Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Искусство Сиро-Финикии и Палестины исследовано в меньшей степени, чем искусство других областей Передней Азии.
Крупные торговые центры Сиро-Финикии и Палестины — Сидон, Библос, Угарит стояли на скрещении торговых путей между востоком и западом. За обладание этой территорией боролись цари Египта и Хеттского государства. Уже в начале 1 тысячелетия до н. э. финикийцы совершали очень дальние морские переходы (пытались обогнуть Африку и ходили на север, вокруг Европы).

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство передней азии.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

 Дворец Ашшурбанапала. Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала, во второй половине 7 в. до н. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.

 Рельефы, по-прежнему, прославляют  царя, изображают военные сцены  и сцены охоты. Исполнены же  они неодинаково: одни выполнены  первоклассными мастерами, другие  — ремесленниками. Рельефы раскрашивались  условно. Однако в отличие от  произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством  передается движение фигур. Рельефы  показывают последовательное развитие  действия.

 Великолепными, всемирноизвестными примерами рельефов из дворца Ашшурбанапала являются плиты со сценами охоты на львов в царском зверинце. Очень мягко проработаны тела зверей. Реалистично трактованы фигуры раненых льва и львицы. Эти рельефы полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненная львица, делающая последнюю попытку подняться.

 В рельефах этого  времени, передающих дворцовые и  культовые сцены, меньше живссти, в них господствует каноничная условность и больше, чем в предшествующие периоды, увеличиваются декоративность и мелочная проработка деталей.

 

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Искусство Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.)

 

 

В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия была взята царем Вавилонии Набопаласаром в союзе с мидянами и подвергнута полному разрушению, а вся страна была опустошена. Гегемония снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, кроме политического значения, приобрел роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.

 Архитектура Нового  Вавилона. Одним из наиболее деятельных  царей времени Нового Вавилона  был Навуходоносор II (604—562 гг. до н. э.), который проводил завоевательную политику и значительно раздвинул границы государства. Осуществлял он и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Много сведений оставили нам об этом времени греческие авторы — Геродот, Диодор, Страбон (например, о зиккурате Вавилона и др.).

 Архитектура во время  Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До нас дошли остатки ряда архитектурных памятников.

 Судя по материалам  раскопок и по описаниям, Вавилон  нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под  прямым углом. .Он был окружен тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек: храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.

 Ворота Иштар. С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль — прецессионная дорога, считавшаяся священной, т. к. она вела к главному храму Вавилона, так называемому «Эсагила», посвященному богу Мардуку. Прецессионная дорога была замощена плитами известняка с инкрустацией из красной брекчии. Городская стена, башни ворот, стены по сторонам прецессионной дороги были сложены из обожженного кирпича, причем на отдельных кирпичах были сделаны рельефным штампом фигуры идущих львов, быков и драконов — символы божеств. Рельефы были покрыты цветной глазурью.

 «Вавилонская башня». Рядом с главным святилищем  Вавилона, храмом бога Мардука, находился  знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанки», о котором говорится в Библии как о «Вавилонской башне». Высота его была 90 м, а площадь основная достигала 90?90 м. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвященных семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом, считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.

 Дворец Навуходоносора II. Раскопками были открыты остатки  двух дворцов царя Навуходоносора II, на искусственных платформах, с помещениями, располагавшимися  вокруг открытых дворов. Фасадная  стена тронного зала одного  из дворцов была облицована  глазурованным кирпичом с изображениями  по темно-синему фону ряда стройных  колонн с золотисто-желтыми стволами  и закручивающимися на две  стороны волютами капителей (прообраз  капители греческого ионического  ордера), между которыми свисали  гирлянды лотосов. Выше тянулся  фриз из бело-желтых пальметок и бирюзово-голубых ромбов. В общем, создавалось впечатление легкой ограды, перевитой цветами, впечатление очень красочное благодаря умелому подбору синего, голубого, желтого, белого и черного цветов, а также блестящей прозрачной глазури. В другом, летнем дворце находились когда-то знаменитые «висячие сады», т. е. зеленые насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.

 Искусство Нового Вавилона  имело, в первую очередь, декоративное  назначение. Изображали реальных  и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов  искусство этого времени почти  не создало. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — сцены военные и дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.

 Вскоре после смерти  Навуходоносора II политическое и  экономическое могущество Вавилона  падает. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.

 

 

 

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Урарту (13—6 вв. до н. э.)

 

 

Государство Урарту, древнейшие сведения о котором в ассирийских текстах восходят к 13 в. до н. э., существовало до начала 6 в. до н. э., а наивысшего могущества достигло в 9—7 вв. до н. э. Урарту было рабовладельческим государством, правящая верхушка которого силой оружия присоединяла к основной территории новые области, часто не разоряя их (как это было, например, с Закавказьем), а подчиняя наместнику и облагая определенной данью.

 Таким образом, эти  области сохраняли возможность  в той или иной мере развивать  свою экономику и культуру.

 В настоящее время  наиболее изученной частью Урарту  является ее центральная область  — Биайнили и области южного Закавказья, входящие в состав закавказских советских республик.

 Архитектура. В Урарту  высокого уровня достигла техника  обработки камня. В связи с  этим развернулось строительство  в центральной части государства, области Биайнили у озера Ван, где находилась столица Урарту — город Тушпа (современный город Ван), а также на окраинах в присоединенных областях.

 В столице урарты возводили из камня и кирпича-сырца жилые здания и дворцовые постройки в несколько этажей, мощные крепостные стены, вырубали в скалах многокомнатные помещения, сооружали, высекая в камне, оросительные каналы (некоторые из них сохранились до наших дней).

 Очень яркую картину строительства на окраинах, в подчиненных районах дают раскопки урартской крепости первой половины 7 в. до н. э. Тейшебаини на вершине Кармир-блура (Красного холма) под Ереваном в Армении.

 

 

План крепости в Кармир-блуре

 

 Раскопки другой урартской  крепости Ирпуни, первой четверти 8 в. до н. э., на холме Арин-берд, также под Ереваном, дали возможность познакомиться с урартской постройкой еще одного типа — зданием дворцового характера с многоколонным залом и помещениями, расположенными вокруг него. Колонный зал этой постройки свидетельствует о связях урартской архитектуры с архитектурой ахеменидского Ирана.

 Существовали в Урарту  и храмовые сооружения. О храме  конца 9 в. до н. э. верховного бога Халда в городе Мусасире, культовом центре Урарту, можно судить по изображению на одном из ассирийских рельефов, где показана сцена его разграбления ассирийскими воинами.

 В отличие от одновременных  храмовых построек Двуречья мусасирский храм имеет двускатную крышу и фронтон, завершающийся копьем, символом бога Халда. На фасаде были поставлены шесть колонн без баз и капителей, разделенных на несколько частей горизонтальными валиками и украшенных висящими на них декоративными щитами. Храм стоял на высокой платформе, на которой между колоннами были помещены бронзовые статуи воинов и скульптурная группа — корова, кормящая теленка.

 Скульптура. Кроме вышеупомянутых  статуй, существовало и много  других из бронзы и камня. Например, в Государственном музее Грузии, в Тбилиси хранится урартская  статуя царя или бога из  базальта. Малорасчлененная, статичная, она близка к ранней ассирийской скульптуре. Дошло и довольно много урартских статуэток из бронзы и слоновой кости, найденных в Ване, на Топрах-кале и на Кармир-блуре.

 Росписи. За последние  годы на Кармир-блуре и Арин-берде открыты и остатки урартских настенных росписей. Это декоративные орнаменты — розетки, пальметки, фигуры божеств, стоящих на животных, сцены поклонения священному дереву, расположенные в виде фризов на стенах. Росписи сделаны по белому фону яркими минеральными красками (красной, синей и черной); все изображения обведены темным контуром. По стилистическим особенностям, мотивам и сюжетам урартские росписи очень близки к ассирийским.

 Рельефы. Стены дворцовых  помещений облицовывали также  каменными плитами, которые покрывали  рельефом. Об этом свидетельствуют, например, куски мраморной облицовки  с вырезанными на ней изображениями  быков, деревьев и орнаментов, которые  были найдены на Топрах-кале (Ленинград, Эрмитаж).

 Торевтика. В урартской дворцовой и храмовой архитектуре широко применялось и такое убранство, как декоративные бронзовые щиты, украшенные рельефными львиными головами и гравированными по концентрическим кругам изображениями быков и львов; декоративные бронзовые колчаны с чеканными и гравированными изображениями воидов на лошадях и колесницах, расположенными поясами, один над другим. Такие щиты и колчаны были найдены на Кармир-блуре и на Топрах-кале.

 Бронзовая скульптура. Высокого умения достигли урартские  мастера в деле отливки бронзовых  изделий по восковой модели. В  этой технике исполнена группа  фигурок, крылатые быки и львы  с человеческими головами, фигурки  божеств, стоящих на животных, которые  когда-то украшали трон (Ленинград, Государственный Эрмитаж).

 Искусство Урарту оказало  влияние на искусство народов  Закавказья и ахеменидского Ирана.

 

 

 

Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Ахеменидский Иран (6—4 вв. до н. э.)

 

 

Древнеперсидским царям из династии Ахеменидов удалось подчинить силой оружия огромную территорию. К 5 в. до н. э. рабовладельческое деспотическое персидское государство стало, правда, на непродолжительный срок, могущественнейшей державой Востока. К этому времени в его состав были включены Вавилония и Ассирия, Малая Азия и Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Включение это было насильственным и не прочным (ряд областей даже сохранил некоторую самостоятельность). Однако многочисленные народы со своеобразной культурой внесли свой вклад в сложение культуры и искусства ахеменидского Ирана.

 Как и в искусстве  Ассирии и Вавилона, в искусстве  Ирана архитектура продолжала  сохранять ведущее положение. Особенно  развилось дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное  по декоративному оформлению, как  бы олицетворявшее мощь государства  и его правителей.

 Изобразительное искусство  носило ярко выраженный придворный  характер и, как и архитектура, прославляло ахеменидских правителей.

 Архитектура. От культовой  архитектуры ахеменидского Ирана дошло всего несколько памятников. Это т. н. «Гробница царя Кира» в его столице Пасаргадах (около 530 г. до н. э.) и скальные гробницы в Накш-и-Рустеме (5 в. до н. э.).

 Гробница Кира имеет  прямоугольный план, двускатную  крышу и небольшую дверь на  одной из торцовых сторон. Форма  гробницы является как бы прототипом  античного храма. Возвышается эта  постройка на основании в шесть  ступеней. Площадь гробницы 3,16?2,18 м.

 Наиболее характерные  и яркие памятники дворцовой  архитектуры сохранились в городах  Персеполе и Сузах — столицах Ахеменидского государства.

 Дворец в Персеполе. Дворцовый ансамбль в Персепопе сооружался в течение долгого времени, с 6 по 4 в. до н. э., при нескольких царях. Как и в ассирийской архитектуре, дворец был построен на искусственной каменной платформе. Он включал в себя приемные залы-ападаны, помещения служебного назначения, например кладовые, и жилые помещения.

 На платформу дворца  вели пандус и двойная лестница, украшенная рельефами, и пропилеи  с четырьмя семнадцатиметровыми  колоннами. Все это производило  величественное впечатление, которое  усиливалось еще благодаря тому, что по сторонам входа стояли  два огромных крылатых быка, близких  ассирийским «шеду», но более грандиозных по размерам, хотя и не монолитных, а сложенных из многих кусков камня. (При выходе во двор стояли такие же быки, но с человеческими головами.)

 Однако наиболее торжественной  и величественной была сама 36-колонная  ападана Ксеркса (приемный зал площадью 62,5?62,6 м, окруженный с трех сторон двойными портиками). Колонны, легкие, стройные и очень высокие (высота их 18,6 м), были помещены на расстоянии в 8,7 м друг от друга, так что создавалось ощущение простора и свободы.

 В 5 в. до н. э. в Персеполе была построена еще одна ападана, в которой было сто колонн, по десять в ряд.

 Грандиозной была и  ападана в Сузах с колоннами высотой в 20 м и диаметром в 1,6 м. В капители колонны были включены изображения быков. Архитектура ападан имеет прямую связь с архитектурой Урарту, о чем свидетельствуют, например, остатки упомянутого тридцатиколонного зала, открытого в крепости Ирпуни на холме Арин-берд под Ереваном.

Информация о работе Культура и искусство Передней Азии 2 тысячелетия до н. э. Искусство Сиро-Финикии и Палестины