Мартирос Сарян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:17, биография

Краткое описание

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 28 февраля (16 февраля, по старому стилю) 1880 года в армянском городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону в армянской семье, на северной окраине тех же Приазовских степей, которые дали русскому искусству Куинджи.

Вложенные файлы: 1 файл

Мартирос Сергеевич Сарьян.docx

— 34.30 Кб (Скачать файл)

Ныне  отсчет идет от человека, от его восприятия и переживания: пропорции видоизменяются, жанровые элементы, разнородные частности  и подробности людской жизни "вырастают", появляются единая световая среда и ведущая тональность.    

"Я  - монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы,  людей, типажа! Монументальность, обобщенность - в крови моего искусства. Будучи  в Париже, искренне увлекаясь  импрессионистами, я это понял  - несколько по контрасту - с  особой силой. Мои художественные  убеждения как бы воспротивились  моим собственным попыткам писать  более детально и - если можно  так выразиться - "рассыпчато". Тяга к обобщенности сохранилась  и победила", - так пояснял Сарьян  природу своего художественного  мышления.    

По  возвращении из Франции участвует  в выставках: Ереван ("Новые приобретения Государственного музея Армении") и в Москве (выставка общества "Четыре искусства"), занимается книжной  графикой: создание обложки и иллюстраций  к сборнику "Армянские сказки", к книгам Фирдоуси, Саят-Новы, Ованеса Туманяна, Аветика Исаакяна, Егише Чаренца, Гургена Маари, Ваана Тотовенца.    

В 30-е гг. ведет большую работу в  области театрально-декорационного искусства: создание эскизов декораций  и костюмов для постановок оперы "Алмаст" А. Спендиарова (в Одесском театре оперы и балета в 1930 году и два варианта постановки в Ереванском театре оперы и балета, 1933 и 1938-39 гг.), опер "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (Театр им. К. С. Станиславского, Москва, 1931 г.) и "Храбрый Назар" А. Степаняна (Ереванский театр оперы и балета, 1934-1935 гг.).    

"Интерес  к человеку, вызванный во мне  великой пролетарской революцией, интерес к строителю и творцу  новой радостной и счастливой  жизни пробудил желание испытать  свои силы в портрете". Среди  известных работ - "Автопортрет  с маской"; "Портрет академика  А. И. Таманяна"; "Портрет архитектора Т. Тораманяна"; "Портрет пианиста К. Н. Игумнова"; "Портрет режиссера Вардана Аджемяна"; "Лусик Сарьян. Тройной портрет"; "Портрет народного артиста СССР Р. Н. Симонова"; "Портрет Аветика Исаакяна"; "Портрет народного артиста Армянской ССР К. С. Сараджева"; "Портрет поэта Наири Заряна"; "Портрет С. Эйзенштейна"; "Портрет Г. С. Улановой"; "Портрет маршала И. X. Баграмяна"; "Портрет поэтессы Сильвы Капутикян".     

Произведения  Сарьяна в тридцатые годы экспонируются  на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, Ленинакане, а также за рубежом - в Вене, Венеции, Стокгольме, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.    

За  декоративное панно для павильона  СССР на Всемирной выставке в Париже (1937) удостаивается Гран-при.    

В течение последующих, десятилетий  искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны. Замечательный  поэт красок, он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю и трудового человека, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации.     

В ознаменование Победы художник пишет  самый большой из своих натюрмортов - "Армянам - бойцам, участникам Великой  Отечественной войны. Цветы". В 1945 году Мартирос Сарьян награжден орденом Ленина и медалями "За оборону Кавказа", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".    

С 1946 г. трижды избирается депутатом Верховного Совета СССР, а начиная с 1959 г. до дня кончины является депутатом  Верховного Совета Армянской ССР.    

В 50-60-е годы, когда художник вошел "в долину лет преклонных", сотни  людей, посещающих его мастерскую в  Ереване и персональные выставки, быстро убеждались: Сарьян не просто "еще  пишет", а настойчиво, даже в странном для такого возраста споре с самим  собой, ищет иных, чем раньше, решений.     

Чтобы сохранить до глубоких седин неуемную страсть к новаторству, необходимы, конечно, и талант, и мастерство, без которых всякие искания окажутся бесплодными, станут цепью неудач, быстро изматывающих и опустошающих художника.     

Но  нужно и многое другое - постоянное общение с жизнью, умение видеть ее свежим, проницательным взглядом; ненависть  к штампу и самоповторению. Наконец, новатора создает не идущая на компромиссы  принципиальность, ведет по дорогам  искусства чистая совесть, отвращение к приспособленчеству.    

Родина  высоко оценила заслуги М. С. Сарьяна. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени  и "Знак почета".    

Сарьян  прожил долгий век. За девяносто с  лишним лет своей жизни он изведал  много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и  конечное торжество светлых начал  жизни.    

В своих воспоминаниях он пишет: "Задавая  себе вопрос, был ли я счастлив в  жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в  жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."    

"К  концу моей жизни, если считать,  что в мои годы уже надо  посмотреть, что сделал, оправдал  ли перед своей совестью, перед  искусством, которому посвятил всю  свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего  возраста, - я почувствовал, что я  только наметил путь и только  должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе".


Информация о работе Мартирос Сарян