Куаня (X — начало XI века). Мир, изображенный в его картинах, суров и могуч. В монументальном свитке “Путники среди гор и потоков” через традиционное изображение гигантской поросшей соснами вершины, у подножия которой еле различимы фигурки людей, мастер выявляет огромные силы, таящиеся в природе. Мохнатую, как бы всклокоченную поверхность горы он разрезает водопадом, разби-вающимся на мелкие брызги у подножия, окутанного туманным облаком влаги. Светлые массы горы противопоставляются темным, густая черная тушь чередуется с нежными размывами, контраст ближних и дальних планов создает ощущение мощного дыхания природы.
Самый важный этап развития
монохромной пейзажной живописи
тушью начался в Китае с XI столетия.
Он связан с именами таких выдающихся
художников, как Сюй Даонин (1030 —
1060) и Го Си (1020 — 1090). Оба мастера
входили в состав сунской Академии
живописи. Их пейзажи, хотя и развивают
традиции предшественников, гораздо
теснее связаны с человеком, сложнее
и многообразнее отражают мир
его эмоций. Именно эти мастера
блистательно разре-шают проблему передачи
пространства и воздушной среды.
Они в равной мере используют как
горизонтальную, так и вертикальную
форму свитка, стремясь разнообразно
и полно воссоздать ритмы вселенной.
На завораживающей взор силе сложных
ритмических чередований
Тот же прием ритмических повторов использует Го Си в горизонтальном свитке “Осень в долине Желтой реки”, где под ударами его кисти рождается образ изменчивой, разнообразной и бесконечной природы. Как бы воссозданная в памяти свое путешествие, художник располагает ряд за рядом цепи гор, сосны и хижины, утонувшие в волнах тумана. Одни виды сменяются другими, заставляя зрителя путешествовать вместе с живописцем по лесным далям. Тишина и покой, окутывающие природу, — как бы основа музыкального эпического звучания картины, построенной на нюансах черной туши, то мягкой и воздушной, то ложащейся на шелк тяжелыми сильными штрихами. Эти нюансы так продуманы в своем многообразии, что зритель воспринимает черный цвет туши как богатую красочную гамму реального мира. Он ощущает и влажность осеннего воздуха, и теплоту приглушенных осенних красок.
Тем же острым чувством красоты
проникнута другая картина Го Си “Ранняя
весна”. Мир, пробуждающийся от зимнего
сна, полон движения. Ритмы картины
напряжены, лишены спо-койствия. Неясные,
клубящиеся силуэты гор словно вырастают
из облаков тумана, а деревья будто
расправляют после сна