Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.
Крупные торговые центры Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство передней азии.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

 

Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины (18—8 вв. до н. э.)

 

 

Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.

 Крупные торговые центры  Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).

 Финикийские мастера  славились великолепными изделиями  художественного ремесла и широко  торговали ими. Потребности торговли  способствовали изобретению алфавитного  письма, которое легло в основу  почти всех современных алфавитов.

 Угарит. Одним из архитектурных  памятников Финикии, как известно  нам из древних надписей, был  дворец угаритских царей (вторая половина 2 тысячелетия до н. э.), со сводчатыми перекрытиями и богатейшим убранством.

 Искусство Финикии  не оставило монументальных памятников. Здесь широко были развиты  торевтика из серебра и золота и изготовление изделий из слоновой кости. Примерами могут служить золотое блюдо из Угарита с мастерским изображением скачущих в быстром галопе животных и замечательная голова царя из слоновой кости с индивидуальными чертами лица.

 Разнообразные влияния, творчески переработанные, отражены  на многочисленных изделиях из  резной слоновой кости: пластинках, украшавших мебель, шкатулках и  т. п. Уникальным памятником искусства  является найденная в Угарите  пластинка из слоновой кости, служившая крышкой коробочки. На  ней рельефом в традиционной  геральдической композиции изображены  полуобнаженная женская фигура  и по сторонам ее два поднявшихся  на дыбы козла. Широкая, колоколообразная юбка и характерный локон на лбу ясно свидетельствуют о влиянии крито-микенской культуры. Резная финикийская кость найдена и вне Финикии: в Ассирии, в Греции. Особенно замечателен своими художественными достоинствами саркофаг из камня с рельефами царя Ахи-рама второй половины 2 тысячелетия до н. э. (музей в Бейруте).

 

Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство хеттов и Митанни (18—8 вв. до н. э.)

 

 

Хетты представляли собой сложный конгломерат народов и племен: собственно хеттские племена жили в долине реки Галис в Малой Азии, где их государство существовало с 18 по 12 в. до н. э. В 12 в. до н. э. государство хеттов пало, но на окраине его, в северной Сирии, с 18 по 12 в. до н. э. продолжали существовать отдельные города-государства. Хетты сыграли значительную роль в передне-азиатской истории и являлись противниками Египта при фараонах Тутмесе IV и Рамсесе II.

 Столицей хеттов в 18—12 вв. до н. э был город Хаттуса в районе реки Галис, памятники которого отличаются в стилистическом отношении от искусства хеттов северной Сирии, например города Каркемиша и других городов 12—7 вв. до н. э.

 Архитектура хеттов. Хетты  строили укрепленные города с  мощными стенами и башнями, окружавшими  поселение по кругу или эллипсу. Стены возводились из крупных  необработанных глыб камня, так  называемой «циклопической» кладкой, которая была применена хеттами  впервые в истории архитектуры  Передней Азии; ворота перекрывались  ложным сводом. В хеттской архитектуре  сложился и еще один тип  построек, так называемых «бит-хилани» — зданий прямоугольной формы с открытой колоннадой на фасаде. Вход фланкировали четырехугольные в плане башни.

 Скульптура хеттов. Базы  колонн в хеттской архитектуре  оформлялись в виде фигур животных, обычно львов и сфинксов. Вход  в город, дворец и храм также  украшался фигурами львов и  сфинксов (этот прием позднее  получил широкое распространение  в архитектуре Ассирии). Так, например, были оформлены ворота оборонительных  стен городов Хаттусы и Эйюка.

 Хеттское искусство  оставило нам много монументальных  памятников: изображения богов и  царей на каменных рельефах, вырезанных  на скалах, и большие, монументальные  каменные скульптуры, украшавшие  стены дворцов. Фигуры отличались  тяжелыми пропорциями, рельефы были  плоскими, грубоватыми. Позже появились  бытовые сцены и сцены охоты.

 Рельефная фигура бога  Тешуба, высеченная на внутренней стороне так называемых «царских ворот» города Хаттусы, является древнейшим и наиболее реалистическим в хеттском искусстве изображением человека.

 Фигура мягко пролеплена и изображает бога в характерной короткой одежде хеттского воина, с широким поясом и топором-секирой в руке.

 Митанни. Очень близко к искусству хеттов и искусство Митанни — государства, которое образовалось в 17 в. до н. э. на севере Двуречья, в центре пересечения торговых путей из южного Двуречья на Ливан и с восточного побережья Средиземного моря в Малую Азию и Ассирию. Наивысший расцвет Митанни падает на 16—14 вв. до н. э.

 В этническом отношении, как и Хеттское государство, государство  Митанни было неоднородно. Культура и искусство Митанни лишь недавно стали известны и сделались предметом научного изучения.

 Храм Капары. Замечательным памятником архитектуры Митанни является дворцовый комплекс с храмом царя Капары в Телль-Халафе (11—9 вв. до н. э.). В стилистическом отношении он очень близок к хеттским постройкам. Особенно интересен бит-хилани храма, где перекрытие покоится на головах трех божеств, стоящих на спинах животных (Берлин). Обобщенно промоделированные огромные, статичные, раскрашенные фигуры из темно-серого камня с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, производят торжественное, величественное и даже несколько устрашающее впечатление. Стены храма внизу были покрыты плитами-ортостатами с плоскими, грубоватыми рельефами, т. е. был применен тот же прием украшения здания, как и в хеттском искусстве.

 Искусство хеттов и  Митанни имеет также общие черты с искусством Ассирии, Урарту и Закавказья.

 

 

Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Древнего Закавказья

 

 

Культура племен и народов, живших к югу от Большого Кавказского хребта в долине реки Риона и Куро-Аракском двуречье, начала развиваться в глубокой древности, в 4—3 тысячелетиях до н. э. Но наиболее ранние из известных памятников изобразительного искусства и архитектуры относятся к эпохе меди и бронзы, т. е. к 3—2 тысячелетиям до н. э.

 Для архитектуры Закавказья  характерно сооружение вокруг  поселений мощных крепостных  стен циклопической кладки, что  было вызвано непрерывными войнами  из-за скота и пастбищ. Жилые  дома возводились из кирпича-сырца  и мелкого камня.

 Наиболее интересные  памятники изобразительного искусства  дошли от эпохи бронзы, 2 тысячелетия  до н. э.

 Курганы Триалети и Кировакана. Прекрасными образцами произведений середины 2 тысячелетия до н. э. являются предметы, найденные в курганах племенных вождей в Триалети (Грузия) и в Кировакане (Армения). Там обнаружены глиняные обожженные сосуды, золотые и серебряные кубки и чаши. Керамические сосуды были самыми различными: типа амфор, черные с лощеной блестящей поверхностью и резным орнаментом, красные с черной росписью, а также покрытые ангобом кремового цвета и бурой росписью геометрического характера.

 Кроме керамики, в курганах  Триалети и Кировакана открыто много изделий из драгоценных металлов, отличающихся высокими художественными качествами, являющихся предметами не только торевтики,но и тонкого ювелирного мастерства.

 Торевтика Закавказья. Среди золотых и серебряных чаш и кубков выделяется массивный золотой кубок, украшенный вставными сердоликами, пастой, которая имитирует бирюзу, и тонкой филигранью (Тбилиси, Государственный музей Грузии). Следует отметить также серебряные сосуды (Тбилиси, Государственный музей Грузии): кубок на невысокой ножке, покрытый чеканными изображениями сцены жертвоприношения и вереницы оленей и ведерко с изображениями различных диких зверей — горных козлов, серн, кабанов, оленей среди кустов и деревьев. Фигуры животных переданы очень непосредственно, хотя и обобщенно, свободно вписаны в пейзаж. На этих сосудах, несомненно, видно влияние культуры хеттского круга.

 Мастера-металлурги Закавказья изготовляли из бронзы предметы вооружения, украшения, части конских уборов и предметы, связанные с культом: мечи, кинжалы, наконечники копий, бронзовые пластинчатые пояса, разнообразной формы подвески, браслеты, поясные пряжки, булавки, псалии конских удил и т. п.

 К концу 2 тысячелетия  до н. э. в Закавказье были прекрасно освоены не только выплавка металлов, их чеканка и гравировка, но и литье предметов в восковых формах — сложный процесс, путем которого создано подавляющее большинство найденных предметов из бронзы.

 Умелые мастера искусно  декорировали изделия из бронзы, нанося на их поверхность тончайшие  гравированные изображения —  орнамент, фигуры животных и людей, объединенные часто в сложные  композиции, а также применяли  для украшения бронзовых предметов  другие металлы, дерево и кость.

 Большую роль в развитии  культуры и искусства Закавказья  этого периода сыграло укрепление  связей с государствами Передней  Азии и, главное, включение в начале 1 тысячелетия до н. э. южных районов  Закавказья в состав одного  из переднеазиатских государств  — государства Урарту.

 

 

 

 

 

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)

 

 

Ассирия стала одним из ведущих государств Передней Азии в первой половине 1 тысячелетия до н. э. Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В 3 тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры. В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре (древней столице Ассирии), были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В 15 в. до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в Северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митанний-ского и хеттского искусства.

 Но наивысшего развития  искусство Ассирии получило только  в 1 тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.

 Централизация власти  в руках ассирийских царей  способствовала тому, что к искусству  предъявлялись совершенно определенные  требования: прославлять деяния  царя и военную мощь Ассирии.

 В отличие от искусства  Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией.

 Архитектура Ассирии. Архитектура по-прежнему была  ведущим родом искусства, но строили  главным образом дворцовые комплексы  и крепости, а не только храмы. Открытые раскопками дворцы с  богатым убранством дают яркое  представление об уровне развития  и стилистических особенностях  ассирийской архитектуры и изобразительного  искусства.

 Наиболее хорошо сохранившиеся  и поддающиеся реконструкции  сооружения относятся ко времени  правления царей Ашшурнасирапала II (884—859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668—633 гг. до н. э.).

 Дошедшие в развалинах  ассирийские дворцы представляют  собой огромные комплексы с  официальными, жилыми и хозяйственными  помещениями, сгруппированными вокруг  дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями.

 Дворец Саргона II. Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками, а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду» или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж, Лувр). Интересен прием — изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.

 В некоторых частях  дворца были использованы в  качестве несущих опор колонны  с каменными базами и деревянными  стволами.

 В декорацию дворца  Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы — глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой. Около дверей стояли высокие «деревья жизни», окованные металлом, на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы. Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.

 

 

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция

 

 Скульптура Ассирии. В  пластике Ассирии преобладает  рельеф. Круглая скульптура в  искусстве Ассирии большой роли  не играла.

 От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала (Лондон, Британский музей; высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.

 Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук, изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.

 Росписи Ассирии. Росписи, которыми были украшены некоторые  помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

 Во дворце царя Синаххериба (705—681 гг. до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией, также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагмены в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины 9 в. до н. э. до середины 7 в. до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.

Информация о работе Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины