Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:37, доклад
Еще совсем недавно проблема дизайн-образования находилась на пери¬ферии не только профессионального суждения, теории и практики дизайна, но и системы образования в целом и образования профессионального, в част¬ности.
В то же время, развитие идей дизайн-образования может иметь практичес-кое значение не только в плане расширения профессионально-педагогическо¬го ареала, но и способствовать решению более широких социально-значимых задач.
В свою очередь, появление такого количества программ и подсистем дизайн-образования потребует особого рода проектной деятельности по созданию разнообразных видов учебно-технологического оборудования, мебели, инструмента, а также учебно-производственной среды различных типов образовательных учреждений.
Все это может стимулировать появление, наряду с дизайном одежды, графики, промизделий и т.д., еще одного направления полготовки дизайнера-специалиста.
Содержание деятельности дизайнера-педагога также расширится. Кроме задач подготовки дизайнеров в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях, дизайнеру-педагогу, возможно, придется решать задачи развивающие, воспитательные, культурно-просветительные, маркетинговые и даже пропагандистские.
Формирующие основания системного содержания культуротворческой среды можно обнаружить в объективных законах красоты: симметрии, ритме, гармонии, целостности, целесообразности, оптимальности, упорядоченности. Красота связывается с понятием «мера» (соразмерность, гармония, целостность). Чувство меры — залог эстетически ценностного поведения, организованности духовного и материального окружения, т.е. показатель наличия культуротворческих оснований предметной среды. Утрата этого чувства делает комическими или безобразными характеристики поведения, одежды, речи, продуктов труда. Таким образом, воспитательной целью является задача формирования в человеке способности улавливать в предмете соответствующую ему меру: и в процессе созидания красоты, и в ходе ее восприятия. В связи с этим, одним из основных направлений деятельности дизайнера-педагога является деятельность в качестве педагога профессионального образования в области дизайна.
Итак, каждое из направлений дизайн-образования имеет общие и особые цели, обладает разными средствами и возможностями создания условий функционирования культуротворческой среды, степенью решения задач обучения или воспитания. Так, воспитательные возможности предметной среды обитания человека могут быть обусловлены и качествами материально-вещественного окружения, но, главным образом, качеством отношений, степенью созидательной активности персонифицированных носителей культуротворчества.
Дизайнер-специалист, создавая вещи и среду по законам красоты, где его вкус реализован в композиции объекта, по-своему участвует в эстетическом воспитании. Известно, что эстетически значимая среда имеет способность воздействовать на аудиторию «исподволь», формируя и развивая основные элементы ценностно-ориентационного сознания: эстетических чувства, вкуса, оценки. Однако, вещи в дизайне — не предмет любования. Их потребление происходит без культурного посредника, в процессе повседневности. Имманентные эстетические качества объекта дизайна могут быть и не восприняты потребителем. Обратная связь отсутствует. Процесс воспитания здесь коммуникативный, а не диалоговый.
В общей школе сегодня о красоте говорится на уроках МХК. Построенная на историко-культурных основаниях программа не нацелена на творческое отношение к повседневности. Однако, в той мере, в какой изучение мировых шедевров искусства включает (досодержательный) анализ формальных сторон произведений, задачи формирования эстетического вкуса средствами ИЗО совпадают с задачами выявления объективных законов гармонизации предметной среды. Хотя опыт показывает, что именно эти закономерности легче обнаружить и демонстрировать на примерах анализа объектов дизайна, где средства выражения красоты предмета свободны от субъективизма самовыражения, изобразительной многозначности художественно-образных построений станкового искусства.
Еще один субъект художественного образования — учитель ИЗО, в школе — рисования и черчения. Творческие задачи художественно-образного мышления он может ставить только на уровне дошкольного и младшего школьного этапов образования. Эти занятия имеют игровой и развивающий характер, а также ставят диагностические цели определения склонности детей к творчеству (на этом основании складываются рекомендации продолжить обучение в художественной школе).
В старших классах обучение основам изодеятельности носит вполне прагматический характер: рисование предметов близких, к простейшим геометрическим формам, развивает объемно-пространственное мышление и глазомер, аккуратность, моторику и точность движений и т.д.
В деятельности дизайнера-педагога предметом познания становится все богатство и красота средового окружения. В отличие от учителя ИЗО, искусствоведа, художника, дизайнера и других специалистов, пришедших в образование, дизайнер-педагог способен выявить причинно-следственные связи, закономерности проявления красоты и принципов воссоздания ее в искусственном (культурном) окружении. Объяснить, обрисовать, научить замечать и анализировать красоту предметной среды окружения в процессе обучения и проектного творчества может только специалист, содержание подготовки которого включает именно эти задачи. Таковым и является дизайнер-педагог, способный реализовать себя и в качестве педагога профессионального образования в области дизайна, обладающий интегрированными качествами профессии и творческим, системным проектно-образным мышлением.
1. Кожуховская С.М. Некоторые проблемы дизайн-образования //Вестник УМО по проф.- пед. образованию. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1997. №1.
2. Сидоренко В.Ф. Модель «опережающего» образования //Техническая эстетика. М., 1986. №1.
3. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры //Техническая эстетика. М., 1989. №1.
4. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик: Эльфа, 1997.
Информация о работе Концептуальные версии дизайн-образования