Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника декупаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:53, научная работа

Краткое описание

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми школьного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

netradicionnye_metody_risovaniya.doc

— 786.50 Кб (Скачать файл)

Метод пальцевой живописи

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней  ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое  утверждение серьезно. Где же грань  между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Метод ниткографии

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем.

 1. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

2. Также берется согнутый пополам лист. Берем нитку и опускаем (или смазываем) в краску. Достаем, снимаем излишки краски, раскладываем нить произвольно на половинке листа. Складываем лист и прижимаем ладонью, а затем так удерживая (прижимая) вытягиваем нить. Получается оригинальный рисунок. Не забудьте хвостик нитки оставить снаружи.

Метод монотипии

Два слова об этом, к сожалению  редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для детей. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что  рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше  рисовать на влажной бумаге. Нужна  неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью  открыток

В самом деле, почти  в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Можно вырезать собачку, жука готовыми, а к ним уже дорисовать солнышко, дождик. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то школьник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном  заранее фоне лучше смотрятся  все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет  смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом  нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда школьник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребёнок решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко он нарисует пальцем, фрукты и овощи вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Техника декупаж

2.1. История  и разновидности декупажа

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует большого времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.

Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как  вид искусства он первый раз упоминается  в конце XV века в Германии, где  вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения  этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

 

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.


Декупаж был очень  моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и  Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

 

 

В Англии декупаж вошёл  в обиход широких слоёв населения  в Викторианскую эпоху, когда  в большом количестве появились  доступные листы с отпечатанными  коллекциями для вырезания, и  декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

 

Сейчас эта старинная  техника вновь стала модной и  широко распространена в различных  странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

В России всплеск интереса к декупажу возник в начале XXI века, однако, эта техника в нашей  стране пока не получила подлинно массового  распространения.

Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на ксероксе картинки различного содержания.

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет  декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии.

Рассмотрим  сначала, что можно клеить - бумажные салфетки, декупажные карты, компьютерные распечатки, фотографии и даже открытки.

Новичку проще всего начать с салфеток, т.к. для их подготовки перед приклеиванием надо всего лишь, снять верхний слой с картинкой и уже можно клеить. Со всем остальным ситуация обстоит немного сложнее.

Компьютерные  распечатки перед наклеиванием брызгают лаком для волос, дабы картинка не поплыла. Я, например, распечатываю на тонкой, так называемой, писчей бумаге. Распечатка получается тонкая.

Фотографию перед наклеиванием, покрываем лаком с лицевой стороны, даем высохнуть, замачиваем в воде и осторожно снимаем нижний слой, как бы скатываем его.

С открыток нижние слои снимаем так, мочим палец в воде и тоже, как и с фото, как бы скатываем нижний слой. Вообще фантазия вещь такая, я например, увидела у ребенка закончившуюся раскраску с очень красивой обложкой, и решила с ней сделать тоже, что и с фото, получилось.

Декупажную  карту нужно предварительно смочить водой, т.к. она более плотная чем салфетка.

Перед тем как приступить к непосредственному наклеиванию мотива на поверхность, поверхность нужно обработать, чтобы мотив лучше держался и само изделие выглядело бы как законченная работа. Поверхность может быть разная: дерево, пластик, стекло, фарфор (посуда), металл или картон. В каждом отдельном случае подготовка поверхности разная.

Дерево: перед наклеиванием мотива дерево нужно прогрунтовать грунтовкой по дереву и желательно покрасить акриловыми красками (можно 1 слой, если у вас потом ляжет цельный мотив или несколько слоёв, если мотивы на поверхности будут располагаться выборочно).

Пластик: перед наклеиванием на пластик его нужно обезжирить раствором спирта, например, а потом покрыть растворенным клеем ПВА или специальной грунтовкой по пластику, это поможет мотиву лучше держаться на пластике.

Стекло: перед наклеиванием мотива обезжиривают спиртом или уксусом.

Фарфор: процедура та же, что и со стеклом.

Металл: перед наклеиванием на эту поверхность металл следует обработать сначала нейтрализатором ржавчины, потом пройтись грунтовкой по металлу, а уже после красить акриловыми красками.

Картон: перед наклеиванием мотива щели в картоне можно прошпаклевать а сам картон прошкурить и покрасить акриловыми красками в 2-3 слоя.

Декорирование декупажем различных поверхностей

По ткани

Декупаж еще называют «салфеточной техникой» - что бы вы ни собрались украсить, в первую очередь вам понадобится  
1. Бумажная салфетка с красивым узором.  
А также:  
2. Акриловый лак (для дерева и керамики) или текстильный клей - в случае переноса рисунка на ткань  
3. Кисть средней жесткости из синтетики  
4. Небольшие ножницы  
5. Салфетка /тарелка /любое изделие из дерева  
          Разделите салфетку на слои, дальше работайте только с самым верхним, красочным слоем. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Не старайтесь тщательно следовать линиям рисунка, вся оставшаяся белая часть салфетки не будет видна после обработки.  
         Наложите вырезанный мотив на ткань и покройте несколькими слоями текстильного клея, который можно купить в художественных салонах или универсальных строительных магазинах, например в OBI. Салфетка и ткань должны полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно разгладить кистью.  
         После того как ткань полностью высохнет, ее можно аккуратно прогладить не очень горячим утюгом через тряпочку. С помощью декупажа можно декорировать любые тканые изделия - от салфеток до занавесок. Если вы соберетесь их постирать - делайте это вручную и очень нежно.  
 
         Для украшения керамических или деревянных поверхностей используется в основном тот же прием. Разница - в обработке поверхности до и после нанесения рисунка. Деревянное изделие перед украшением нужно ошкурить наждачной бумагой № 0 и обработать грунтовкой, а после нанесения узора - покрыть акриловым лаком. Керамическое изделие через три дня после украшения нужно поставить в холодную духовку, разогреть ее до 150 градусов, прокалить изделие в течение 30 минут, выключить духовку и оставить изделие в духовке до полного остывания.  
        Для украшения керамических или деревянных поверхностей используется в основном тот же прием. Разница - в обработке поверхности до и после нанесения рисунка. Деревянное изделие перед украшением нужно ошкурить наждачной бумагой № 0 и обработать грунтовкой, а после нанесения узора - покрыть акриловым лаком. Керамическое изделие через три дня после украшения нужно поставить в холодную духовку, разогреть ее до 150 градусов, прокалить изделие в течение 30 минут, выключить духовку и оставить изделие в духовке до полного остывания.

Информация о работе Нетрадиционные методы рисования с детьми на занятиях изобразительного искусства. Техника декупаж