Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:00, реферат
Наступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался.
Вступление
Наступающий XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком. Условной временной чертой, за которой открылся «настоящий ХХ век», принято считать Первую мировую войну 1914 – 1918 гг. Как прозорливо писал Томас Манн, « это историческая веха, отметившая конец одного мира и начала чего-то совершенно нового». В сфере политической истории «новое» обнаружило себя очень быстро: в революционных кровавых переворотах, тоталитаризме и фашизме, ужасах Второй мировой войны, постоянной угрозе уничтожения всего живого на планете « мирным атомом» и в мрачных предсказаниях экологической катастрофы.
Западная культура оказалась на краю бездны, куда были низвергнуты основные нравственный устои, понятия совести, чести, добропорядочности, милосердия, любви. В произведениях отразились и черты духовной деградации, и попытки выйти за пределы заданности жестокого прагматичного времени, увидеть «свет в конце тоннеля», вернуть человеку духовную цельность, веру и надежду. Эту альтернативность художественная культура сохраняла на протяжении всего ХХ столетия. Обратимся к литературе.
В 10 – 40-е гг. главные бои в искусстве слова развернулись вокруг реализма и модернизма нового поколения. Художники – модернисты не видели смысла существования человека в дисгармоничном и хаотичном мире.
Кафка
Представитель немецкоязычной литературы Франц Кафка ( 1883 – 1924 ) вырастает в крупную фигуру худ. культуры ХХ в. именно потому, что все кошмарно – абсурдное предстает в его сочинениях как естественное и жизненно оправданное. Наследие Кафки невелико. Его романы были опубликованы после смерти писателя ( «Америка». «Процесс», «Замок» ) Кафка стал одним из самых знаменитых прозаиков ХХ в., признанным мастером – новатором, которого Герман Гессе назвал « тайновенчанным королем немецкой прозы.
Одним
из ведущих модернистских
Камю
С именем Альберта Камю (1913 – 1960) в эссеистику, прозу и драматургию вошли образы, говорящие о всевластии смерти, абсурдности жизни. В одном из своих первых сочинений – повести «Посторонний» (1937 – 1940) Камю раскрывает тему абсурда через анализ «потока сознания» опустошенной личности. В 1942 г. Камю опубликовал еще одно произведение – ессе «Миф о Сизифе», где раскрыл идею бессмысленности жизни через размышления о легендарном греческом царе Сизифе, бесцельно толкающем камень в гору, зная, что тот все равно скатится вниз. Во время войны Камю, участник движения французского сопротивления, воочию убедился, как «красивая теория» о беспредельной вседозволенности реализовалась в практике фашизма, что вынудило его пересмотреть свои взгляды на «этетику абсурда» В 1947 г. Камю создал свой самый знаменитый роман «Чума». « Чума» - аллегория фашизма, притча о мужестве человека, восставшего против механической заданности бытия.
Жан Поль Сартр
Главой французских экзистенциалистов считается писатель, философ и публицист Жан Поль Сартр (1905 – 1980). Известность пришла к Сартру с публикацией романа «Тошнота» (1938) . Роман написан в форме дневника. Одиночество, бессмысленность жизни, поиск абсолютной личной свободы от обстоятельств и вещей – все эти тему красной нитью проходят через драматургию Сартра.
Джеймс Джойс
Признанным
классиком английского
Гессе
Уникальную страницу в худ. культуре ХХ в. составляют интеллектуальные романы Германа Гессе ( 1877 – 1926). В 1927 г. Вышел роман Гессе «Степной волк», где, по утверждению автора, он предсказал опасность фашизма. Проблема неслиянности и в то же время неразделенности творческого духа и суетного бытия воплощена в одном из лучших романов Гессе « Игра в бисер». (1943), где нарисована действительность, которая практически не существует. Честно сказать, я начинала читать этот роман. И столкнулась с большими трудностями восприятия текста. На мой взгляд, роман обличен в совершенно неудобоваримую форму повествования. Мне кажется, этот роман могут понять и оценить люди, достигшие в своем развитии верхних ступеней познания мира и жизни.
Ремарк
Широкую
известность немецкому писателю
– гуманисту Эриху Марии
Вторая половина ХХ в. изменила облик планеты, иной стала и художественная культура. Литература второй половины ХХ в.развивается на фоне альтернатив «массовой культуры» и модернистской «элитарной» словесности. Этот период принято называть постмодернистским, поскольку классика модернизма ушла в прошлое, но «распад ценностей мира» все еще остается в поле зрения писателей. В недрах «массовой культуры» расцветает литература с самодовлеющей развлекательностью – детективы, боевики, фантастика. Итак, к концу ХХ в. художественная культура оказалась в тисках коммерциализации, «новая религия» которой рождена идеалами накопительства и наживы.
Музыка ХХ столетия
Музыкальная жизнь ХХ столетия – богатейшая панорама самых разных, порой взаимоисключающих явлений: жанров, стилей, творческих и исполнительских школ.
Густав Малер
Предчувствие
надвигающейся военной
К концу 20-х гг. в европейском музыкальном искусстве неожиданно проявилась « маятниковая закономерность»: вслед за тотальным новаторством и крайностями додекафонии последовало возвращение к более умеренному стилю, к «повторению пройденного». Поворот в прошлое принято связывать с понятием «неоклассицизм».
Пауль Хиндемит
Среди музыкантов, отдавших дань неоклассицизму, представитель Германии композитор Пауль Хиндемит. Композиторское мастерство и изобретательность Хиндемита были поистине безграничны. В 1927 г. Он написал одноактную оперу – скетч «Туда и обратно». Почти все, что сочинил Хиндемит, так или иначе соотносимо с его симфонической музыкой, даже две оперы – «Художник Матис» и «Гармония мира» - имеют симфонические аналоги с названиями.
Франция
Крупнейшим центром музыкальной культуры Европы ХХ в. была Франция.
Артур Онеггер
Художник-мыслитель
– таким предстает Артур
Испания
Яркие, самобытные, но всегда легко узнаваемые народные песни и танцы Испании не раз привлекали внимание европейских, в том числе русских композиторов. Главой испанской композиторской школы стал Мануэль де Фалья (1876 - 1926), музыка которго пронизана ритмами и мелодиями самобытных народных песен и танцев. Наиболее полно его индивидуальность раскрылась в сценических сочинениях: балете «Любовь – волшебница» и опере «Короткая жизнь».
Англия
Начало возрождения композиторской школы Англии совпало с окончанием Второй мировой войны. В 1945 г. на сцене нового крупнейшего театра «Sadler' s Wells» состоялась премьера первой оперы Бенджамина Бриттена( 1913 – 1976) « Питер Граймс». Бриттен оставил большое наследие: оперы, оперетты, оратории, кантаты, вокальные циклы, хоры, песни, произведения для симфонического оркестра и камерные инструментальные сочинения.
Авангард «музыка без нот»
Что же
такое авангард? Этим достаточно широким
и условным понятием принято обозначать
разнообразные музыкальные
Стремление композиторов – авангардистов кардинально изменить слуховые привычки публики оттолкнули большую ее часть от посещения концертов новой серьезной музыки. Образовавшийся «вакуум» слушательских интересов был незамедлительно заполнен развлекательными массовыми музыкальными жанрами. После второй мировой войны произошло расслоение легкой музыки на три направления. Первое – «Тин Пен Элли» было представлено модными шлягерами. Второе – ритм- энд –блюз – бытовало в негритянских кварталах. Третье направление – кантри-энд-вестерн – развивалось в среде беднейшего белого населения. В 1955 произошло их слияние и родился рок-н-ролл, завоевавший в одночасье не только Америку,но и всеь мир. Место короля рок-н-ролла на долгие годы занял неповторимый «похититель сердец» Элвис Пресли (1935 – 1977). Постепенно рок перерос рамки музыки и стал своего рода образом жизни. В начале 60-х в Англии преобладали молодежные ансамбли, получившие названия бит-группы. Особенно славился своими любительскими молодежными ансамблями Ливерпуль. Отсюда и начался пут знаменитой четверки парней, составивших группу «Beatles» . П. Маккартни, Дж. Леннон, Дж.Харрисон, Р. Старр оказались по-настоящему талантливыми и самобытными музыкантами. Битлз составили целую эпоху в массовой музыке, являясь законодателями мод в течение почти 10 лет. Музыканты нашли верный стиль общения с молодежной аудиторией. Почти все сочинения , исполнявшиеся квартетом, были созданы Ленноном и Маккртни, обладавшими незаурядным поэтическим и мелодическим талантом. Они умели просто и задушевно рассказать о любви, ее радостях и горестях, словом обо всем, что волнует каждого молодого человека. В конце 60-х группа Битлз распалась, оставив многочисленных подражателей и сформировав в культуре ХХ в. Четкие представления о безграничных возможностях поп-музыки в ее воздействии на массового слушателя. Итак, поп-музыка, как бы она не называлась, являетяс достоянием молодежного движения, начавшегося на Западе в середине прошлого века. Ее основные идеи, тексты, интонации, манера исполнения родилась под влиянием бунтарского неприятия ценностей отцов. Едкая политическая сатира на взгляды буржуа, сочувствие бедности, иронический скепсис по отношению к лживой морали «общества потребления», наркотические видения и любовно-сексуальный экстаз – все эти старые, но поданные в новой музыкальной упаковке образы стали знаковыми для молодежной культуры 60 – 70-х гг. ХХ столетия.
Сегодня зарубежная поп-музыка – явление пестрое и очень неоднозначное. Шоу-бизнес превратил творчество большинства музыкантов в поп-товар, в предмет выгодной купли-продажи. Быть может, поэтому многие серьезные музыканты считают современную массовую музыку «суррогатом культуры», « пошлой бездуховной подделкой», создающей почву для ажиотажа толпы.