Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить маркеры одарённости на примере биографий известных деятелей искусства.
Задачи:
1.теоретический анализ литературы по проблеме одаренности;
2.определить маркеры одаренности;
3.выявить маркеры одаренности в биографических описаниях.

Содержание

Введение 1
Глава 1.Общая характеристика одаренности 2
1.2 Понятие одаренности 2
1.3 Виды одаренности 4
1.4 Общая характеристика творческой одаренности 11
1.5 Художественная одаренность 13
Глава 2. Эмпирическая часть. Маркеры одаренности известных деятелей искусства : Эндрю Уайета, В.В. Кандинского и Ф.А. Малявина. 16
2.1 Маркеры одаренности 16
2.2 Метод анализа продуктов деятельности и биографический метод 22
2.3 Маркеры одаренности на примере биографий известных деятелей искусства 28
Заключение 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 88.01 Кб (Скачать файл)

Биографический метод  представляет собой метод синтетического описания человека как личности и  субъекта деятельности. В настоящее  время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет  проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам  памяти - могут быть скорректированы  более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического  метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.

В советской психологии к  этому методу впервые обратился  Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что  использование биографического  метода играет существенную роль в  понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического  метода имеет важное значение в системе  становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как  индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым  в 1968 г. и продолженного его учениками  Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического  метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек  и события окружающей его среды.[ http://www.psihu.net/library/file1542]

2.3 Маркеры одаренности на примере биографий известных деятелей искусства

Эндрю Уайет. Эндрю Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в штате Пенсильвания, в семье популярного в США художника-иллюстратора  Ньюэлла Конверса Уайета. Уайет американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Образование Эндрю из-за слабого здоровья получил дома, совмещая учебу с занятиями живописью под руководством своего отца. Первые картины младшего Уайета были написаны акварелью, однако позже он стал писать темперой. Именно в этой технике и были написаны его лучшие произведения.

Известный и самый спорный  американский художник Эндрю Уайет  представитель реализма, а позже  магического реализма, действительно  был убежденным домоседом. Проведя  всю свою жизнь всего в двух местах Соединенных Штатов, он нисколько  не сожалел об этом. Для него холмы  и долы родного города Чеддс Форд штата Пенсильвания и городка  Кушинг, расположенного на океанском  побережье штата Мэн, где художник с семьей проводил лето, были исполнены  глубоким смыслом.

Первая выставка юного  живописца была организована, когда  ему исполнилось всего 20 лет, и  все выставленные в экспозиции картины  были довольно быстро распроданы.

Главной темой его работ  стали пейзажи и сельский быт. Самое известное его произведение "Мир Кристины" изображает соседку  художника по летнему дому в штате  Мэн Кристину Ольсон, страдавшую параличом  ног. На картине она нарисована посреди  поля смотрящей на свой дом вдали.

Гравюры с изображением произведений Уайета пользовались большой популярностью, в том числе и у политиков - среди их владельцев были Дуайт  Эйзенхауэр и Никита Сергеевич Хрущев.

В 1963 году президент Джон Кеннеди наградил художника самой  высокой гражданской наградой Америки - медалью Свободы. А в 1970 году Уайет  стал первым художником, чья выставка картин прошла в Белом доме при жизни их создателя. Эндрю Уайет являлся почетным членом Академии художеств СССР (сейчас Российская академия художеств), членом французской Академии изящных искусств и британской Королевской академии. Умер художник в 2009 г. в возрасте 91 года. [http://inha_t.blog.tut.by/2011/10/13/domosed-endryu-uayet]

Маркеры одаренности:

  • «Первая выставка акварелей 20-летнего художника в Нью-Йорке принесла известность. Все работы были проданы, он стал профессионалом.» ; «Рисовать Эндрю начал очень рано – сначала акварельными красками, потом яичной темперой, которой он обязан ставшей впоследствии знаменитой приглушённой тональностью своих полотен. Масляными красками художник никогда не пользовался.»- признание художника в 20-летнем возрасте говорит об опережающем развитии по сравнению со сверстниками, что является общим выражением творческой одаренности.
  • феноменальная наблюдательность, повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности: « Для Эндрю Уайета всегда был интересен именно внутренний, скрытый в глубине, каркас на котором держится все остальное. Чтобы прочувствовать, увидеть эту внутреннюю суть, художник мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок – «вживался в их бытие»».
  • чувствительность, тонкость ощущения и восприятия сложных особенностей окружающего мира: «Определяющим фактором при выборе персонажей для работ Эндрю Уайета была эмоциональная связь между художником и моделью. Он рисовал только тех людей, к которым испытывал сильные чувства. Это могла быть любовь, восхищение, страх или что иное, но Уайет находился в длительном эмоциональном контакте с героями своих картин. Можно сказать, что все они были частью его биографии. Говорят, что однажды на просьбу чиновников от искусства СССР передать на его московскую выставку картины с неграми, художник ответил, что не рисует негров, он рисует друзей».
  • сформированность качественно своеобразного, индивидуального стиля деятельности, выражающегося в его произведениях: «Критики достаточно скептически относились к его творчеству, считая его манеру письма тривиальным отображением действительности. Однако музейные работники скупали его картины и выставки его работ пользовались неизменной популярностью. При всей своей простоте сюжета, картины Эндрю Уайета таят в себе некую загадку, заставляющую вглядываться в изображение, размышлять над ним».

Ф.А. Малявин. Филипп Андреевич Малявин русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». Родился в селе Казанка Логачевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне – Тоцкого района Оренбургской области). Это произошло 10(22) октября 1869 года в бедной неграмотной крестьянской семье.

В 1885 г. отправился в афонский православный монастырь Святого  Пантелеймона на Айон - Оросе и до 1891 г. был там послушником — учился и работал в монастырской иконописной мастерской. Затем его работы увидел скульптор В. А. Беклемишев, посещавший Афонский монастырский комплекс. Беклемишев пригласил Малявина в Петербург и поселил у себя.

В 1892 г. Малявин поступил вольнослушателем на живописное отделение  Петербургской Академии художеств. В 1894 г., когда в Академии открылась  мастерская И. Е. Репина, Малявин стал учиться там вместе с такими художниками, как И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. В 1900 г. Малявин совершает поездку  во Францию — его картина «Смех» выставлена на всемирной выставке в  Париже и удостоена золотой медали (затем картина была выставлена в  Венеции и куплена итальянским  правительством для Венецианской Академии).

 В 1900-х Малявин участвует  в выставках Товарищества передвижников,  в 1906 г. показывает на выставке  объединения «Мир искусства»  свою картину «Вихрь». Впоследствии  он также был членом «Союза  русских художников».

После октябрьской революции  живописец в 1920 г. переезжает в Москву. В 1922 г. он уезжает во Францию, чтобы  устроить там свою выставку. Он поселяется в Париже и в Россию больше не возвращается. В 1924 г. в парижской  галерее Шарпантье с успехом  проходит выставка Малявина. Многие его  произведения, написанные за границей, по-прежнему создаются на русские  темы. В 1930-х Малявин неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа он переселился в Ниццу.

Во время Второй мировой  войны Малявин оказывается в  Брюсселе в тот момент, когда Бельгию  захватывают гитлеровцы. Оккупационные  власти задерживают художника и  обвиняют в шпионаже, однако впоследствии выпускают. Малявин пешком добирается до Ниццы. Этот эпизод подорвал его  силы. Художник скончался 23 декабря 1940 года в Ницце.

 Уйдя из жизни, известный  художник оставил большое наследие, до сих пор не изученное  основательно, и – судьбу, которую  можно назвать творческим и  духовным подвигом.

[http://russia-west.ru/viewtopic.php?id=1028]

Маркеры одаренности:

  • «Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К. А. Сомова, А .П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.» -  что говорит о достижении высокой успешности выполнения определенного вида деятельности.
  • «В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству.» - повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
  • «Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей.»; «Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры» - сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля письма.
  • «А Малявин шел дорогой новатора – дерзко ломал устаревшие традиции и нормы.» - признак новаторства как выход за пределы требований, что позволяет открывать новые приемы и закономерности.
  • «С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами – угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками – на таких же подручных основах – печке, стенах, досках, парусиновых палатках – создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства»; «Я бегал собирал угли, — вспоминал художник, — и рисовал везде — на стенках, на колесах, на воротах и даже на золе...» - как мы видим, одаренные дети уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению; так же это говорит и о находчивости.
  • В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной — она называлась «Вихрь». Критик Сергей Глаголь, писал, что "Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок". – на мой взгляд, использование таких контрастных пятен цветов, говорит о ярко выраженном темпераменте.

В.В. Кандинский. Василий Васильевич Кандинский — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в  Москве, в семье коммерсанта Василия  Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В  детские годы путешествовал с  родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом  факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику  и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедициию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 г. В.Кандинский окончил  юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и  К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в  возрасте 30 лет.

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.

С 1900 г. Кандинский много  путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в  Одессе и Москве. Участвовал в выставках  Московского товарищества художников.

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного  объединения «Бубновый валет». В  эти годы он вырабатывает новаторскую  концепцию «ритмического» использования  цвета в живописи.

В 1909 г. Кандинский организовал  «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали  известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1914 г. художник вернулся в  Москву. В последующие годы работал  над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.

В 1918 г. он участвовал в организации  охраны памятников, создании Музея  живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе  и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО  Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем  Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом  РАХН. Продолжал он и писать —  в этот период, в частности, созданы  декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В  Россию он уже не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и  стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное  признание как один из лидеров  абстрактного искусства.

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском  пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен  на Новом кладбище Нёйи, расположенном  в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.[ http://kandinsky44.narod.ru/biography.htm]

Маркеры одаренности:

  • «Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.» - интерес и склонность к различным видам деятельности, т. е. разносторонность.
  • "Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности", - писал он. – чрезвычайно высокая увлеченность каким - либо видом деятельности, погруженность в то или иное дело.
  • «Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что "каждый цвет живет своей таинственной жизнью". - сформированность собственного, отличительного, индивидуального стиля; способность замечать и различать.
  • «Вообще, цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Таким образом, ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.» - проявление воображения, острая эмоциональная отзывчивость на внешние явления.
  • «До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи.»-разносторонность: высокий уровень успешности в различных видах деятельности т.е. изначально Кандинский сделал карьеру в научной сфере, а уже после нашел себя в живописи.
  • «Для произведений Кандинского характерна синестезия, восприятие красок не только как оптических, но и как звуковых стимулов. Он классифицировал краски их ароматами, звуками и формами. Например, синим цветом он ставил в соответствие круг, красном - квадрат, желтом - треугольник. Таким образом свои картины он создавал подобно музыкальных симфоний поисках гармонии в сочетании цветов.» – что ещё раз подтверждает индивидуальность письма; введение новых приёмов и закономерностей; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.
  • «Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.» - в первую очередь, новаторство, оригинальность, изобретательность; выдающиеся креативные способности; продуктивность.

Информация о работе Маркеры одаренности на примере биографий извстных деятелей искусства