Модерн в русской архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель предпринятой работы – провести параллель в архитектуре между двух столиц . В Москве и Санкт- Петербурге работали лучшие архитекторы. Это великие мастера своего времени, внесшие огромный вклад в архитектуру: Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
1.1 Зарождение стиля в мировой культуре
1.2 Модерн и архитектура
Глава 2 Архитектура русского модерна
2.1. Архитектура русского модерна Москвы
2.2. Архитектура Санкт-Петербурга. «Северный модерн»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Модерн.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модерн  в русской архитектуре 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила

искусствовед  
 

Омск, 2011 
 

Содержание 

Введение

Глава 1. Общая  характеристика стиля «модерн»: понятие  и зарождение

1.1 Зарождение стиля в мировой культуре

1.2 Модерн и архитектура

Глава 2  Архитектура русского модерна

2.1. Архитектура  русского модерна  Москвы

2.2. Архитектура  Санкт-Петербурга. «Северный модерн»  

Заключение 

Список литературы 

Приложение 1 

Приложение 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Стиль модерн поистине самый яркий и удивительный. Вся Европа была охвачена новыми тенденциями модерна, оставившего во всех видах искусства неизгладимый отпечаток . Россия сыграла не последнюю роль в формировании и развитии стиля, оставив богатое культурное наследие. Новый стиль развивался с конца 1890-х и до 1910-х годов.

Для раннего  периода модерна свойственно  криволинейность очертаний, стилизованный  рисунок, текучесть форм. В отделке  широко использовались мозаика, скульптурный рельеф, художественный металл, майолика и витражи . Зрелый модерн связан с  рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью.

Цель предпринятой работы – провести параллель в архитектуре между двух столиц . В Москве  и Санкт- Петербурге работали лучшие архитекторы.  Это великие мастера своего времени, внесшие огромный вклад в архитектуру: Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль

В качестве задач  будет рассмотрено возникновение  и роль модерна в мировом искусстве. Стилистические особенности отразившиеся в архитектуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая  характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение

1.1 Зарождение  стиля в мировой культуре

Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства  на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные  художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин «Модерн». Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение и зарождался конструктивизм.

В 1892 г. бельгийский  живописец Анри Ван де Велде (1863-1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся  от «фигуративного искусства» и обратился  сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. «Новый стиль» развивался столь интенсивно, что уже в следующей постройке В. Орта – «Народном доме» в Брюсселе (1896-1898) – заметнее становятся элементы конструктивизма. Свое кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре». Эти слова можно считать программой художественного синтеза – основной идеи искусства «стиля модерн». Эта идея пронизывала собой все виды искусства. Поэтому даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) – линии, названной критиками «ударом бича», -кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы. В постройках Ф. Журдэна (магазин «Самаритэн» в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. -Ж. Гимара (ограда парижского метро) характерно «органогенное» начало, превращающее металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанца А. Гауди. В 1890-1900-х гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. В 1900-1910-х гг., прежде всего в школе венского модерна – последователей архитектора О. Вагнера, использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки» ( И. Хоффманн (1870-1956). В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками. Исследователи искусства Модерна отмечают параллели в символистской поэзии и причудливых образах изобразительного искусства. Фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Та же двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (1872-1898). Изысканный эстетизм странным образом соединяется в его произведениях с дилетантизмом и порочным вкусом на грани порнографии. В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам. Своего «Демона» Врубель изобразил среди фантастических растений-кристаллов. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна – гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота; 1898-1903)

1.2 Модерн и  архитектура

Главной особенностью искусства Модерна является то, что  новое в нем формировалось  прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного  искусства. Для архитектуры модерна  характерна антиэклектическая направленность, поиски стиля. Вместо механического объединения элементов различных стилей модерн предлагал идею синтеза различных видов искусств.

Стиль модерн" развивается главным образом  в архитектуре городских особняков  и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.

 Для модерна  характерны силуэты и орнаменты,  стилизующие в плавных, легко  изгибающихся линиях формы растений  и водяных раковин. Фасады отличались  округлыми, иногда фантастически  выгнутыми контурами проемов,  использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.

 В модерне  широко применялись как железобетон  (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве.

Большую роль в  формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества  в 1900 году. Искусственное электрическое  освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам - выразительность.

Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к  ансамблевому их решению. Особый интерес  модерн проявил к оформлению оконных  проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.  
         Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к скульптуре выражения пластики стены в архитектурном объеме. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий.
 

Глава 2 Архитектура русского модерна

2.1. Архитектура модерна Москвы

Однако, обладая  несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым  потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX и XX вв. было утрачено чувство ансамбля. Разрушение исторической городской  среды, строительство доходных многоэтажных домов порой вызывало неприятие в московском обществе.

Самыми выдающимися  мастерами, создавшими подлинные шедевры  московского модерна, были Л.Н. Кекушев  и Ф.О. Шехтель. Оба зодчих использовали новую орнаментику, оба были блестящими мастерами сложных пространственных композиций.

Один из первых особняков в стиле модерн, известный  как дом О. Листа (Н.К. Кусевицкой), был построен в Москве в 1898 - 1899 гг. Это был собственный дом Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, 8. В  архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно.

Информация о работе Модерн в русской архитектуре