Крайний Север 50 – 60 гг. глазами художника – дальневосточника Рыбачука. Описание картины «Чукчаночка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Автор данной работы выбрал эту тему, потому что она очень актуальна в наши дни, так как на Дальнем Востоке к сожалению существует проблема состояния русского искусства, наша русская самобытность развеяна, мы не ценим и не обращай должного внимания на этот вопрос, хотя на самом деле он стоит очень остро. Также автор считает, что эта тема актуальна, потому что многие люди не знакомы с этим замечательным художником, который один из первых показал нам Север в своих произведениях со всеми его красотами. Поэтому нам бы хотелось рассказать людям о великом человеке, художнике Дальнего Востока, Иване Рыбачуке.
Цель настоящей работы – выявить композиционные особенности в творчестве Рыбачука.

Содержание

Введение…………………………………………….. 3
I Глава Приморское искусство 20 в 5
I. 1 Приморское искусство в дореволюционный период………………………….5
I. 2 Приморское искусство до 1960 - х гг…………………………………………..7
II Глава Творчество Ивана Васильевича Рыбачука………………………………….. 10
Ii. 1 Характеристика творчества художника…………………………………………………………………………..10
Ii. 2 Описание картины Рыбачука «Чукчаночка»……………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………… 17
Список литературы……………………………….. 18
Приложения…………………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Глава.doc

— 3.90 Мб (Скачать файл)

    Начало творческого пути  художника – в далеких послевоенных  годах. К тому времени Рыбачук  был давно дальневосточником (в 1929 году его семья переместилась из Киева на Амур). Художественные училища Благовещенска и Владивостока, частые и длительные пребывания на творческих дачах среди цвета реалистического искусства сформировали из него профессионального живописца. В училище Иван Васильевич учился у Петра Евстафьева, одного из учеников И. Репина, словом, он – наследник репинской традиции по прямой. И этим все сказано. В цвете, композиции, отношении к модели,  к изучению окружающей среды он относится серьезно и трепетно одновременно. Тому подтверждение найти не сложно, нужно лишь увидеть его картины. В них – вся жизнь. Персонажи портретов Рыбачука всегда заняты трудом – они на ветру, в судовой медчасти,  у гарпунной пушки, в стойбище оленеводов, многократно проверены суровыми условиями работы и жизни. К ним тянется Рыбачук, ищет их в окружающем мире.

    Рыбачук выставил на первой своей выставке 125 живописных работ , а через двадцать лет – уже 245. Вторая персональная выставка Ивана Рыбачука союзного значения проехала по всей стране: Москва – Ленинград – Челябинск – Иркутск – Новосибирск – Астрахань – Магадан…[11, стр. 19].

   Во время Великой Отечественной войны Иван Васильевич был призван из Благовещенского художественного училища. На фронт 20 – летний художник явился с мольбертом, этюдником и в шляпе. Воевал, но с карандашом и бумагой не расставался.

      Впрочем, элегантен  он  был всегда. Красивый галстук, берет – таким его помнят  те, кто приходил на выставки  в залы союза художников или галереи города [10, стр 43].

   Но был и другой Рыбачук  – неофициальный. Юлий Рачев, народный художник Росси, товарищ по кисти вспоминает: «Я с Иваном вместе ходил в творческие командировки в море раза два. Помню рейс на «Орджоникидзе». Я взял этюдник. Работаю. За трубой спрятался, холодно было. А Иван боцмана пишет в каюте. Вдруг кричат в мегафон: «Где художники? Замполит приказал найти художников!» Что случилось? Оказывается, что мы после обеда не пришли пить молоко. Мы с Иваном подарили кораблю за этот рейс портрет Орджоникидзе.

   Иван был счастлив в семье. С первой женой Валей познакомился, когда в матросах был. Дочь Маринка появилась. Валя работала в строительном банке. До перестройки союзу художников планировали и давали по две квартиры в год. Иван – единственный художник, который не просил квартиру. Валентина получила. Смерть жены была для него ударом. Лишь через десять лет смог найти счастье – Лидию.

       И про спорт  не забывал. Он был гармоничным  человеком. Петь любил, стихи писал. Умел дружить, всегда помогал  тем, кто обращался за помощью.

Последние годы жизни Ивана Васильевича показали, что значит настоящий мужской характер, воля и любовь к жизни. Каждый день он сражался за возможность работать, держать кисть в руках.» [2, стр. 34].

        Иван Васильевич Рыбачук – Народный художник России, почетный академик Российской академии художеств, легенда Дальнего Востока и всенародный любимец. В творческой биографии Ивана Васильевича 8 персональных выставок, две из которых прошли в Москве, с успехом и признанием, как со стороны зрителя, так и со стороны коллег, арт - критиков и искусствоведов. Иван Васильевич Рыбачук был крайне трудолюбивым художником, большинство его работ уже были показаны, описаны и запечатлены в каталогах и буклетах. В галерее «Арка» у зрителя появится возможность увидеть из коллекции наследников 70 этюдов, которые раньше никогда и нигде не экспонировалась.

 Начало творческого пути И.В.Рыбачука приходится на послевоенные годы. Он получил образование в художественных училищах Благовещенска и Владивостока. Можно с уверенностью сказать, что Иван Васильевич – прямой наследник репинской традиции в живописи, поскольку одним из его наставников был ученик Ильи Репина – Пётр Евстафьев. Основными сюжетами картин Рыбачука были виды Чукотки, Камчатки, Сахалина, и Курильских островов. Художник особое внимание уделял портретам своих современников: рыбакам, морякам, пограничникам, представителям малочисленных народов Дальнего Востока. Более того, Иван Васильевич Рыбачук был первым художником, который совершил живописное открытие Севера Дальнего Востока. В 1947-ом году художник впервые попал на Чукотский север. С тех пор в русском изобразительном искусстве появился Мастер, которому оказалось под силу охватить огромный художественный мир Севера, его людей, его природные красоты.

 Виталий Ильич Кандыба, кандидат искусствоведения, арт - критик, писал в свое время об И.В. Рыбачуке: «На произведениях Ивана Васильевича лежит печать неповторимой свежести первооткрывательского обращения к теме Севера… Тундра, море - место жизни и труда аборигенов - монументальные природные стихии. Оленевод, зверобой, каюр действуют в изначально необыкновенных для нас обстоятельствах заполярной жизни один на один с первобытной природой. А она ничему не дает утончиться - ни характерам, ни укладу, ни людским отношениям. Все и вся здесь крупного помола… 
Но обобщение никогда не отменяло в его образах аборигенов личностную единичность каждого из них, человеческая неповторимость им подчеркивается сильнее родовых примет этноса. А тундра у него всегда была тундрой определенного места где-нибудь у Анадыря, долины Камчатки. И.В.Рыбачук слишком жизнелюбив, чтобы живой Север, данный тебе на радость и любование, разменять на умозрительный, знаковый Север… Художник всю жизнь предпочитал в живописи сотворчество в добром согласии с природой. Поэтому образность у него мягкая, бережная, а не форсированная и эгоцентричная. В нем всегда присутствовала коренная основа типичного русского художника - душевность. И она, как вешнее половодье, затопляет все его северные мотивы, согревая их сердечным теплом, окрашивает его взаимоотношения с людьми Севера, осеняет даже безлюдные пространства снегов… И.В.Рыбачук - слишком свой человек на Севере, чтобы романтически соблазнять экзотизмами северного существования. "Север - мой дом" [12, стр.64], - так он может выразить свое самочувствие в высоких широтах. И художник И.В.Рыбачук относится к Северу художнически - как к источнику уникальной красоты в природе. И она, как грань неисчерпаемой красоты Божьего мира, магнитом тянет его к себе вот уже десятилетия» [3, стр. 19].

     Персонажи портретов  Рыбачука всегда заняты трудом. Они интересны художнику как  деловые люди. На палубе, на ветру, в судовой медчасти,  у гарпунной  пушки, возле пограничной полосы, в стойбище оленеводов, за разделкой  китов увидите вы его героев. Они многократно проверены суровыми условиями работы жизни; после таких испытаний на Севере остаются лишь самые сильные и надежные люди. К таким людям Рыбачук – художник с интересом тянется , ищет их в окружающей действительности.

 Последние десять – пятнадцать лет природа Севера постоянно присутствует в живописном воплощении на разнообразных выставках. Северная тема привлекает уже очевидными успехами и достижениями художников старшего поколения.

   Представим себе 1947 год –  время первой поездки Рыбачука на чукотский Север. Прецедентов художественного изображения этой земли тогда еще не было.

  « В первый раз я как  на Луну попал» [4, стр.22], - вспоминает он тогдашнее восприятие увиденного. За треть века Рыбачук, образно говоря, прошел расстояние от Луны до Земли в своем постижении Севера» от элементарного, одномерного до многосложного и глубокого.

   Бывает, что иной художник  «застревает» на уровне «лунного», чисто стилизованного Севера, выпячивая  какую – то одну его сторону  как единственно главную, Рыбачук всегда останавливается у черты, за которой начинается стилизация. Такому подходу к натуре противится весь склад его художественного дарования, такого земного, здорового и ясного [13, стр. 15]. Он с радостью и видимым упоением давал себя искушать краскам Севера, запахам этой земли, свету кристального воздуха. Променять языческое осязание на умозрительное созерцание он просто не мог. Ему, человеку, влюбленному в Север, нужен был язык непосредственный, богатый оттенками, душевной отзывчивостью. Стойкая русская традиция одушевления природы особенно ярко проявилась на северном материале в творчестве Рыбачука [19].

 Живопись Рыбачука чужда  такому восприятию, он передает  северную природу такой, какая она есть,  а не такой, какой она порой мерещится новичку. Он не преломляет ее под углом этой трафаретной концепции Севера. Чукотскую тундру, камчатские вулканы он, как северянин с тридцатилетним стажем, изображает непосредственно, душевно и тонко, как московский художник изображает родную среднюю полосу, бесконечно ему знакомую, досконально освоенную, свою.

  Всевозможные состояния природы, разные времена года раскрывают  пейзажи Рыбачука. Северная огромность, однако, всегда звучит под сурдинку, воспринимается подтекстом в  лучших его работах. Не суровое извечное, а сегодняшнее – живая и трепетная жизнь ярко воплощается в холстах Рыбачука. Причем не только в приметах человеческой жизни и новой советской действительности на Севере, но и в  современном мирочувствовании художника [18].

Портретисты, пожалуй, больше всех погашали долг перед зрителями по современной теме, чаще других отражали образ нашего современника. В те годы подобные поиски были не безынтересны, и ряд живописцев привлек особенное расположение зрителей работой в портрете [14, стр. 10].

 

  1. 2. Описание картины Рыбачука «Чукчаночка»

 

  Картина написана Рыбачуком в 1954 г. маслом на холсте в рамках реалистической школы. Является примером станковой живописи. Размер 46 см на 30 см. Жанром этой картины является парадный женский портрет. На нем изображена маленькая девочка из Чукотки в теплой шубке на фоне уже далеко не зимнего пейзажа. Выражение лица очень задумчивое, как будто она мечтает о чем-то, хочет, чтобы уже наконец-то  наступило тепло, и она смогла бы снять свою теплую шубку. Автор вкладывает основной смысл этой композиции как раз в выражении взгляда, в нем отражена вся тяжелая жизнь, которую люди       проживают на Чукотки. Автор проникается любовью и состраданием к этому народу. Даже сам пейзаж подчеркивает парадоксальность природы и жизни в Чукотке. На картине видно, как растет уже первая травка, небо голубое, но еще холодно, и этот контраст зелени и бедной замерзшей девочки в шубке, которая от холода даже спрятала руки, очень бросается в глаза. Но не смотря на суровую жизнь в этих краях, люди растут здоровыми и счастливыми.                                                                         Посмотрев на один только румянец на личике у нашей героини, можно сказать, что люди в этих краях очень закаленные, волевые, способны выдерживать любые трудности. Автор показывает нам свое восхищение этим народом. Девочка в этой картине является символом ранней весны, это и хотел показать и донести до нас Рыбачук, изобразив не просто женщину, а маленькую девочку.                         Он в этой картине использует теплые тона, подчеркивая всю нежность момента уединения с природой. На контрасте со светлыми оттенками травы и неба очень выделяется шубка девочки, она вся темная , коричневых оттенков. Автор этим приемом как бы выделил фигуру девочки, поставил ее на первый план. Алый цвет лица девочки очень контрастирует с белым пушком на меховой шапке девочки, который разлетается под порывами ветра, передавая нам более сильное и реалистичное ощущение холода и одновременно делая как бы акцент на этом месте картины, давая нашему взгляду простор движения по картине и одновременно усиливая значимость теплого убора девочки, как бы давая понять, что весна еще не окончательно наступила. Вторым акцентом на картине является также деталь шубки девочки, это белый мех внизу шубки. Линия горизонта не сильно низко расположена, придавая главному центру композиции статность и важность. Изображение пейзажа не очень детализировано, что также акцентирует наше внимание на главном центровом объекте. В этом произведении больше уделяется внимание цвету, чем линиям или деталям. Автор не использует принцип линеарности, как и в большинстве своих работ. Но все же здесь не могут не присутствовать основные композиционные оси. Они здесь представлены горизонталью и вертикалью.                    Горизонталью является горизонт, а вертикалью сам композиционный центр. Эти две линии как бы сходятся в центре композиции, привлекая внимание нашего взгляда в центр картины (ил. 1, 2).

  Таким образом, ознакомившись  с творчеством Рыбачука и с  его биографией, можно сказать, что Иван Васильевич – гениальный художник-реалист. В его творчестве есть свои индивидуальные особенности. Нам не стоит забывать о нем   

                                          

 

                                Заключение

 

  В этой работе я отразила  историю развития искусства на  Дальнем Востоке в период 50 – 60 - х. гг., показала процесс его  развития, описала биографию художника  и его картину «Чукчаночка». Опираясь  на поставленные во введении  задачи, удалось ответить на такие вопросы, как история периода 50 -60 х. гг. на Дальнем Востоке, описать картину художника Рыбачука, который ввел свою творческую деятельность именно в этот период.

  Изначально был рассмотрен  исторический вопрос курсовой, выявлены  особенности творческой деятельности в этот период разных художников, какие выставки в этот период проходили. Это очень важно для нас, так как мы должны ознакомиться с вопросом полностью, мы не можем описывать именно творчество Рыбачука, не зная всей ситуации на Дальнем Востоке в это время. Затем мы только приступаем к знакомству собственно с произведением художника того времени, а именно с творчеством Ивана Васильевича. Мы взяли за образец его произведение «Чукчаночка».

 Уточним, что в 50 – 60 е. гг. было  много разных художников на Дальнем Востоке, но я выбрала именно Рыбачука, так он является ярким представителем из немногочисленных художников, которые описывают север, и этим он мне безусловно понравился. У него есть не только это произведение, но на мой взгляд, это одно из лучших его шедевров, поэтому в данной работе мы обращаемся именно  к нему.

 

 

 

                                Список литературы

 

  1. Абизяева Инесса: Реализм в почете // Рос. Газ. : газета. – 2007. – 6 декабря.
  2. Андреева Л. Полвека за мольбертом [Электронный ресурс] : статья / Л. Андреева – Режим доступа: http://vm.msun.ru/
  3. Брюханов Александр: Мастер и его мастерская // Золотой Рог: газета. – 2009. – 19 ноября.
  4. Варламова, Л. Иван Рыбачук, живопись: книга – буклет // Л., Варламова. –                Владивосток, 2011.
  5. Владимиров Андрей: Вспоминая мастера // Арсеньев, вести из Владивостока: газета. – 2011. – 16 декабря.
  6. Вороной Андрей: Живопись без концепции // Конкурент: газета. – 1996. - №16 (апрель).
  7. Горбонос Андрей: Художник истинно народный // Конкурент: газета. – 2006. – 11 – 17 июля.
  8. Ефремов Олег:… Втройне моряк // Рыбак Приморья: газета. -2003. – 17-23 июля.
  9. Зотова Ольга: Иван Васильевич не меняет профессию // Владивосток: газета. – 2003. – 13 июня.
  10. Кандыба, В. И. Художники Приморья: книга // В. И. Кандыба – Ленинград, 1990.
  11. Ковальский В.: Любит Дальний Восток, людей и море…// Боевая вахта: газета. – 1996. – 17 апр.
  12. Маленькие работы большого мастера // Утро России: газета. – 2012. – 2 июня.
  13. Патриарху дальневосточной живописи Ивану Рыбачуку – 85 лет // Парламент. газ. на Дал. Востоке: газета. – 2006. – 1 июля.
  14. Славгородский Сергей Суровая романтика Севера [Электронный ресурс] : статья – Режим доступа: http://www.arkagallery.ru/.
  15. Славгородский Сергей: Иван Рыбачук: художник и эпоха // Выбор (г. Артем): газета. – 2010. – 26 ноября.
  16. Соломина Наталья: Танец весны Ивана Рыбачука: ни дня без этюда // Владивосток: газета. – 2008. – 25 ноября.
  17. Спасенный Сталиным // Новости: газета. – 2001. – 23 ноября.
  18. Стихия  в лицах // Владивосток: газета. – 2009. – 22 октября.
  19. Хромова Людмила: Приморский патриарх живописи // Золотой Рог: газета. – 2001. – 22 ноября.

Информация о работе Крайний Север 50 – 60 гг. глазами художника – дальневосточника Рыбачука. Описание картины «Чукчаночка»