Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить маркеры одарённости на примере биографий известных деятелей искусства.
Задачи:
1.теоретический анализ литературы по проблеме одаренности;
2.определить маркеры одаренности;
3.выявить маркеры одаренности в биографических описаниях.

Содержание

Введение 1
Глава 1.Общая характеристика одаренности 2
1.2 Понятие одаренности 2
1.3 Виды одаренности 4
1.4 Общая характеристика творческой одаренности 11
1.5 Художественная одаренность 13
Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина. 16
2.1 Маркеры одаренности 16
2.2 Метод анализа продуктов деятельности и биографический метод 22
2.3 Маркеры одаренности на примере биографий известных деятелей искусства 28
Заключение 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 88.01 Кб (Скачать файл)

По критерию «особенности возрастного развития» можно  дифференцировать

— раннюю одаренность;

— позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь  выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется  в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение  дарований (феномен «возрастной  одаренности») далеко не всегда связаны  с высокими достижениями в более  старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности  в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего  психического развития личности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в  котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в  сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность  проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов  исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это  связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные  открытия. Раньше других при этом проявляются  математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может  быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации  видов одаренности. Одаренность  оказывается, таким образом, многомерным  по своему характеру явлением. Для  специалиста-практика это возможность  и вместе с тем необходимость  более широкого взгляда на своеобразие  одаренности конкретного ребенка.[13, с.11]

1.4 Общая характеристика творческой одаренности

Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса. (Г.Д.Чистякова).

Решение проблемы возникает  при выявлении существенных для  рассматриваемой проблемной ситуации отношений между ее элементами, но не играющих такой роли в других, привычных ситуациях, создающих барьеры прошлого опыта. В связи с этим особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж. Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из нее вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей.

Вместе с тем дивергентность мышления усиливает значение оценочных  компонентов в творческом процессе, обеспечивающих выбор отвечающего условия задачи решения. Необходимость выбора решения приводит к такой характеристике творчества, как точность, вариантами проявления которой выступают разработанность идеи и переформулирование проблемы. Творческий результат характеризуется новизной, или оригинальностью, и соответствием поставленным проблемой целям.

Как показывают исследования в области психологии творчества, достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности.

Одной из ведущих черт, вслед  за К.Роджерсом, признается открытость, готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. Закрытость накладывает ограничения на процесс творчества: необычные идеи отвергаются как невозможные. Открытость позволяет более полно использовать имеющуюся в распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации.

Важной чертой является возможность  действовать в условиях неопределенности.

Гипотезам и догадкам присуща  доля неопределенности, которая устраняется  по мере их разработки, приводя к переопределению проблемы. Для творческой личности характерно также стремление докапываться до сути проблемы, выяснять истинные причины явлений.

Общим выражением творческой одаренности в детском возрасте служит опережающее развитие.

Существенная роль в творческом познавательном развитии принадлежит  процессу понимания. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала. Осознание понятого составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса.

 [http://www.superidea.ru/intel/psy/psyharak.htm]

  1.5 Художественная одаренность

А. Ф. Лазурский (1997) писал, что  «психологический тип художника  соотносится с типом «бесплодного мечтателя»,  хотя по сравнению с  бесплодными мечтателями низшего  психического уровня художники стоят, конечно, много выше» (с.46). Он выделяет такие характеристики художников, как  наблюдательность, живая восприимчивость  по отношению  к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое  воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему  остальному. При этом центральным  элементом, отличающим людей художественного  склада, А, Ф. Лазурский считал развитое воображение. «Впечатлительные и восприимчивые  ко всем действующим на них извне  раздражителям, они.. воспроизводят  все ранее воспринятое с такой  яркостью, полнотой и обилием деталей, которые иногда прямо поражают постороннего наблюдателя», - писал А. Ф. Лазурский (с. 91).Он подчеркивал, что воображение тесно связано с эмоциональной сферой: «Известно, что художественное творчество всегда требует некоторого эмоционального подъема и без него не может достигнуть всей той яркости и силы, к которой способен художник» (с.92). В то же время А. Ф. Лазурский отмечает неспособность художников к систематическому мышлению и отвлеченным логическим рассуждениям».[12, с. 275]

Развитое эстетическое отношение  характеризуется переживанием единства с миром, отсутствием противопоставления себя и окружающих объектов. Художник (в широком смысле слова – человек, занимающийся искусством) видит и открывает в объекте родственную ему внутренней сущности, определенного характера, настроения. Эстетическое отношение не утилитарно, поскольку оно изымает предмет из практической, житейской плоскости. Оно особым образом изменяет, трансформирует сознание. Творчество переживается как выход за границы обыденного сознания, художник хочет сохранить пережитый опыт, сделать его доступным восприятию других людей. В этом заключается мотивирующий аспект эстетического отношения – открывшееся художнику переживание иного облика предметов, иной жизни должно быть сохранено, что приводит к созданию художественного образа. Отметим, что эмоциональность вообще является одной из отличительных черт художественного типа личности.[14,с. 120]

Все частные стороны психики  человека, его конкретные умения, навыки становятся художественными способностями  лишь в той мере, в какой они  способствуют созданию выразительного образа. Например, способность тонко  различать цвета традиционно  приписывались живописцам. Однако существует немало людей, хорошо ориентирующихся  в оттенках цвета, но не имеющих при  этом никакого отношения к искусству. Отличие художника в том, что  он использует выразительность цвета для передачи тонких оттенков настроения, цвета для него – выражения духовной сущности.

Исследования показали, что  дети 6 - 10 лет обладают хорошими задатками для развития эстетического отношения. По результатам выполнения многих  заданий, исследующих развитие эстетического отношения, они казались ближе к взрослым художникам, чем подростки и взрослые, не связанные с искусством. Дети склонны к одушевлению окружающих предметов – эта необходимая в игре способность часто теряется  по мере ухода игры из жизни ребенка. У младших школьников еще нет четких границ, отделяющих Я от мира, они открыты впечатлениям и ориентирующихся больше  на эмоциональное восприятие, чем на интеллектуально- логическое познание действительности.[14, с. 121]

Художника и ребенка роднит  острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние  признаки явлений, к которым взрослеющий  человек обычно теряет интерес, а  с ним и способность замечать и различать. Как, например, привлекателен  и значим для ребенка многообразный  мир цвета! Он содержит в себе нечто  гораздо большее, чем «визуальную  информацию» о внешних объектах. Прислушаемся, как говорят дети о  цветах. О темно-фиолетовом: «Когда такие занавески ночные, сразу  грустно становится. И когда хоронят  кого-нибудь, всюду кажется такой  цвет...» О красном: «Это цвет боевой! А когда страдают, он жгет прямо!»  О черном: «Когда едешь ночью в  лесу, сзади ветки ломаются... Он цвет бед, злой и беспощадный». О желтом, теплого оттенка: «Похож на солнце и  похож на золото. Это как счастье  людей». Цвет бывает и «ехидным», и  «буйным», и «чуть-чуть жалетельным»...[3, с.142]

Вывод: в результате теоретической  работы было установлено, что одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Так же следует различать  следующие виды одаренности: художественный, творческий, общеинтеллектуальный, академический  и социальный. Вместе с этим по критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность, потенциальную одаренность; По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую одаренность, специальную одаренность; По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю одаренность, позднюю одаренность.

Наряду с этим мною более подробно были рассмотрены отдельные виды одаренности, такие как: творческая и художественная одаренность.

Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина.

2.1 Маркеры одаренности

Признаки одаренности  проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его  действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в  ее определении и связаны с  высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка  следует судить в единстве категорий  «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта  поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может  быть описан следующим признакам: наличие  специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка  обеспечивают ее особую, качественно  своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение  новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому видению  ситуации и объясняющее появление  неожиданных на первый взгляд идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом  третий уровень успешности — новаторство  как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет  ему открывать новые приемы и закономерности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

Особый тип организации  знаний одаренного ребенка: высокая  структурированность; способность  видеть изучаемый предмет в системе  разнообразных связей; свернутость  знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает  соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким  удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом  метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как  способа обработки информации и  т.д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в  зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей  предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка  могут обнаружить себя в большей  степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в  высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе  обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений  и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности  к самообучению, поэтому они нуждаются  не столько в целенаправленных учебных  воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной  образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется  в ненасытной любознательности, а  также готовности по собственной  инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес  к тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно высокая  увлеченность каким-либо предметом, погруженность  в то или иное дело. Наличие столь  интенсивной склонности к определенному  виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Информация о работе Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства