Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:06, доклад
Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно.
Постоянная потребность
осмыслять природу — вместилище
самых глубоких чувств и са-мых
сложных философских
Го Си был одним из ведущих
теоретиков пейзажной живописи. Свои
наблюдения над при-родой он изложил
в трактате “О высокой сути лесов
и потоков”, обработанном его сыном
Го Сы и поражающем зоркостью, богатством
наблюдений, глубиной раскрытия идейного
содер-жания живописи. Го Си выступал
в своих суждениях об искусстве
с даосско-конфуцианских
Чтобы понять природу, по представлению Го Си, нужно познать и все изменения, рождаю-щиеся в душе человека, путешествующего по ее просторам. Го Си создал теорию трех видов воздушной перспективы, или трех далей, — высоких, глубоких и широких. Он сформулировал особенности пространственных соотношении и обобщил важнейшие эстетические воззрения своей эпохи.
Художники Китая X — XI веков искали разные пути передачи жизни природы. Помимо пейзажных свитков в это время возникли маленькие композиции, которые служили для укра-шения вееров и экранов. Особой любовью подобные миниатюрные сценки пользовались при дворе, в столичной Академии живописи, где сам император выступал в роли эксперта, мецена-та, художника и коллекционера. Из небольших картин, написанных на шелку и наклеенных на твердую основу, создавались дворцовые альбомы, где запечатлевалась жизнь животных, расте-ний и насекомых. В X веке жанр живописи “цветы-птицы” приобрел особо важное значение. В любую, казалось бы, случайно подмеченную сценку, будь то изображение птички, легко при-севшей на ветку, или бабочки, порхающей над распустившимся цветком, художники стреми-лись вложить такие же глубокие и возвышенные чувства, что и в монументальные пейзажи.
Наиболее знаменитыми мастерами жанра “цветы-птицы” в X веке были Сюй Си и Хуань Цюань, строившие свои картины по принципу микропейзажа. Представители разных направлений, они положили начало отличным друг от друга традициям. Сюй Си писал легкими, прозрачными красками в эскизной манере картины вольной природы — водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения. Он включал свои изображения в воздушную среду. Хуань Цюань создавал насыщенные цветом композиции, применяя яркие краски и плоские силуэты. Оба эти направления получили развитие в сунское время. Одно из них представителями которого были Ли Аньчжун и У Бин, отличалось скрупулезной фиксацией действительности, второе, наиболее ярким выразителем которого был живописец , строившие XI века Цуй Бо, тяготело к решению более сложных и широких образных задач, лирико-поэтическому осмыслению мира.
В XI веке в Китае сложилось
уже несколько направлений
Пейзаж на протяжении X —
XI веков объединял многообразные
сцены и в свитках повест-
В 1127 году Китай пережил
огромное потрясение: чжурчжэни захватили
север страны и разграбили столицу.
Все, кто мог, бежали на юг страны. Здесь,
в новой столице Линьань (Хан-чжоу),
в 1138 году вновь восстановилась Академия
живописи и постепенно возродилась
худо-жественная жизнь. Годы бедствий
и невзгод не могли не повлиять
на мировосприятие живо-писцев. Пережитые
унижения и страдания усилили
внимание художников ко всему китайскому,
внесли в их произведения большую
человечность. Настроения, переданные
в пейзажах этого времени, часто
грустны и тревожны. На смену суровым,
полным мощи и пафоса монументальным
ландшафтам приходят картины лирического,
а порой и камерного
Слитность человека и природы особенно выявлена в картинах живописцев буддийской секты Чань (Созерцание), к которой принадлежали Между Ци, Лянь Кай и Инь Юйцзянь. Монахи, они считали отшельническую и непритязательную жизнь среди природы средством постижения ее тайн и способом внутреннего освобождения. Возникшая на китайской почве еще в VI веке, но особенно развившаяся в кризисные годы южносунской династии, секта Чань синтезировала в себе элементы буддийских и даосских пантеистических концепций. Ее проповедь в основном сводилась к тому, что молитвы и поклонение иконам бессильны указать людям истинную дорогу к спасению. К нему ведет лишь один путь — созерцание, способствующее достижению духовного прозрения и слиянию человека с мирозданием. Утверждение интуиции, импровизации, способности к мгновенному озарению нашло своеобразное преломление в монохромной живописи тушью южносунского периода. В пейзажах, картинах жанра “цветы-птицы” чаньские художники-монахи старались уловить то, что открывается взору внезапно. Отсюда ощущение эскизности, зыбкости предметных форм, неустойчивости и загадочности мира, создаваемое их картинами. Полны печали, остро выразительны их свитки с изображением животных: нахохлившихся птиц, обезьян, ласкающих детенышей. Написанные, как правило, черной тушью на белой пористой бумаге, эти картины далеки от декоративной звучности танских пейзажей. Свободная импровизационная манера чаньской живописи породила свою систему правил, требующих совершенного владения живописными приемами. Именно такое точное владение линией позволило живописцу XIII века Лян Каю единым движением кисти создать вдохновенный и вольный образ танского поэта Ли Тайбо, уходящего в пустое пространство как в неведомую даль.
Многие художники сунского
периода продолжали писать картины
на бытовые темы, развивая танские
традиции. Они изображали с большим
искусством и многими подробностями
игры и шалости детей. домашние занятия
придворных женщин. Как правило, такие
картины отличаются не только большой
занимательностью, но и строятся как
целостные завершенные
Принципы живописи сунских
ученых группы “вэнь-жэньхуа” стали
определяющими в творчестве многих
юаньских художников, для которых
искусство стало средством
Самым лирическим и тонким живописцем юаньского времени был Ни Цзань (1301 — 1374), каллиграф и поэт, проведший свою жизнь вдали от двора, в провинции. Пейзажи его, написанные черной тушью на легко вбирающей влагу белоснежной бумаге, просты и немного-словны. В них обычно изображаются группы деревьев и островков, как бы затерявшиеся в вод-ных просторах, безлюдные и почти нереальные в своей отдаленности, а потому вызывающие острое чувство одиночества. Тонкой и изящной линией воссоздает мастер задумчивость и про-зрачную чистоту осенних далей, овеянных настроением печали. Надписи как бы вторят мело-дии картины.
В работах придворных живописцев XIV века Чжао Мэнфу, Жэнь Жэньфа и Ван Чжэньпэна предстает мир других эмоций. Стиль их творчества определили вкусы знати с ее тяготением к ярким краскам, парадному портрету, бытописательству. Они создали ряд живых и достоверных картин, изображающих монгольских всадников на охоте, лошадей в конюшне или на водопое, а также навеянных даосскими легендами сцены беседы и вольной жизни бессмертных гениев в волшебном саду. В их композициях пейзажный фон лишен уже таинственности и смысловой глубины, а божества наделены людскими качествами, слабостями и пороками.
Эпоху позднего феодализма в Китае по традиции принято делить на два крупнейших этапа — период Мин (1368 — 1644) и период Цин (1644 — 1911). Их объединяют многие черты, ха-рактеризующие в целом позднесредневековую культуру Востока, — замедленный темп истори-ческого развития, консервативность художников.
Наиболее яркими представителями
бытописательной живописи были во многом
близкие друг к другу Тан Инь
(1470 — 1523) и Чоу Ин (первая половина
XVI века). Не выходя за преде-лы традиций,
они создали новый тип свитков-
Живописцы XV — XVIII веков попытались ближе подойти к жизни и в портретном жанре. В период позднего средневековья было создано множество портретных изображений разного назначения — парадных, интимных, лирических. Такие известные живописцы, как Шэнь Чжоу, обращались уже и к условному автопортрету, воссоздающему образ интеллектуального, умудренного жизнью старца. Виды портрета строго классифицировались, о чем говорят созданные на протяжении XIV — XIX веков трактаты. Типология китайского портрета, сложившаяся уже к раннему средневековью, мало изменилась в минское время. Среди разнообразных портретов по-прежнему наиболее выразительны посмертные, связанные с обычаями почитания предков. Характер этих изображений определялся физиогмантией — учением о соответствии черт лица судьбе человека, в свою очередь, предопределенной расположением светил. На основе теории, опирающейся на учение о пяти основных элементах мироздания, была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественной неподвижности и чопорности культового погребального портрета отражается система конфуцианской этики. Строго фронтальные фигуры портретируемых как бы приобщены к вечности, на них нет печати житейской суеты. Замкнутые, полные внутренней сосредоточенности лица таят от посторонних свои душевные волнения. Но художник всегда точно определяет, как складываются особенности структуры лица, какую печать накладывают на него невзгоды жизни. об этом говорят такие портреты XVI — XVIII веков, как “Портрет сановника”, “Портрет патриарха Чан Мэй лаоцзы из Государственного музея искусства народов Востока. И хотя в них сохраняется средневековая отстраненность от мира, они подкупают непредвзятостью и правдивостью, с которой живописец фиксирует в лицах своих героев приметы возраста, усталости, надменной властности. Они демонстрируют и те немногие изменения, которые произошли в этом жанре, — более пристальное акцентирование предметной Среды, одежды, тканей.
В периоды Мин и Цин
много было написано о портретном
искусстве, но в центре внимания теоретиков
живописи по-прежнему оставался пейзаж.
От этого времени до наших дней
сохранилось гораздо больше пейзажей,
чем от прошлых веков. Наиболее яркие
и прогрессивные явления
К наиболее творческим и активным
художникам XVI века можно отнести
Сюй Вэя (1521 — 1593). Стремясь взорвать
культивируемые Академией живописи
холодную виртуозность и рационализм,
он по-новому осмыслил понятие се-и
(писать идею) как понятие писать
душу. Его эскизные порывистые картины
с изображением ветвей бамбука, мягких
банановых листьев, сочных гроздей
винограда таят в себе большую
образную емкость, сближающую манеру мастера
с манерой сунских художников-
В XVII — XIX веках, на стадии, завершающей
развитие китайского феодализма, с
наи-большей резкостью