Колорит в живописи С.А.Виноградова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

С.А Виноградов великий русский художник, - приверженец реалистического направления, русского импрессионизма, в живописи которого важную роль играло «впечатление», как во Франции у основателей художественного течения — импрессионистов. Огромное внимание в работе над картиной у Виноградова уделялось натурным зарисовкам на пленэре, — этюдам.
Виноградов любил мотивы уходящей России или умирающей старины, любовь к которой и тоска по которой не давала художнику жить иначе… Ностальгия по уходящей жизни, по деревенским корням, по провинциальной России, где томится и радуется русская душа, является главной приметой реалистической живописи художника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ С.А.ВИНОГРАДОВА………………………... 5
1.1 Любовь к живописи ……………………………………………. 5
1.2 Продвижение по карьерной лестнице………………………... 7
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА………………………………. 12
1.1. Колорит в живописи……………………………………………12
1.2. Любимые жанры. Колорит в пейзаже……………………...... 20
1.3. Любимые жанры. Колорит в интерьере……………………... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 62.57 Кб (Скачать файл)

В творческом плане особое внимание художниками уделяется «режиссуре» колорита, заключающейся в решении вопроса о главных цветовых акцентах и о развитии вариаций цветовых гармоний в пределах плоскости изображения.

В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определялись живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.

 

Большое разнообразие колорита не есть просто произвол и случайная манера расцветки, которой не было бы «in rerum natura», но оно заключено в природе самих вещей.

Колоризм  присущ только живописи и возможен лишь при подражании натуре, почти не применяясь в декоративном искусстве. Выделяют  три вида колоризма картины, построенного на принципе природо подражания:

1) абсолютный колорит;

2) преувеличенный колорит;

3) тональный колорит.

«Абсолютный колорит передает все  модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит - преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передает не реальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно  гармонизированные и выраженные через общий цветовой тон».

Виноградов же писал картины  в «абсолютном колорите». В своих работах он использовал колорит  в реалистической пространственно-светотеневой живописи, основанный  на цветотональных отношениях, валёре, тоне, полутоне, тональности, гамме, оттенках и т. д.

 Самым главным элементом  колорита является краска. В каждой                          краске мы различаем три качественных  признака. Прежде всего, ее цвет - синий, зеленый и т. п. Далее  - светлость краски. Каждую краску  можно сделать более светлой  и более темной, не меняя ее  специфического характера: светло - зеленый и темно-зеленый являются  оттенками той же зеленой краски, но отличаются степенью светлости.  В-третьих, наконец, интенсивность  краски. Можно отнимать у краски  ее красочное содержание, силу  ее цвета, пока она, оставаясь  такой же светлой, не сделается  совершенно серой; или, наоборот, не меняя ее светлости, все  более примешивать к ней красочный  пигмент.

 

Виноградов писал свои картины  так, что  ни в одном его произведении нет, не  только неприятных для глаза, но безразличных и равнодушных цветовых сочетаний. Все картины всегда сведены в полную, совершенную гармонию, приобретающую под кистью Виноградова  некую непреложную закономерность.

Картины художника настолько разнообразны. Сущность колорита в его живописи заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая  от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение  цветов, отражение рефлексов, которые  переливаются в другие отражения  и носят столь тонкий, мимолетный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку.

1.1 Любимые жанры. Колорит в  пейзаже

Одним из любимых  жанров Виноградова  является пейзаж. Окружающая среда, естественная или преобразованная человеком  природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город  и сельская местность. Мир вне которого не может существовать человек. Описание или изображение природы в изобразительном искусстве, в музыке или литературе помогает нам понять характеры героев, уловить смысл происходящего. Достаточно вспомнить произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского.

Но пейзаж - это не просто изображение, это всегда художественный образ  природной и городской среды, её определенная интерпретация. Содержание пейзажного образа всегда определяется эпохой, господствующим художественным направлением, а также индивидуальностью  конкретного автора. Ведь художник не только фиксирует тот или иной вид. В любом произведении искусства  всегда проявляется отношение мастера  к увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения.

         Пейзаж - не только отображение природы, но и одновременно средство выражения человеческих чувств и переживаний. Существует великое разнообразие пейзажных форм. Ведь сама природа разнообразна до бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи.

Виноградов представил интересную линию развития пейзажа. В поисках  правды видении природы он обратился  к пленэру. Отсюда удивительная свежесть и чистота цвета. Художник стремился  к передаче непосредственного впечатления  и отсюда особый интерес к этюду, который становится не подготовительным материалом для будущей картины, а выступает как самостоятельный  жанр живописи. И появление картины-этюда, практически с начала и до конца  написанной на пленэре. Художник, работая  над картиной, стремился завершить  ее сразу, пока не высохла красочная  масса на холсте, методом a la prima.

С.А. Виноградова часто  называли мастером "солнечного света", которым буквально залиты многие из его пейзажей. Художник пишет  свои произведения в свободной (этюдной) манере.

Пишет он в основном очень  светлыми красками, а тени в картине, наоборот, густые, тёмные. Такие контрасты  бывают как раз на ярком солнце. Потому-то и кажется, что художник сумел внести в свои работы частицу  солнечного тепла...Но если другие работы художника радостны, звучны, их словно пронизывает бравурно звучащая музыка, то в картине "Весна идет" (см.приложение 1)  из собрания Радищевского музея все решено на полутонах, на игре оттенков почти одного цвета.

 

Композиция картины построена  не по классическим канонам, а как  бы подсмотрена художником в жизни. Виноградова не привлекали долевые  перспективы, ширь и размах панорамных пейзажей, в своих работах он выбирал  фрагмент, напоминающий "случайный  кадр".

Перед нами заснеженный парк дворянской усадьбы. Обвитые виноградными плетьми  колонны и перила веранды, небольшая  протоптанная дорожка с подтаявшим снегом, уходящая куда-то в бок. В  работах Виноградова всегда чувствуется  присутствие человека. На фоне темных елей ярко выделяются белые стволы и ветви берёз, на кустах остались еще прошлогодние листья.

В мягком холодном воздухе чувствуется  дыхание весны. Пусть ещё лежит  снег, но еще совсем немного, и природа  пробудится от зимнего сна. Сугробы  уже начали оседать и приобрели  сероватый оттенок. Чуть подтаял  снег на дощатой террасе старой дворянской усадьбы. А в глубине леса он белый - зима еще не ушла. Но уже набухло  тяжелыми облаками серое небо. Воздух стал влажным. И оголенные ветки  деревьев готовы проснуться под теплым дыханием весны. Картина проникнута лиризмом, живым, непосредственным чувством природы. Это еще не весна с  кричащими грачами и звонкой  капелью, это только ощущение, ожидание весны и всё это пишется  в таком благородном цветовом колорите, сочетающем приглушённые серые, коричневые, зеленые, синие и сиреневые  тона. Нет ярких красок, есть нежные градации цвета. Особенно хорош этот пейзаж своей простотой и искренностью.

Виноградов создал так  же знаменитую картину “Нью-Йорк” с панорамным изображением города со стороны залива. Из окна экспозиционного зала художник наблюдал строительство соседнего дома и изобразил увиденное в другой картине под таким же названием.

Живописно передано раннее утро в многоэтажном городе, розовые отсветы солнца на верхних этажах стройки, мягкое освещение скрадывает краски зеленых и красных крыш, охристых стен, высвечивает детали.

В картинах “Усадьба летом”(см.приложение 3), “Шоссе”, “Усадьба осенью”(см.приложение 4), “У озера”(см.приложение 5), в других пейзажах, исполненных в первый приезд в Лобарж, свободное композиционное построение, тонкая световоздушная разработка создают ощущение живой жизни. 
Здесь, в имении, в творчество вновь вернулась близкая художнику тема усадебного пейзажа. Она детализируется в изображении интерьеров; как и прежде он увлечен их камерным характером, но теперь это уже не богатые анфилады, а скромные уютные маленькие комнаты, чаще всего с изображением женской фигуры. Его постоянной моделью становится Ирина Казимировна: она сидит за столом; читает книгу, пишет, вышивает, на берегу озера элегично вглядывается вдаль. Ей Виноградов посвятил и картину “Утро” (см. приложение).

Настроение покоя, привнесенное присутствием близкого человека, лежит  на всем, к чему прикоснулась кисть  живописца. Светом и воздухом наполнена  комната, где сидит в белом  чепце и пеньюаре женщина.

    1. Любимые жанры. Колорит в интерьере

         Помимо пейзажей так же одним из интереснейших жанров является интерьер или как его иногда называли "в комнатах". Строго говоря, интерьер - это внутреннее пространство дома. Интерьер является наиболее ярким отражением художественного стиля, направления, и конечно личных вкусов и финансовых возможностей и образ жизни своих владельцев. Художники вводили элементы интерьера в портрет или историческую картину, чтобы лучше передать характеристику своей модели или происходящих событий. С течением времени интерьер становится самостоятельным жанром.

Интересную линию развития этого жанра представил и Виноградов. Интерьер его  времени можно с  полным основанием назвать "интерьером настроения".

Так в работе С.А. Виноградова "В  доме" (см. приложение 6)  перед нами уголок загородного дома или дачи где царит атмосфера уюта, покоя, размеренного быта русской интеллигентной семьи. Полотно буквально пронизано солнцем и ослепительным светом. Нагретые солнцем полы. Уютный, опрятный дом, где все вещи имеют свое место: выстроились в ряд "венские" стулья с гнутыми спинками, притаился в углу фикус с зелеными кожистыми листьями, в простенке между окон высокое зеркало, в котором отражается часть комнаты, а на подстолье под стеклом позолоченные бронзовые часы. Картины в позолоченной раме и рояль свидетельствуют о вкусах и увлечениях владельцев дома. А в окна врывается солнечный свет, его лучи, проникая сквозь цветные оконные стекла, окрашивают в теплые желто-оранжевые, красные, а также синие и фиолетовые цвета пол, стены, створки дверей, мебель и легкие занавески. Как будто вспыхивают, загораются ярким цветом полированный бок рояля и начищенные металлические дверные ручки. И переливы зелени за окнами передают ощущение радости жизни, вызванную солнечным летним днем. В картинах Виноградова всегда чувствуется присутствие человека, кажется люди вышли ненадолго из комнат, а вещи только ждут когда, наконец, они вернутся и дом заживет своей привычной жизнью.

Картина написана в свободной (этюдной) манере. В своих работах Виноградов, как и другие мастера "Союза  русских художников", пытался  выразить целостное ощущение отрадного  в жизни - ее поэзии, гармонии человека и окружающего мира, единство световоздушной среды интерьера и неразрывно связанного с ней пейзажного пространства за окном.

Стремление к передаче непосредственного  впечатления вызвало особый интерес  к этюду, который становится не подготовительным материалом для будущей картины, а выступает как самостоятельный  жанр живописи. И появление картины-этюда, практически с начала и до конца  написанной на пленэре. Художник, работая  над картиной, стремился завершить  ее сразу, пока не высохла красочная  масса на холсте, методом a la prima. И Виноградов пишет широкими сочными мазками, используя яркий колорит, построенный на контрастах теплых и холодных цветов, наполняя пространство картины воздухом. Композиция картины построена не по классическим канонам, она фрагментарна, словно подсмотрена художником в жизни. Уютный дом, где проходит размеренная жизнь интеллигентной семьи в понимание Виноградова становится символом покоя и отрады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, исследование темы данной работы позволяет сделать некоторые выводы.

Виноградов С.А. хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Он имел репутацию виртуозного живописца  и блестящего рисовальщика. Кроме  того, он был прекрасным мастером цвета. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине  «Весна идёт». Если же подойти к полотну  поближе, снег как бы «рассыпается»  на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, Виноградов применял  во всех своих работах..

Виноградов  применял  технику работы на пленере, как у  французских импрессионистов, но в  тоже время был продолжателем  московской школы пейзажа XIX века. Он был  «убежденным левитановцем», стремился  найти в природе лирические мотивы и трепетно передавал ее изменчивое настроение.

Большинством работ Виноградова  являются пейзажи. В них художник стремился реально отражать окружающую действительность, без преувеличений  и искажений. Художник использовал  многие приемы импрессионистов, в частности  особое внимание уделял передаче эффектов освещения. Писал он с непосредственностью  пленэрного восприятия натуры, в свободной  живописной манере, яркими, насыщенными  цветами, светлым свежим колоритом.

Он  увлекся темой старинных  русских усадеб, запечатлевая в свои картинах парки и интерьеры, проникнутые  тонким лиризмом и элегичностью. Среди  членов Союза выделялся как мастер «солнечного света», которым буквально  залито большинство его пейзажей.

Сергей Виноградов не принимал модных «конструктивизма и кубизма» с их угловатыми формами. Он радовался, что  искусство вновь повернулось  к реальной жизни и природе. Он говорил, «что же останется, если свет в этих полотнах погаснет… ?»

Информация о работе Колорит в живописи С.А.Виноградова