Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 11:43, курсовая работа
Автор данной работы выбрал эту тему, потому что она очень актуальна в наши дни, так как на Дальнем Востоке к сожалению существует проблема состояния русского искусства, наша русская самобытность развеяна, мы не ценим и не обращай должного внимания на этот вопрос, хотя на самом деле он стоит очень остро. Также автор считает, что эта тема актуальна, потому что многие люди не знакомы с этим замечательным художником, который один из первых показал нам Север в своих произведениях со всеми его красотами. Поэтому нам бы хотелось рассказать людям о великом человеке, художнике Дальнего Востока, Иване Рыбачуке.
Цель настоящей работы – выявить композиционные особенности в творчестве Рыбачука.
Введение…………………………………………….. 3
I Глава Приморское искусство 20 в 5
I. 1 Приморское искусство в дореволюционный период………………………….5
I. 2 Приморское искусство до 1960 - х гг…………………………………………..7
II Глава Творчество Ивана Васильевича Рыбачука………………………………….. 10
Ii. 1 Характеристика творчества художника…………………………………………………………………………..10
Ii. 2 Описание картины Рыбачука «Чукчаночка»……………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………… 17
Список литературы……………………………….. 18
Приложения…………………………………………………………………………20
Начало творческого пути
художника – в далеких
Рыбачук выставил на первой своей выставке 125 живописных работ , а через двадцать лет – уже 245. Вторая персональная выставка Ивана Рыбачука союзного значения проехала по всей стране: Москва – Ленинград – Челябинск – Иркутск – Новосибирск – Астрахань – Магадан…[11, стр. 19].
Во время Великой Отечественной войны Иван Васильевич был призван из Благовещенского художественного училища. На фронт 20 – летний художник явился с мольбертом, этюдником и в шляпе. Воевал, но с карандашом и бумагой не расставался.
Впрочем, элегантен он был всегда. Красивый галстук, берет – таким его помнят те, кто приходил на выставки в залы союза художников или галереи города [10, стр 43].
Но был и другой Рыбачук – неофициальный. Юлий Рачев, народный художник Росси, товарищ по кисти вспоминает: «Я с Иваном вместе ходил в творческие командировки в море раза два. Помню рейс на «Орджоникидзе». Я взял этюдник. Работаю. За трубой спрятался, холодно было. А Иван боцмана пишет в каюте. Вдруг кричат в мегафон: «Где художники? Замполит приказал найти художников!» Что случилось? Оказывается, что мы после обеда не пришли пить молоко. Мы с Иваном подарили кораблю за этот рейс портрет Орджоникидзе.
Иван был счастлив в семье. С первой женой Валей познакомился, когда в матросах был. Дочь Маринка появилась. Валя работала в строительном банке. До перестройки союзу художников планировали и давали по две квартиры в год. Иван – единственный художник, который не просил квартиру. Валентина получила. Смерть жены была для него ударом. Лишь через десять лет смог найти счастье – Лидию.
И про спорт не забывал. Он был гармоничным человеком. Петь любил, стихи писал. Умел дружить, всегда помогал тем, кто обращался за помощью.
Последние годы жизни Ивана Васильевича показали, что значит настоящий мужской характер, воля и любовь к жизни. Каждый день он сражался за возможность работать, держать кисть в руках.» [2, стр. 34].
Иван Васильевич Рыбачук – Народный художник России, почетный академик Российской академии художеств, легенда Дальнего Востока и всенародный любимец. В творческой биографии Ивана Васильевича 8 персональных выставок, две из которых прошли в Москве, с успехом и признанием, как со стороны зрителя, так и со стороны коллег, арт - критиков и искусствоведов. Иван Васильевич Рыбачук был крайне трудолюбивым художником, большинство его работ уже были показаны, описаны и запечатлены в каталогах и буклетах. В галерее «Арка» у зрителя появится возможность увидеть из коллекции наследников 70 этюдов, которые раньше никогда и нигде не экспонировалась.
Начало творческого пути И.В.Рыбачука приходится на послевоенные годы. Он получил образование в художественных училищах Благовещенска и Владивостока. Можно с уверенностью сказать, что Иван Васильевич – прямой наследник репинской традиции в живописи, поскольку одним из его наставников был ученик Ильи Репина – Пётр Евстафьев. Основными сюжетами картин Рыбачука были виды Чукотки, Камчатки, Сахалина, и Курильских островов. Художник особое внимание уделял портретам своих современников: рыбакам, морякам, пограничникам, представителям малочисленных народов Дальнего Востока. Более того, Иван Васильевич Рыбачук был первым художником, который совершил живописное открытие Севера Дальнего Востока. В 1947-ом году художник впервые попал на Чукотский север. С тех пор в русском изобразительном искусстве появился Мастер, которому оказалось под силу охватить огромный художественный мир Севера, его людей, его природные красоты.
Виталий Ильич Кандыба, кандидат искусствоведения,
арт - критик, писал в свое время об И.В.
Рыбачуке: «На произведениях Ивана Васильевича
лежит печать неповторимой свежести первооткрывательского
обращения к теме Севера… Тундра, море
- место жизни и труда аборигенов - монументальные
природные стихии. Оленевод, зверобой,
каюр действуют в изначально необыкновенных
для нас обстоятельствах заполярной жизни
один на один с первобытной природой. А
она ничему не дает утончиться - ни характерам,
ни укладу, ни людским отношениям. Все
и вся здесь крупного помола…
Но обобщение никогда не отменяло в его
образах аборигенов личностную единичность
каждого из них, человеческая неповторимость
им подчеркивается сильнее родовых примет
этноса. А тундра у него всегда была тундрой
определенного места где-нибудь у Анадыря,
долины Камчатки. И.В.Рыбачук слишком жизнелюбив,
чтобы живой Север, данный тебе на радость
и любование, разменять на умозрительный,
знаковый Север… Художник всю жизнь предпочитал
в живописи сотворчество в добром согласии
с природой. Поэтому образность у него
мягкая, бережная, а не форсированная и
эгоцентричная. В нем всегда присутствовала
коренная основа типичного русского художника
- душевность. И она, как вешнее половодье,
затопляет все его северные мотивы, согревая
их сердечным теплом, окрашивает его взаимоотношения
с людьми Севера, осеняет даже безлюдные
пространства снегов… И.В.Рыбачук - слишком
свой человек на Севере, чтобы романтически
соблазнять экзотизмами северного существования.
"Север - мой дом" [12, стр.64], - так он
может выразить свое самочувствие в высоких
широтах. И художник И.В.Рыбачук относится
к Северу художнически - как к источнику
уникальной красоты в природе. И она, как
грань неисчерпаемой красоты Божьего
мира, магнитом тянет его к себе вот уже
десятилетия» [3, стр. 19].
Персонажи портретов Рыбачука всегда заняты трудом. Они интересны художнику как деловые люди. На палубе, на ветру, в судовой медчасти, у гарпунной пушки, возле пограничной полосы, в стойбище оленеводов, за разделкой китов увидите вы его героев. Они многократно проверены суровыми условиями работы жизни; после таких испытаний на Севере остаются лишь самые сильные и надежные люди. К таким людям Рыбачук – художник с интересом тянется , ищет их в окружающей действительности.
Последние десять – пятнадцать лет природа Севера постоянно присутствует в живописном воплощении на разнообразных выставках. Северная тема привлекает уже очевидными успехами и достижениями художников старшего поколения.
Представим себе 1947 год – время первой поездки Рыбачука на чукотский Север. Прецедентов художественного изображения этой земли тогда еще не было.
« В первый раз я как на Луну попал» [4, стр.22], - вспоминает он тогдашнее восприятие увиденного. За треть века Рыбачук, образно говоря, прошел расстояние от Луны до Земли в своем постижении Севера» от элементарного, одномерного до многосложного и глубокого.
Бывает, что иной художник
«застревает» на уровне «
Живопись Рыбачука чужда такому восприятию, он передает северную природу такой, какая она есть, а не такой, какой она порой мерещится новичку. Он не преломляет ее под углом этой трафаретной концепции Севера. Чукотскую тундру, камчатские вулканы он, как северянин с тридцатилетним стажем, изображает непосредственно, душевно и тонко, как московский художник изображает родную среднюю полосу, бесконечно ему знакомую, досконально освоенную, свою.
Всевозможные состояния
Портретисты, пожалуй, больше всех погашали долг перед зрителями по современной теме, чаще других отражали образ нашего современника. В те годы подобные поиски были не безынтересны, и ряд живописцев привлек особенное расположение зрителей работой в портрете [14, стр. 10].
Картина написана Рыбачуком в 1954 г. маслом
на холсте в рамках реалистической школы.
Является примером станковой живописи.
Размер 46 см на 30 см. Жанром этой картины
является парадный женский портрет. На
нем изображена маленькая девочка из Чукотки
в теплой шубке на фоне уже далеко не зимнего
пейзажа. Выражение лица очень задумчивое,
как будто она мечтает о чем-то, хочет,
чтобы уже наконец-то наступило тепло,
и она смогла бы снять свою теплую шубку.
Автор вкладывает основной смысл этой
композиции как раз в выражении взгляда,
в нем отражена вся тяжелая жизнь, которую
люди проживают на Чукотки.
Автор проникается любовью и состраданием
к этому народу. Даже сам пейзаж подчеркивает
парадоксальность природы и жизни в Чукотке.
На картине видно, как растет уже первая
травка, небо голубое, но еще холодно,
и этот контраст зелени и бедной замерзшей
девочки в шубке, которая от холода даже
спрятала руки, очень бросается в глаза.
Но не смотря на суровую жизнь в этих краях,
люди растут здоровыми и счастливыми.
Таким образом, ознакомившись с творчеством Рыбачука и с его биографией, можно сказать, что Иван Васильевич – гениальный художник-реалист. В его творчестве есть свои индивидуальные особенности. Нам не стоит забывать о нем
В этой работе я отразила историю развития искусства на Дальнем Востоке в период 50 – 60 - х. гг., показала процесс его развития, описала биографию художника и его картину «Чукчаночка». Опираясь на поставленные во введении задачи, удалось ответить на такие вопросы, как история периода 50 -60 х. гг. на Дальнем Востоке, описать картину художника Рыбачука, который ввел свою творческую деятельность именно в этот период.
Изначально был рассмотрен
исторический вопрос курсовой, выявлены
особенности творческой деятель
Уточним, что в 50 – 60 е. гг. было много разных художников на Дальнем Востоке, но я выбрала именно Рыбачука, так он является ярким представителем из немногочисленных художников, которые описывают север, и этим он мне безусловно понравился. У него есть не только это произведение, но на мой взгляд, это одно из лучших его шедевров, поэтому в данной работе мы обращаемся именно к нему.