Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:42, реферат
Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.
Крупные торговые центры Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).
Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины (18—8 вв. до н. э.)
Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.
Крупные торговые центры Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).
Финикийские мастера
славились великолепными
Угарит. Одним из архитектурных памятников Финикии, как известно нам из древних надписей, был дворец угаритских царей (вторая половина 2 тысячелетия до н. э.), со сводчатыми перекрытиями и богатейшим убранством.
Искусство Финикии
не оставило монументальных
Разнообразные влияния,
творчески переработанные, отражены
на многочисленных изделиях из
резной слоновой кости: пластинках,
украшавших мебель, шкатулках и
т. п. Уникальным памятником
Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство хеттов и Митанни (18—8 вв. до н. э.)
Хетты представляли собой сложный конгломерат народов и племен: собственно хеттские племена жили в долине реки Галис в Малой Азии, где их государство существовало с 18 по 12 в. до н. э. В 12 в. до н. э. государство хеттов пало, но на окраине его, в северной Сирии, с 18 по 12 в. до н. э. продолжали существовать отдельные города-государства. Хетты сыграли значительную роль в передне-азиатской истории и являлись противниками Египта при фараонах Тутмесе IV и Рамсесе II.
Столицей хеттов в 18—12 вв. до н. э был город Хаттуса в районе реки Галис, памятники которого отличаются в стилистическом отношении от искусства хеттов северной Сирии, например города Каркемиша и других городов 12—7 вв. до н. э.
Архитектура хеттов. Хетты
строили укрепленные города с
мощными стенами и башнями, окружавшими
поселение по кругу или
Скульптура хеттов. Базы
колонн в хеттской архитектуре
оформлялись в виде фигур
Хеттское искусство
оставило нам много
Рельефная фигура бога Тешуба, высеченная на внутренней стороне так называемых «царских ворот» города Хаттусы, является древнейшим и наиболее реалистическим в хеттском искусстве изображением человека.
Фигура мягко пролеплена и изображает бога в характерной короткой одежде хеттского воина, с широким поясом и топором-секирой в руке.
Митанни. Очень близко к искусству хеттов и искусство Митанни — государства, которое образовалось в 17 в. до н. э. на севере Двуречья, в центре пересечения торговых путей из южного Двуречья на Ливан и с восточного побережья Средиземного моря в Малую Азию и Ассирию. Наивысший расцвет Митанни падает на 16—14 вв. до н. э.
В этническом отношении, как и Хеттское государство, государство Митанни было неоднородно. Культура и искусство Митанни лишь недавно стали известны и сделались предметом научного изучения.
Храм Капары. Замечательным памятником архитектуры Митанни является дворцовый комплекс с храмом царя Капары в Телль-Халафе (11—9 вв. до н. э.). В стилистическом отношении он очень близок к хеттским постройкам. Особенно интересен бит-хилани храма, где перекрытие покоится на головах трех божеств, стоящих на спинах животных (Берлин). Обобщенно промоделированные огромные, статичные, раскрашенные фигуры из темно-серого камня с глазами, инкрустированными кусочками белых раковин, производят торжественное, величественное и даже несколько устрашающее впечатление. Стены храма внизу были покрыты плитами-ортостатами с плоскими, грубоватыми рельефами, т. е. был применен тот же прием украшения здания, как и в хеттском искусстве.
Искусство хеттов и Митанни имеет также общие черты с искусством Ассирии, Урарту и Закавказья.
Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Древнего Закавказья
Культура племен и народов, живших к югу от Большого Кавказского хребта в долине реки Риона и Куро-Аракском двуречье, начала развиваться в глубокой древности, в 4—3 тысячелетиях до н. э. Но наиболее ранние из известных памятников изобразительного искусства и архитектуры относятся к эпохе меди и бронзы, т. е. к 3—2 тысячелетиям до н. э.
Для архитектуры Закавказья
характерно сооружение вокруг
поселений мощных крепостных
стен циклопической кладки, что
было вызвано непрерывными
Наиболее интересные
памятники изобразительного
Курганы Триалети и Кировакана. Прекрасными образцами произведений середины 2 тысячелетия до н. э. являются предметы, найденные в курганах племенных вождей в Триалети (Грузия) и в Кировакане (Армения). Там обнаружены глиняные обожженные сосуды, золотые и серебряные кубки и чаши. Керамические сосуды были самыми различными: типа амфор, черные с лощеной блестящей поверхностью и резным орнаментом, красные с черной росписью, а также покрытые ангобом кремового цвета и бурой росписью геометрического характера.
Кроме керамики, в курганах Триалети и Кировакана открыто много изделий из драгоценных металлов, отличающихся высокими художественными качествами, являющихся предметами не только торевтики,но и тонкого ювелирного мастерства.
Торевтика Закавказья. Среди золотых и серебряных чаш и кубков выделяется массивный золотой кубок, украшенный вставными сердоликами, пастой, которая имитирует бирюзу, и тонкой филигранью (Тбилиси, Государственный музей Грузии). Следует отметить также серебряные сосуды (Тбилиси, Государственный музей Грузии): кубок на невысокой ножке, покрытый чеканными изображениями сцены жертвоприношения и вереницы оленей и ведерко с изображениями различных диких зверей — горных козлов, серн, кабанов, оленей среди кустов и деревьев. Фигуры животных переданы очень непосредственно, хотя и обобщенно, свободно вписаны в пейзаж. На этих сосудах, несомненно, видно влияние культуры хеттского круга.
Мастера-металлурги Закавказья изготовляли из бронзы предметы вооружения, украшения, части конских уборов и предметы, связанные с культом: мечи, кинжалы, наконечники копий, бронзовые пластинчатые пояса, разнообразной формы подвески, браслеты, поясные пряжки, булавки, псалии конских удил и т. п.
К концу 2 тысячелетия до н. э. в Закавказье были прекрасно освоены не только выплавка металлов, их чеканка и гравировка, но и литье предметов в восковых формах — сложный процесс, путем которого создано подавляющее большинство найденных предметов из бронзы.
Умелые мастера искусно
декорировали изделия из
Большую роль в развитии
культуры и искусства
Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)
Ассирия стала одним из ведущих государств Передней Азии в первой половине 1 тысячелетия до н. э. Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В 3 тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры. В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре (древней столице Ассирии), были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В 15 в. до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в Северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митанний-ского и хеттского искусства.
Но наивысшего развития
искусство Ассирии получило
Централизация власти
в руках ассирийских царей
способствовала тому, что к искусству
предъявлялись совершенно
В отличие от искусства Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией.
Архитектура Ассирии.
Архитектура по-прежнему была
ведущим родом искусства, но строили
главным образом дворцовые
Наиболее хорошо
Дошедшие в развалинах
ассирийские дворцы
Дворец Саргона II. Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками, а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду» или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж, Лувр). Интересен прием — изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В некоторых частях
дворца были использованы в
качестве несущих опор колонны
с каменными базами и
В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы — глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой. Около дверей стояли высокие «деревья жизни», окованные металлом, на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы. Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
Скульптура Ассирии. В
пластике Ассирии преобладает
рельеф. Круглая скульптура в
искусстве Ассирии большой
От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала (Лондон, Британский музей; высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук, изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.
Росписи Ассирии. Росписи,
которыми были украшены
Во дворце царя Синаххериба (705—681 гг. до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией, также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагмены в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины 9 в. до н. э. до середины 7 в. до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.