Методика преподавания рисования Сапожникова А.П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 05:52, реферат

Краткое описание

Рассматривая исторические данные, связанные с методами обучения нельзя не отметить тот факт, что интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Например, уже в 11 веке высокой степени развития достигает миниатюра и книжная графика. Именно тогда почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы.

Содержание

Введение………………………………………………………………........... 3
Глава I. Методика преподавания рисования А.П. Сапожникова……………………….. ……………………………………….. 4
1.1. Биография А. П. Сапожникова…………………………………………. 9
1.2. Особенности методики преподавания А.П.Сапожникова……………….. 10

Глава II. Система А.П. Сапожникова……………………………………………………………………...12

2.1. Курс рисования 1………………………………………………… …... 14

2.2. Курс рисования 2………………………………………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………. 28
Литература…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Методика преподавания рисования Сапожникова.docx

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Биография А. П. Сапожникова.

 

 

 

 Сапожников Андрей Петрович, живописец-любитель. Родился  в 1795 году, умер  17-го марта  в 1855 году. Будучи, произведен в офицеры в 1811 году служил после этого по инженерной части в разных должностях до 1844 года в котором был назначен «главным наставником-наблюдателем черчения и рисования» в военно-учебных заведениях. Посещал классы Академии художеств, занимался в свободное от службы время написанием исторических картин и портретов. Издал руководство по изучению рисования. Обществом поощрения художников, в котором Сапожников был одним из деятельных членов, ему был поручен надзор над пенсионерами этого учреждения. За эти услуги искусству Академия художеств признала его в 1830 году своим «почетным вольным общником». В 1832 году  подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии. В 1834 году Сапожников  составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах. Андрей Петрович  в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". Сапожников был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества). Из картин Сапожникова  известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) — можно видеть в академическом  музее (1830 г.). "Вакханалия" — у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил  Сапожников.

 

 

 

Из гравюрных работ его известны:

1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме.

2) 53 картинки, гравированные  почти очерком, крепкой водкой; при  них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана  Христиановича  Виольдамура". Сочинение В. Луганского.

3) Атлас зоологии, 52 картинки. СПб. 1847 г.

4) 92 контурные картинки  к басням Крылова. СПб. 1834 г. Изд. Смирдина.

5) 14 литографированных листов  к брошюре Оленина: "Опыт об  одежде, оружии, нравах, обычаях и  степени просвещения славян от  времени Траяна и русских князей  до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева.

6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в  правой руке секира, на которую  фигура опирается. 

 

 

 

 

Особенности методики преподавания А.П.Сапожникова.

 

 

 

Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.  Этой цели и служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагал пользоваться специальными подставками и моделями, для демонстрации законов светотени — также особыми моделями. Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости. П. Марков писал: «То, чем книга И. Д. Прейслера была для прадедов и дедов наших, для нашего времени представляют курсы рисования покойного Сапожникова, с талантом изобретательного рисовальщика-художника соединявшего в себе просвещенные понятия об искусстве и его требованиях... В кружках русских художников труды Сапожникова пользуются громаднейшей известностью, и редкий из посещавших классы Академии художеств не держал и не держит у себя составленные им книги как настольные, ничем покуда на русском языке не замененные»  Метод преподавания рисунка, предложенный Сапожниковым, произвел переворот в учебно-воспитательной работе. До выхода его книги в общеобразовательных учебных заведениях царило копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не учили, а над методом раскрытия отдельных положений реалистического рисунка вообще никто серьезно не задумывался. Сапожников указал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковы треугольники, четырехугольники и тому подобные,— указывал Сапожников.— Нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли бы быть окованы сказанными фигурами; нет почти случая, где фигуры эти не послужили бы остовом для описания около последнего подробностей контура данного предмета» Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно. Нужно, чтобы ученики, следуя устным указаниям и отвечая на направляющие вопросы педагога, по собственному соображению могли правильно нарисовать каждую из поставленных перед ними новых моделей. Для достижения этой цели и служат методические модели. Таким образом, модели у Сапожникова используются не для рисования с них, как это мы видели у братьев Дюпюи, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях строения формы. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью: «Быв поставленная рядом и в том же повороте с гипсовою головою, служащею для образца, она может пояснить перспективное изменение частей, ее составляющих». Все специалисты и критики в России давали самую высокую оценку методу Сапожникова, однако в методической литературе имя его не было должным образом отмечено. Много говорилось и писалось о методе братьев Дюпюи, указывалось, что их метод обучения «новейший и лучший», а об А. П. Сапожникове в методической литературе не было ни слова. Между тем метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи и опубликован был раньше (метод Сапожникова — в 1834 году, а метод Дюпюи — в 1842). Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. Так, в книге А. М. Соловьева, Г. Б. Смирнова и Е. С. Алексеевой «Учебный рисунок» (М., 1953) приводится много иллюстраций из «Курса рисования» Сапожникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система А.П. Сапожникова

 

 

Перед вами книга, включающая в себя два учебника рисования А. П. Сапожникова: "Курс рисования" (1849 г.) и "Рисование человеческой фигуры и сочинение картин" (1889 г.). 
 
Первый учебник Сапожникова был опубликован в Санкт-Петербурге в 1834 году. 
Из предисловия: "... цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно". В этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение цели поставил по-новому, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии. 
Учителю, ведущему занятие, рекомендуется не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять ошибки словесно. Нужно чтобы дети, следуя собственному пониманию устных указаний педагога, могли правильно нарисовать каждый новый объект. 
 
Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям ДХШ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру изобразительного искусства.

Страниц: 160

 

 

Под редакцией главного редактора журнала 
«Художественный совет» В. П. Ларионова 
Четвертое издание 
Москва. Издательство «АЛЕВ-В» 
1996-98, 2003. 4-е издание 
Творческая школа «Мастер-класс» 2003

 

 

 

 

Аннотация издателей

 

 

 

  • Книга включает два курса Сапожникова и позволяет наглядно оценить ценность его методики в первоисточнике. Представляем Вам один из лучших российских учебников по изобразительному искусству, впервые вышедший в середине XIX века в Санкт-Петербурге. Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ, а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.

Если не считать его методических достижений, то Андрей Петрович одним из первых в 1840 году начал применять на практике способ, изобретенный Б. С. Якоби, делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики. В 1970-1980-е годы были переизданы рисунки к басням И. А. Крылова в черно-белом и цветном вариантах. Но это не главное. 

«Курс рисования» — история и современность изобразительного искусства России. Обращаю внимание — все специалисты и критики на родине давали самую высокую оценку методу Сапожникова. В те времена, его конкурентом считалась методика обучения братьев-французов Дюпюи, как «новейшая и лучшая». Метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи, но опубликован был раньше (Сапожников — в 1834 году, а Дюпюи — в 1842-м). Принципиальные отличия: братья использовали методические модели в качестве натуры, Сапожников же предлагал свои модели только в качестве наглядного пособия.

 

 

Курс рисования 1

 

Учебные руководства 
для военно-учебных заведений 
Составил А. Сапожников 
Издавался в 1834, 1838 и 1849 г.г. 
Санкт-Петербург

Судьбоносное издание для российского искусства. Практически все современные методики включают эту систему А. Сапожникова как базовую. Начиная с первых уроков рисования общеобразовательной школы — тушевка гипсовых шаров, цилиндров, горшков и т. д. продолжается в специальных учебных заведениях. По-военному лаконичная и простая, система легла в основу методики советской школы и стала государственной.

Главная цель — «приносить пользу учащимся в применении своего знания к черчению и тушеванию чертежей: фортификационных, артиллерийских, механических, архитектурных и отчасти топографических».

 

 

 

 

Читаем предисловие…

Предисловие для обучающих

Цель, с которой учреждены рисовальные классы в военно-учебных заведениях, состоит не в том, чтобы из воспитанников сделать художников-живописцев, но заключается в развитии способности изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно, чтобы в случае надобности, учащиеся могли без затруднения нарисовать с натуры полезную машину, необходимый инструмент, любопытный вид местности или другой предмет, могущий встретиться на поприще военной службы и в домашнем быту. Сверх того, умение рисовать развивает способность судить правильнее об изящных художествах, доставляющих благороднейшее наслаждение образованному человеку. Из этого видно, что обучение рисованию с такой целью, должно иметь метод, отличающийся от обыкновенного способа преподавания, основанного на одном только копировании с готовых уже рисунков, или оригиналов.

Здесь Сапожников противопоставляет свою методику системе академического образования, которая строилась на копировании по образцам. Он предложил, вместо того чтобы изучать метод мастера по его произведению (или гравюре), начинать «думать головой», смотреть на натуру и рисовать гипсовые кубы.

Предлагаемый курс основан на изучении искусства рисования с самой натуры, которая представляется нам в разнообразнейших видах, но всегда в одинаковом совершенстве, какого ни картины, ни гравюры и вообще никакие искусственные оригиналы представить не могут.Курс заключает в себе постепенный ряд правил, основанных на законах перспективы и доказанных практически, посредством особых моделей. Этим изъясняется главное основание метода, удобного для преподавания в военно-учебных заведениях, который ясно и кратко, не выводя учеников на длинный путь изучения линейной перспективы, научает рисовать правильно видимые предметы, не требуя для того предварительно изготовленных рисованных копий, называемых ошибочно оригиналами. Слабым местом академистов были порой «хорошие» оригиналы. Европейские пособия тех лет и сегодня сделают конкуренцию любому авторитету, несмотря на технологии (об этом и моде тех лет — в следующих публикациях). Отрыв от реальности, вкусовщина, а в последствии фотография — подорвали авторитет академической системы.

Обучающий, в начале преподавания курса, должен обратить внимание на развитие в учениках глазомера как главного руководителя в искусстве рисования, объяснением свойств различных линий и взаимной их соразмерности. Переходя к изображению фигур, ограниченных линиями, он указывает на различие их форм, которые рисуются учениками от руки, в геометралъном (плоскостном) виде, без помощи линейки и циркуля. 

Приготовляя таким образом учеников, учитель изъясняет правила перспективы, то есть способ изображать те же линии и фигуры, видимые с различных точек зрения. Модели, без помощи геометралъных соображений, недоступных иногда возрасту обучающихся, ясно показывают ученикам причину изменения форм плоских поверхностей, видимых в перспективе. Далее, учитель переходит к телам, форма которых или наружный вид ограничивается соединёнными плоскими поверхностями, и потому подлежит тем же правилам перспективы. Ученики, рисуя с натуры и исполняя правила, изъясненные моделями, приобретают мало-помалу способность верно изображать очертание видимых предметов.

 

 

Освещение плоскостей и тел и происходящие от того тени, подлежат неизменным правилам и изъясняются также приспособленными к тому моделями, с которых ученики рисуют. В это время учитель обязан показать механизм тушевания карандашом, растушкой и кистью, заставляя тушевать сначала прямые плоскости, потом изогнутые, затем простые тела поодиночке, и наконец несколько тел вместе поставленные. Ученикам, которые показывают особенную способность к рисованию, можно, в заключение курса, дать рисовать гипсовую человеческую голову, показав на проволочной модели ее размер, и изъяснив перспективное изменение линии, ее составляющих.

Информация о работе Методика преподавания рисования Сапожникова А.П