Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы:
• желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;
• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
2.1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
2.2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
2.4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
2.5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
3.2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
4.1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Большое
место натюрморт занял в
Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи.
Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.
Натюрморту этого времени мы обязаны необычайным расширением границ его как изобразительного жанра. Человеческая личность той сложной эпохи раскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не только ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присуще определенной индивидуальности. Глубинная сущность явления окружающего мира раскрывается теперь полнее.
Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее; художник видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.
Белорусский натюрморт 20 века
В
первой половине XX века жанр натюрморта
не пользовался такой
В
1950-е гг., после огромного экономического
и духовного урона, нанесенного
Великой Отечественной войной, художественная
жизнь Беларуси активизировалась: городские,
республиканские выставки перемежались
со всесоюзными. И хотя главное место
во всех экспозициях занимала многофигурная
историческая картина, жанр натюрморта
был активной составляющей изобразительного
искусства 1950-х гг. В творчестве многих
художников он, не являясь доминирующим,
занимал немаловажное место. В экспозиции
натюрморт 1950-х гг. представлен произведениями
В.В. Волкова, В.К. Жолток, Н.Е. Пославской,
С.Д. Ли, Н.М. Воронова, А.С. Гугеля, А.М. Шевченко
и др. Многие работы несут в себе
следы старого академического понимания
натюрморта – постановочность, уравновешенность
композиции. Представленные картины
отличаются внешней красотой – живописностью,
тонким колористическим письмом, острой
наблюдательностью в
В
1960-е гг. Беларусь переживала бурный
культурный подъем, формирование новых
эстетических идеалов, обогащение достижениями
мировой культуры, в определенной
степени – свободу мысли и
творчества, что выразилось в стилистическом
разнообразии творческих манер в
сравнении с предыдущим периодом.
Мастера старшего и среднего поколений
продолжали традиции белорусской школы
живописи, заложенные в предшествующие
десятилетия XX века (произведения И.О.
Ахремчика, Б.В. Аракчеева, Г.Ф. Бржозовского,
А.С. Гугеля и др.). Полотна же молодых
художников в большинстве своем
были пронизаны поэтикой т.н. «сурового
стиля» (возникшего в советском изобразительном
искусстве на рубеже 1950–1960-х гг.),
который стал чем-то вроде антитезы
«лакированному» стилю
В 1960-е гг. в творчестве некоторых живописцев жанр натюрморта начинал занимать главенствующее место. Особо следует выделить творчество В.К. Жолток и Я.И. Роздзяловской. Обе художницы, каждая по-своему, согласно своему темпераменту, создавали натюрморты-картины, многообразные по замыслу, но всегда безупречно скомпонованные, гармоничные по цвету. Произведения В.К. Жолток носят преимущественно мажорный характер, изображение предметного мира в них имеет особую масштабность и декоративность. Полотна же Я.И. Роздзяловской отличаются камерной интонацией, интимным созерцанием.
В 1970-1980-х гг. в белорусской живописи усиливались философские, интеллектуальные начала в трактовке образов, значительная роль отводилась символам и аллегориям. Многие живописцы утверждали свою индивидуальность яркой манерой, оригинальным стилем (произведения В.И. Сахненко, А.А. Малишевского, Н.А. Опиека, Л.Д. Щемелева, Г.Х. Ващенко, А.В. Кузнецова, А.М. Кищенко и др.). В 1970-е гг. в полную силу раскрылся талант Г.Х. Ващенко, для произведений которого (в т.ч. и натюрмортной живописи) была свойственна глубокая философичность, базировавшаяся на глубоком национальном самосознании.
В
конце 1970-х – 1980-е гг. натюрморт
по своей значимости «уравнялся»
с другими жанрами
В 1990-е гг. в изобразительном искусстве Беларуси сосуществовали многочисленные течения, которые были направлены на преодоление художественных штампов прошедших десятилетий. В 1990-е гг. жанр натюрморта наряду с пейзажем стал наиболее распространенным в белорусской станковой живописи. В этот период натюрмортной живописи были свойственны поэтичность, философичность, концептуальность и ассоциативность (произведения Н.В. Бущика, А.Н. Гришкевича, А.М. Кищенко, А.В. Кузнецова, Г.Г. Поплавского и др.).
Натюрморт ускользает от словесных описаний. Картины надо внимательно разглядывать, погружаясь в пространство произведения. Жанр натюрморта учит постигать собственно живопись, любоваться изображением мира вещного, его красотой, силой, глубиной. Далеко не всегда надо искать в натюрморте рассказ о вещах, скрытый сюжет. Сущность «содержания» натюрморта проявляется в отношении человека и предмета, в чувстве «предметности» жизни, естества материи. Это в определенном смысле есть целое мировоззрение, определенное понимание видимости и ощущение реальности.
2.2 Анализ аналогов
Работа
Машкова И. «Снедь московская. Хлебы»
Холст, масло
129 х 145 (рисунок №1 см. список иллюстраций)
выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая
живопись.
Мастер, изображая аппетитные булки
и калачи, стремился привлечь
внимание к красоте самих
В работе есть не только обобщенный образ, колорит, но, кажется, даже аромат той эпохи. После стольких лет голода и разрухи Россия начинала возвращать себе былую славу.
Здесь нет скромной still life, жизнь в этой картине более чем активная: связки баранок вот-вот упадут с полки, крендель «делает колесо», из-за занавески стыдливо выглядывает лепешка, аппетитная обойма булочек борется за место с расстегаем. Это изобилие… снеди, а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает, рассыпается, проминается, или режется. Это вкусно!
Думаю,
что этот натюрморт трогает современного
зрителя еще и потому, что в
наш санитарно-гигиенический
Работа Снейдерса Ф. «Фрукты в чаше на красной скатерти» Холст, масло, 59.8x90 (рисунок №2 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.
Данное произведение, меня очень впечатлило, с его простой симметричной композицией, теплой красочной гаммой и пастозной живописной техникой.
При некоторой хаотичности в своей основе точно и четко организованные композиции мастер создаёт впечатление законченного декоративного целого, эффектного красочного зрелища, где из общего оливкового фона выступают излюбленные и наделенные особой выразительностью крупные цветовые акценты — красного разных оттенков
Картина
с ограниченным числом предметов отмечена
динамизмом и повышенной жизненной энергией;
точность передачи осязательных свойств
натуры сочетается в них с декоративным
эффектом.
Работа Петров-Водкин К. «Селедка» Холст, масло, 58x88.5 (рисунок №3 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.
В этом натюрморте все предметы сиротливо отделены друг от друга. Еды мало, влажный, ржаной хлеб не режут, он так и лежит пайкой - чтобы не разошелся на крошки. Селедка - набившая оскомину, надоевшая до тошноты, но все же, такая необходимая для поддержания физических сил истощенного организма. На, некогда алого цвета, выцветшей и смятой скатерти лежит скудный обед для голодающей семьи. Но сухая краюшка хлеба, две картофелины и вяленная исхудавшая сельдь, лежащая на оберточной бумаге насыщенно синего оттенка – все равно выглядят аппетитно. Такой эффект возникает за счет того, что художник тонко и уделяя много внимания прописал каждый предмет на столе, добавляя скромному обеду лоска и привлекательности. Вот переливаются мелкие чешуйки сухопарой рыбины, и возбуждает аппетит скромная горбушка, одиноко лежащая в центре стола. Минимальное количество пищи на столе подчеркивает нищету хозяев, но в тоже время акцентируется и вся важность этого обеда для всей семьи. Стол окружен семьей, находящейся в ожидании начала трапезы. Изображения членов семьи срезаны рамой.
Плоскость стола занимает практически все поле изображения. Ткань, покрывающая стол, измята – за счет этого приема художник постаралсяпередать фактуру ткани, ее трехмерность. Представьте эту же скатерть без полос, придающих ей динамичность, обозначающих рифленую ткань. Ткань перестанет быть «живой» и осязаемой. Драпировки, мятая ткань и светотеневая обработка поверхностей предметов в натюрморте придают композиции
Полотно,
покрывающее стол, напоминает бархат,
но очень затертого и полинявшего
королевского алого цвета. Почему именно
такой цвет скатерти выбран автором
для этой композиции? Вероятно, художник
хотел с помощью такой
Работа Грабарь И. «Неприбранный стол» Холст, масло, 96х100 (рисунок №4 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.
благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объединены в колористическое целое. Среди окружающей зелени сада на квадратном столе, покрытом голубой скатертью, царит беспорядок. Завтрак окончен, сдвинуты на угол вазочки с вареньем, вилки и ложки, стаканы. Каждая деталь «мертвой природы» тем не менее значима для живописца. Контрастами голубых, красных, серых и желтых тонов, объединенных синим цветом, выявляются блеск посуды, шероховатость скатерти, матовость спелых фруктов, нежность цветков цинерарий. Яркая зелень фона воспринимается как декоративный узор и повышает мажорное звучание полотна.
Натюрморту
свойственны постановочные
Натюрморт
фокусирует внимание человека на малом.
Выделяя привычные вещи из контекста
повседневной жизни, художник заставляет
их представать в новом свете.
Причем, натуралистичность изображения
не является главным критерием. Образы,
которые используются в натюрмортах,
нередко вызывают целую гамму
ассоциаций. В разные эпохи некоторые
предметы наделялись определенной символикой.
Так, например, в Древнем Риме изображение
мухи на картине символизировало
доблесть, а в Средние века муха
отождествляется с
Работа Головин А. «Фарфор и цветы» Дерево, темпера. 86 х 73 (рисунок №5 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.