Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:02, доклад
Цель:
Повышение качества предоставления услуг и доступа к культурным ценностям государственными музеями Новосибирской области
Задачи:
1) Создание условий для обеспечения сохранности фондов государственных музеев Новосибирской области, как части Музейного фонда Российской Федерации;
2) Расширение практики применения музейных технологий в деятельности государственных музеев Новосибирской области.
1) Государственное
автономное учреждение
2) Государственное
автономное учреждение
Музейный фонд государственных музеев составляет 157,1 тысяч единиц хранения, это около 50% от общего объема музейного фонда, сосредоточенного в музеях Новосибирской области.
Государственные музеи Новосибирской области являются методическими и координационными центрами для муниципальных музеев: ежегодно они проводят семинары, конференции, фестивали, обучение специалистов муниципальных музеев, организуют передвижные выставки в районы Новосибирской области, реализуют совместные с муниципальными музеями проекты. За 2009 год государственными музеями создано 150 новых выставок. Наряду с постоянно действующими экспозициями, их посетили более 348 тысяч человек.
Анализ состояния двух государственных музеев на сегодняшний день выявил ряд следующих проблем.
Помещения фондохранилища Новосибирского государственного краеведческого музея содержат свыше 146 тысяч единиц хранения, расположенных всего на 680 м.кв. площадей. Фондохранилища не оборудованы специализированными системами климат-контроля и профилактики внешних бактериальных и инсектицидных угроз. Группы коллекций, состоящие из разных материалов и требующие разного температурно-влажностного режима хранения, находятся в одних и тех же помещениях, в которых невозможно регулировать температуру и влажность воздуха. В выставочных залах музея также нарушена система вентиляции, кондиционирования и климат-контроля. В связи с этим обеспечить надлежащее хранение музейных коллекций в существующих условиях не представляется возможным. Из года в год коллекции ветшают и требуют постоянного контроля и реставрации. Если не принять срочных мер, для отдельных групп предметов существует угроза их полной потери через 10-20 лет.
В здании Новосибирского государственного художественного музея 18 хранилищ, в которых располагаются предметы живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, иконы, драгметаллы, арт-объекты фонда «Современные течения» и пр. Помещение и оборудование фондохранения устарело и не соответствует современным требованиям по обеспечению сохранности музейных фондов, с учетом особенностей различных музейных коллекций, в помещениях отсутствуют системы поддержания температурно-влажностного режима. В выставочных и экспозиционных залах установлена устаревшая система освещения, которая значительно снижает эффект визуального восприятия посетителями произведений искусства.
2) Тенденции развития ситуации и вероятные последствия
В современном культурном пространстве у музеев особая ответственная миссия. В начале XXI века общество воспринимает музей не только как архив человеческой памяти, приобщающий современного человека к культурному наследию прошлого. Музей превращается в общественный институт, который активно влияет на социальные и культурные процессы современности и формирует культуру будущих поколений. Это делает место музея в мире более значительным и многократно повышает его ответственность перед обществом. И такие тенденции в развитии музейного сообщества характерны не только для культурной жизни России, они является частью мирового культурного процесса.
информации по предмету или эпох
3) Обоснование необходимости решения существующей или ожидаемой проблемы программно-целевым методом
Анализ современного состояния государственных музеев Новосибирской области, с учетом общероссийских тенденций на информатизацию-объединение интеллектуальных ресурсов и информатизацию-автоматизацию основной деятельности обозначил необходимость формирования единого центра управления изменениями, обеспечивающего реализацию комплексного подхода, координацию действий государственных музеев Новосибирской, создания эффективной системы контроля и максимального результативного использования средств областного бюджета Новосибирской области.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных управленческих задач является применение уполномоченным органом – министерством культуры Новосибирской области - программно-целевого метода планирования и управления в форме ведомственной целевой программы по модернизации деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2011-2013 годах. Использование данного метода позволит:
4. Цели и задачи программы
Широко декларируемый сейчас во всем мире принцип перехода к «открытому обществу» означает доступность практически любой (в рамках закона) информации для любого человека. Именно в направлении решения этой задачи развиваются сейчас самые современные технологии во всем мире и во всех сферах деятельности. Это направление и стало приоритетным в определении цели Программы: повышение качества предоставления услуг и доступа к культурным ценностям государственными музеями Новосибирской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Создание условий для обеспечения сохранности фондов государственных музеев Новосибирской области, как части Музейного фонда Российской Федерации;
2) Расширение практики применения музейных технологий в деятельности государственных музеев Новосибирской области.
Показателем, характеризующим степень достижения цели Программы, является «Удовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг, предоставляемых государственными музеями Новосибирской области, от общего числа потребителей». Значение данного показателя определяется ежегодно на основе социологического исследования среди посетителей государственных музеев Новосибирской области, заказчиком которого является министерство культуры Новосибирской области.
5.
Перечень программных
Перечень программных мероприятий приведен в приложении № 2 к Программе.
Программные мероприятия предусматривают решение обозначенных выше проблем по модернизации музейной деятельности государственных музеев Новосибирской области. Программные мероприятия четко увязаны с планируемыми объемами финансовых ресурсов и указанием конкретных исполнителей.
В рамках задачи «Создание условий для обеспечения сохранности фондов государственных музеев Новосибирской области, как части Музейного фонда Российской Федерации», планируются следующие мероприятия:
оснащение
музеев специальным
установка в помещениях хранилищ и выставочных залов автоматической системы пожаротушения, видеонаблюдения, электронной безопасности, модернизация систем кондиционирования, климат-контроля, и пр.;
оснащение реставрационных лабораторий;
организация повышения квалификации специалистов музеев (реставраторов и хранителей фондов).
В рамках задачи «Расширение практики применения музейных технологий в деятельности государственных музеев Новосибирской области» планируются следующие мероприятия:
разработка и создание новых экспозиций;
приобретение специализированного оборудования и техники для организации комплексных экспедиций;
приобретение музейных предметов и коллекций.
Перечень мероприятий Программы с указанием направлений расходования средств, сроков реализации и в разрезе исполнителей представлен в приложении 2.
6.
Механизм реализации
Управление и ресурсное обеспечение реализации мероприятий программы осуществляется Министерством культуры Новосибирской области (далее – Министерство).
Руководитель Министерства осуществляет руководство Программой, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Управление Программой осуществляется на принципах обеспечения нормативного, методического и информационного единства Программы.
Министерство:
- формирует организационно-финансовый план для обеспечения связи планирования, реализации, мониторинга, а также уточнения и корректировки ресурсов и целевых показателей Программы. Организационно-финансовый план составляется на один календарный год и содержит конкретные мероприятия в соответствии с основными задачами и мероприятиями Программы;
- ежегодно уточняет в установленном порядке объемы финансирования мероприятий Программы на основе мониторинга реализации мероприятий Программы и оценки их эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей;
- корректирует мероприятия Программы и их ресурсное обеспечение при формировании бюджета на плановый период в установленном порядке;
- определяет для исполнителей формы отчетности, срок и периодичность предоставления отчетов об использовании бюджетных средств, порядок возврата бюджетных средств в случае их неполного или нецелевого использования в соответствии с бюджетным законодательством;
- обеспечивает размещение на своем сайте текста Программы, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
- осуществляет совместно с министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области мониторинг и контроль за ходом исполнения программы. Контроль ведется на основе ведомственной отчетности, заключенных договоров и включает в себя ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и использовании её исполнителями выделяемых финансовых средств.
Основными исполнителями, взаимодействующими в рамках реализации мероприятий Программы, являются: отдел искусств и культурного наследия министерства культуры Новосибирской области, государственные музеи Новосибирской области, указанные в разделе 3 Программы.
Исполнители:
- самостоятельно осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заключают договора с поставщиками товаров, работ, услуг;
- ежеквартально до 8 числа, следующего за отчетным кварталом, предоставляют в Министерство отчет о целевом использовании средств по установленной форме с приложением аналитической записки. Отчет должен содержать качественные и количественные результаты выполнения программы, анализ эффективности использования бюджетных средств, а также анализ возникающих проблем и предложения по их устранению;
- несут ответственность за качественное и своевременное выполнение Программных мероприятий и конечные результаты Программы, целевое и рациональное использование финансовых средств, своевременное информирование Министерства о реализации Программы.
7. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы
Реализация программных мероприятий, при эффективном управлении бюджетными средствами, позволит за три года достичь поставленной цели.
За этот период произойдут концептуальные преобразования в музейной деятельности, увеличится общее число посещений государственных музеев Новосибирской области, обновятся экспозиции, увеличится число новых выставок. Качественно изменится предоставление музейных услуг. Будет усовершенствована система обеспечения сохранности и безопасности музейных фондов, создана база для реставрации и оцифровки музейных предметов. Внедрение современных технологий даст возможность развивать новые формы предоставления услуг, создавать современные экспозиции, виртуальные выставки, обеспечит доступность музейных коллекций гражданам с ограниченными возможностями. Систематизация и создание электронных каталогов музейных коллекций позволит создать единую систему учета и усилит государственный контроль за сохранностью музейного фонда, значительно и качественно расширит возможности музеев в научно-просветительной деятельности.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться в соответствии с целевыми индикаторами и их объемными показателями, характеризующими состояние материально-технической базы и качество предоставляемых услуг населению области государственными музеями.
Оценка результативности реализации мероприятий
Оценка результативности мероприятий определяется прежде всего достижением цели и задач данной Программы и опирается на организуемую систему мониторинга результативности мероприятий Программы в соответствии с установленным набором индикаторов-показателей, приведенных в приложении к Программе.
Информация о работе Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области