Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель предпринятой работы – провести параллель в архитектуре между двух столиц . В Москве и Санкт- Петербурге работали лучшие архитекторы. Это великие мастера своего времени, внесшие огромный вклад в архитектуру: Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль
Введение
Глава 1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
1.1 Зарождение стиля в мировой культуре
1.2 Модерн и архитектура
Глава 2 Архитектура русского модерна
2.1. Архитектура русского модерна Москвы
2.2. Архитектура Санкт-Петербурга. «Северный модерн»
Заключение
Список литературы
Модерн
в русской архитектуре
Проверила
искусствовед
Омск, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
1.1 Зарождение стиля в мировой культуре
1.2 Модерн и архитектура
Глава 2 Архитектура русского модерна
2.1. Архитектура русского модерна Москвы
2.2. Архитектура
Санкт-Петербурга. «Северный модерн»
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Стиль модерн поистине самый яркий и удивительный. Вся Европа была охвачена новыми тенденциями модерна, оставившего во всех видах искусства неизгладимый отпечаток . Россия сыграла не последнюю роль в формировании и развитии стиля, оставив богатое культурное наследие. Новый стиль развивался с конца 1890-х и до 1910-х годов.
Для раннего периода модерна свойственно криволинейность очертаний, стилизованный рисунок, текучесть форм. В отделке широко использовались мозаика, скульптурный рельеф, художественный металл, майолика и витражи . Зрелый модерн связан с рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью.
Цель предпринятой работы – провести параллель в архитектуре между двух столиц . В Москве и Санкт- Петербурге работали лучшие архитекторы. Это великие мастера своего времени, внесшие огромный вклад в архитектуру: Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, Н. В. Васильев, Ф. И. Лидваль
В качестве задач
будет рассмотрено
Глава 1. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
1.1 Зарождение стиля в мировой культуре
Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин «Модерн». Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение и зарождался конструктивизм.
В 1892 г. бельгийский живописец Анри Ван де Велде (1863-1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от «фигуративного искусства» и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий. В 1893 г. бельгийский архитектор Виктор Орта (1861-1947) создал знаменитый интерьер особняка Тассель, в котором причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции: конструкция плавно переходит в форму, а форма – в декор на плоскости или изогнутых поверхностях. «Новый стиль» развивался столь интенсивно, что уже в следующей постройке В. Орта – «Народном доме» в Брюсселе (1896-1898) – заметнее становятся элементы конструктивизма. Свое кредо архитектор определил следующим образом: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре». Эти слова можно считать программой художественного синтеза – основной идеи искусства «стиля модерн». Эта идея пронизывала собой все виды искусства. Поэтому даже отвлеченная декоративная композиция с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена на шпалере X. Обриста (1895) – линии, названной критиками «ударом бича», -кажется полной напряжения, скрытой конструктивной основы. В постройках Ф. Журдэна (магазин «Самаритэн» в Париже, 1905) и особенно в произведениях Э. -Ж. Гимара (ограда парижского метро) характерно «органогенное» начало, превращающее металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Вершин фантасмагории эта тенденция достигла в творчестве испанца А. Гауди. В 1890-1900-х гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – дев с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. В 1900-1910-х гг., прежде всего в школе венского модерна – последователей архитектора О. Вагнера, использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки» ( И. Хоффманн (1870-1956). В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художника Ч. Макинтоша. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками. Исследователи искусства Модерна отмечают параллели в символистской поэзии и причудливых образах изобразительного искусства. Фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Та же двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (1872-1898). Изысканный эстетизм странным образом соединяется в его произведениях с дилетантизмом и порочным вкусом на грани порнографии. В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам. Своего «Демона» Врубель изобразил среди фантастических растений-кристаллов. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна – гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота; 1898-1903)
1.2 Модерн и архитектура
Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства. Для архитектуры модерна характерна антиэклектическая направленность, поиски стиля. Вместо механического объединения элементов различных стилей модерн предлагал идею синтеза различных видов искусств.
Стиль модерн"
развивается главным образом
в архитектуре городских
Для модерна
характерны силуэты и
В модерне
широко применялись как
Большую роль в
формировании интерьеров стиля модерн
сыграло появление
Несомненное завоевание
модерна - целостный подход к оформлению
отдельных помещений, стремление к
ансамблевому их решению. Особый интерес
модерн проявил к оформлению оконных
проемов со специфическим рисунком
переплетов и заполнявшими их витражами.
Он активно применял поливные изразцы
в облицовке отдельных вставок на поверхности
стен и в оформлении оконных проемов. Одну
из главных ролей в оформлении фасадов,
оконных и дверных проемов играл плоский
гипсовый лепной орнамент. В рисунках
витражей в качестве орнаментальных мотивов
использовались цветы - ирисы, маки, различные
травы, а также лилии и другие водные растения
с длинными тянущимися стеблями. Использовался
и геометрический орнамент, в том числе
мотив меандра в специфической, характерной
для модерна прорисовке.
Модерн трактует стену не только как конструктивный
и статичный по определению элемент. В
эпоху модерна были заложены тенденции
приближающегося к скульптуре выражения
пластики стены в архитектурном объеме.
Окна стали органичным выражением стиля.
Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения
и декор становятся одинаково важной составляющей
стиля как для фасада, так и в интерьере
зданий.
Глава 2 Архитектура русского модерна
2.1. Архитектура модерна Москвы
Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX и XX вв. было утрачено чувство ансамбля. Разрушение исторической городской среды, строительство доходных многоэтажных домов порой вызывало неприятие в московском обществе.
Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель. Оба зодчих использовали новую орнаментику, оба были блестящими мастерами сложных пространственных композиций.
Один из первых особняков в стиле модерн, известный как дом О. Листа (Н.К. Кусевицкой), был построен в Москве в 1898 - 1899 гг. Это был собственный дом Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, 8. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно.