Лекции по предмету "Цветоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:12, курс лекций

Краткое описание

Цветоведение – важная отрасль науки, определяющая, измеряющая, обозначающая и сочетающая цвета. Курс лекций для специальности "Технология художественной обработки материалов".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по цветоведению2.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Белый – несет как положительное, так и отрицательное значение. Слово «белый» в древнерусском языке кроме цвета  означало еще и светлый, ясный, прозрачный  не порочный, безгрешный. Белый цвет  символизировал предвечное безмолвие в древней Руси. Он заключал в себе  бесконечные потенции любой реальности, любой цвет спектра. Отрицательное – «шито белыми нитками» - некачественно.

Желтый воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. В XVI  свадебный наряд невесты состоял из желтого летника и красного сарафана, венец – желтый. Своего применения в русской культуре не нашел. Отрицательное связано с лихорадкой, цветом лжи, обмана, болезни.

Черный – цвет траура и печали.  Черный символизирует конец, смерть, завершение любого явления. В начале черный имел определенный смысл: не раздражает покойника, не вызывает у него завести к живым в ярких одеждах. Большинство фразеологизмов в русском языке отражает  отрицательную характеристику со словом «черный». Черный деготь символ бесчестия.

 Голубой в древней Руси воспринимался как небесный, божественный цвет, поэтому купола церквей окрашивались в голубой или синий с золотыми звездами. Позднее голубой становится светом романтичной поэзии. Считается безоблачным , нежным, ни чем не затуманенным цветом. Большинство языковедов считают, что его название  происходит от названия «голубя», который в свою очередь  у славян был символом кротости, невинности и чистоты. По своему  символическому значению голубой сходен с розовым цветом. Голубой цвет  - мужской цвет, юного мужчины. Во  фразеологии XX выражение голубой к применению  к мужчине является негативным.

Розовый на Руси связывался с зарей. Во фразеологии стал символом  приятного, ничем не омраченного, символом  прекраснодушия.

Серый означал предметы не высокого качества.  по отношению к народу серый означал  малоразвитый, не образованный. Серый цвет  стал  синонимом всего  нетворческого, рутинного, посредственного.

Зеленый символизирует юность, цветение в Др.Руси. в иконописи средних веков зеленый использовался как цвет цветущей Земли. Изредка является символом неба с наполняющими его бесплотными силами. Купола церквей окрашивали в зеленый цвет, одежда служителей  культа так же  содержала много зеленого цвета. В древности на Руси травянистые растения с лечебными свойствами называли зельем. Затем появляется название отрава, которая обозначало волшебную зеленую траву, с помощью которой  привораживали или отвращали.

 

Абстракционизм

Кандинский распространил на символику  цветов принцип духовности. По этой причине он разделил все цвета на «духовные» (синий, белый, фиолетовый) и «грубочувственные» (желтый, красный, зеленый и другие).

Он считал, что при достаточно высоком развитии душевной впечатлительности человека проявляется психическое воздействие, оказываемое различными красками, т.е. сила краски в данном случае проявляется в том, что рождает «вибрацию души».

Воздействие цвета можно усилить  или ослабить сочетанием с той  или иной формой, т.к. сочетание форм и красок безгранично, то безгранично и их психическое воздействие на человека.

Тем не менее, Кандинский разработал символические интерпретации основного  ряда цветов.

Желтый – рассматривается как  типично земная краска. Это цвет безумия, слепого бешенства, буйной мощи, совершенно лишенный «дара углубленности», кот. несет  в себе синий цвет. Это «телесный» цвет, в силу своей горизонтальной устремленности к человеку он рассматривается как острый и лучистый, особенно лимонно-желтый. Поэтому способен действовать на психику человека нагло и навязчиво, беспокоит и колит душу человека.

Синий – типично небесная краска, духовный цвет, устремленный от человека к центру, причем, чем глубже тон  синего цвета, тем больше в нем  стремления к сверхчувственному, бесконечному, тем сильнее такой цвет будит  в человеке голод к духовности и к чистоте. Наиболее глубокий темно-синий цвет дает ощущение «покоя» с точки зрения Кандинского. По мере своего углубления, темно-синий цвет уподобляется сначала звукам контрабаса, а затем органа. Светло-синий цвет является цветом беззвучного покоя, далекого и безразличного душе человека, кот. в музыкальном плане соотносится со звуком флейты.

Зеленый – главный цвет лета, когда  природа пережила свое пробуждение и расцвет и вступила в стадию «самодовольного покоя». Эта краска благотворно действует на утомленные души людей, но при длительном созерцании может вызвать ощущение скуки и равнодушия, поскольку ее характерным свойством является пассивность. В музыкальном плане этот цвет по Кандинскому ассоциируется со спокойными средними тонами скрипки.

Белый – цвет великого, абсолютного безмолвия, из которого для человека не доносится ни один звук. Это беззвучие подобно музыкальной паузе, кот.содержит в себе внутреннюю потенцию. В связи с этим белое уподобляется молчанию, кот.вдруг может быть понято. Оно есть ничто, предшествующее рождению начал.

Черный – полная противоположность  белому. Являет собой мертвое ничто  без будущего и надежд, лишенное возможности. Это цвет глубочайшей печали, скорби, нечто бездвижное, подобное молчанию тела после смерти, поэтому черный воспринимался как самый беззвучный цвет.

Серый – так как он является равновесием белого и черного  тонов, то не может дать внешнего звука  и движения, образует ощущение лишь безутешной неподвижности. Чем темнее серый цвет, тем беззвучнее и бездвижнее и тем больше безутешность становится удушающей.

Коричневый – тупой, жесткий, мало способный к движению.

Красный – цвет беспокойный, активный, полный жизненной силы. Богатство  оттенков этого цвета порождает  огромной разнообразие его свойств:

- светлый, тепло-красный - рождает чувство энергии, решимости, радости и «громкого триумфа». Музыкально он соотносится со звуком фанфар.

- киноварь – этот цвет подобен  равномерно пламенеющей страсти,  обладает силой и уверенностью, однако не склонен к «углублению»  в силу своего материального «телесного» характера. Его звук подобен сильным барабанным ударам.

- краплак, холодно-красный –  рождает впечатление «глубокого  пламенения», внутренней раскаленности, пригашенной активности, но с оттенком возможности нового энергетического всплеска. Этот световой тон соотносится я низкими тонами виолончели. Высветление холодно-красного порождает ощущение юности и радости, что созвучно высоким певучим тонам скрипки.

Оранжевый – подобен здоровому  человеку, уверенному в своих силах. Его считают лучистым и серьезным. Этот цвет подобен сильному альту или однотонно звучащему среднему колоколу.

Фиолетовый – болезненный цвет угасания и печали, удаляющийся и  даже отталкивающийся от человека. Созвучно звуку английского рожка  или свирели.

Приведенные характеристики, данные цветам Кандинским, не могут быть абсолютно точными и соответствовать высоким вибрациям души человека.

Кандинский считает, что духовная атмосфера создается не только поддающимися наблюдению действиями, мыслями или  чувствами, но и невысказанными мыслями, а также скрытыми, т.е. воображаемыми действиями и, наконец, невыраженными чувствами. В этом смысле различные виды искусства ориентированы на разную восприимчивость людей и, соответственно, на получение желаемого результата. Сочетание цветов, красок, материалов может создавать гармонию в душе человека, т.е. оказывать тот же эффект, что и разные искусства. При этом Кандинский определил свое время как период, где полно вопросов, предчувствий и противоречий и которому в наименьшей степени подходит гармония на основе «одной краски». Скорее этому времени созвучно сопоставление двух тонов, считающихся дисгармоничными. Например, синего и красного. Таким образом, адекватным отражением духовной атмосферы начала 20 века с точки зрения Кандинского является гармония противоречия, основанная на принципе противоположения духовных и материальных «телесных»  цветов. Борьба тонов, потерянное равновесие есть отраженный образ «падающих принципов», бесцельных устремлений, разорванности исканий и тоски

Новый живописный реализм

Супрематизм – беспредметное творчество, теоретические положения, кот. разработал в начале 20 века один из основателей абстракционизма Казимир Малевич. В его теории особую роль играют 2 цвета: желтый и зеленый, кот. на ряду с его основными (черным, красным и белым) подлежат расшифровке. Другие же цвета, даже используемые Малевичем, как бы вовсе не интересуют художника.

Желтый и зеленый цвет фактически ассоциируются с жизнью зеленого животного мира, поэтому зеленый представляет собой вариант цвета, связанного с «расточительностью» энергии разумной силы. Это цвет зеленого мира «мяса  и кости», низший цвет, предельно неэкономичный.

Желтый – цвет солнца, также  относится к системе зеленого мира «мяса и кости», поскольку  он дает жизнь этому миру и также отрицается. Желтый в работах Малевича символизирует пустоту, одиночество, безысходность жизни. При этом красный, черный и белый – экономичные цвета.

Т.о. вся ф-фия Малевича основывается на идее гармонии, как поиске новой  «системы единства», выраженной во всеединстве беспредельности и переданной через экономичнее цвета и формы.

Локализация внимания на черном и  белом как символе «мирового  мрака и ….» позволяла художнику  прорваться сквозь стену земного  бытия и идеологии космического пространства. Можно сказать, что вся его жизнь, это попытка почувствовать божественное и выразить свои ощущения более или менее адекватно в видимом художественном (материальном) образе.

Цвет в технологии худ. стекла

Повышение качества огромного множества  промышленных изделий в немалой степени зависит от их отделки, причем есть изделия, для которых отделка приобретает особое значение, выступая, как правило, одним из существенных параметров качества. Хорошо известно, какую роль играет отделка в технологии художественного стекла и особое место принадлежит цвету.

Цвет является не только одним из важнейших и активных средств  композиции, но именно он обуславливает  окраску стекла как завершающую стадию в технологическом процессе получения художественных стекол и изделий из них. Неудачной непродуманной окраской можно даже великолепное по форме и по другим качественным показателям изделия перевести в другой качественный ряд. Цвету в области технологии стекла и изделий из него посвящен целый ряд работ зарубежных и отечественных исследователей, причем, прежде всего, в этих работах рассматриваются теоретические основы окрашивания стекол.

Теоретические основы окрашивания  стеклообразных материалов.

Сущность окрашивания различных  стеклообразных материалов базируется на современных представлениях  о природе окраски с учетом молекулярных орбиталей кристаллического поля и законы теории. Марфунин в своих работах указывает, что окраска, вызываемая ионами переходных элементов в примесном или видообразующем содержании, т.е. атомов или ионов – хромофоров определяется:

  1. окраской, связанной со спектрами переноса заряда
  2. окраской, связанной со спектрами кристаллического поля, т.е. с переходами между уровнями d-элементов, расщепленных кристаллическим полем.
  3. изменениями и усилениями окраски, связанными с интер -валентными взаимодействиями при наличии группировок:

Fe2+-O-Fe3+ ;Fe2+-O-Ti4+; Fe2+-O-Mn3+ ;Fe2+-O-Mn4+ и т.д., зависящими от структурных особенностей в-в.

Как известно, окраска различных  материалов обусловлена спектром поглощения электромагнитного излучения света, связанным с полосой переноса заряда. Механизм возникновения полосы переноса заряда отличается от механизма возникновения полос кристаллического поля и связан с переносом е - от иона кислорода к иону-хромофору. В связи с высказанными теоретическими предположениями окрашивание силикатных стекол в присутствии красящих примесей характеризуется появлением избирательной или сплошной полосы поглощения в видимой области спектра.

Механизм окрашивания стекол различными красителями и соединениями различен, по этому признаку можно выделить 3 вида красителей: ионные, молекулярные, коллоидные. Ионными красителями являются катионы переходных и редкоземельных элементов: 3d и 4f элементы. Особенность электронного строения которых состоит в том, что в ионном виде они имеют не спаренные электроны или незаполненные d и f орбитали.

Таблица. Электронное строение внешних  орбиталей ионов, вызывающих окрашивание стекла.

Ион

Электронное строение внешних орбиталей

Вероятные координац. числа по кислороду

Цвет, сообщаемый стеклу.

Ti3+

Ti4+

V3+

V4+

           V5+

Cr3+

Cr6+

3s23p63d1

3s23p6

3s23p63d2

3s23p63d2

3s23p6

3s23p63d3

3s23p6

6

4,6

6

6

4

6

4

Коричневый

Не окрашивает

Зеленый

Синий

Не окрашивает

Зеленый

Желтый 

Информация о работе Лекции по предмету "Цветоведение"