Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать новые жанры искусства.
Задачи:
Изучить современное искусство как культурное явление.
Охарактеризовать новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Современное искусство как культурное явление ............................……….........5
2 Характеристика новых жанров искусства .........................…………………........9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Культура 20 века. Новые жанры искусства..doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, перформанс только использует театральные формы, однако я беру на себя смелость утверждать, что использование паратеатральных форм осталось в прошлом (это было характерно для перформансов, которые устраивал Ив Клейн и другие художники американского поп-арта). На данный момент внутри вида перформанса выработался свой "язык", состоящий из заимствования чуждого искусству языка реальности, профанного и грубого, что и определило эпатажный характер перформансов 90 - х годов, как в России, так и на Западе.

Хэппенинг (или хе́ппенинг) – форма  современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участиихудожника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Основоположником хэппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 году. В соответствии с его представлениями о значении случая в художественном творчестве, хэппенинги иногда называют «спонтанными бессюжетными театральными событиями».

Термин в 1958 году был  предложен Алланом Капроу, учеником Кейджа. Капроу отказывался от традиционных принципов художественного мастерства и постоянства в искусстве. В США к числу художников, развивавших искусство хэппенинга в период его становления, помимо Кейджа и Капроу относятся Джим Дайн, Клас Ольденбург,Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн. Идея хэппенинга связано с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды, как многие из работ Йозефа Бойса, или с целью шокировать общественную мораль.

В 1959 г. театр «Рубен-Гэллери» поставил пьесу 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts), придуманную Алланом Капроу. Зрители могли приобщиться к происходившему прямо в зале, выпив бокал вина вместе с героями.

Хэппенинги стали известны с начала 1960-х годов. На 1960-е годы пришёлся их расцвет (преимущественно в США). Одним из известных современных видов регулярных хэппенингов в России является Монстрация.

Одним из известных устроителей  хэппенингов в Европе является французский художник Жан-Жак Лебель.

В любом случае хэппенинг - художественное событие, лишенное и драматургии, и даже цели. Здесь нет ни сценария, ни примерного плана поведения, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Все абсолютно непредсказуемо. Хеппенинг рассчитан исключительно на импровизацию в высшей степени абсурда. Цели, как таковой не выдвигается, так главное, что должно быть достигнуто в ходе хеппенинга - это некие взаимоотношения со зрителем, который необычайно активно должен включатся в данную художественную игру, причем эти взаимоотношения, как правило, вызывали нестандартную реакцию, но не столь шокирующую, как в перформансе. Нет в хеппенинге так же и намека на персонажность и авторство. Устроителем первого хеппенинга был американский художник Аллан Капроу. К тому же хеппенинг совершенно справедливо считается одним из жанров поп-арта6.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, расширение границ искусства, создание новых жанров, не только возможно, но и является естественным и необходимым процессом саморазвития искусства. Если художник своим творчеством раскрыл, изучил и помог в развитии еще одной грани человеческой духовности - это значит, что он расширил границы искусства. Если художник увидел и почувствовал новый поворот в человеческих отношениях, новую степень их напряженности, которые еще не были замечены другими художниками или, по крайней мере, показал эти грани и новые повороты ярче, сильнее и глубже других художников - он расширил границы искусства. Этим удивительным делом художники могут заниматься бесконечно долго, тысячелетиями, вместе с развитием человеческой духовности все в новых и новых обстоятельствах. Будут меняться стили, направления и жанры искусства, будут расти профессиональное мастерство и виртуозность техники, будут меняться сами технические средства, которыми пользуются художники, но неизменным останется цель и область искусства - выявление, изучение и консервирование для будущих поколений все новых и новых граней развития человеческой духовности. Вот единственно возможное направление расширения границ искусства и здесь же, одновременно, необходимое условие существования искусства. Умирание, уничтожение или самоуничтожение искусства в таком понимании слова будет означать скорую и безусловную гибель самой человеческой цивилизации.

Цель искусства - осознание, изучение, объяснение и сохранение процесса совершенствования человеческой души на примерах развития самых разных человеческих судеб в различные эпохи человеческой истории. Задача художника - сознательно или интуитивно почувствовать некое движение или развитие человеческой души и столь сильно воспроизвести это движение в своем произведении, чтобы захватить эмоционально любого человека, соприкоснуться с таким подлинным произведением искусства. Искусство - единственная форма человеческой деятельности, которая прямо совпадает с целью Творения - развитием и совершенствованием человеческой души.

Огромное количество творческих произведений преследует совершенно другие цели. Эти произведения очень  похожи на произведения искусства, но принципиально отличаются от них. В  первую очередь мы должны вспомнить  произведения замечательных мастеров и талантливых художников, которые создают совершенные профессиональные творения, но никак или почти никак не затрагивают процесс развития человеческой души. Эти произведения украшают человеческую жизнь, развивают вкус, увеличивают комфорт, развлекают, забавляют, заполняют досуг. Сюда можно отнести и прикладные искусства ювелиров, дизайнеров, мебельщиков и многое другое. Концептуальное искусство заканчивается полным торжеством абсурда и является совершенно логичным и закономерным завершением развития европейской культуры по пути гуманизма и либерализма. Авангардное искусство берет на себя значительную долю ответственности за процесс разрушения духовности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бедарева И.В. Современное искусство. – М.: Дело, 2008. – 541 с.

2. Волокитина Е.А. Искусство: от истоков до современности. – СПб.: Лань, 2007. – 368 с.

3. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. – СПб.: Питер, 2006. – 288 с.

4. Катаева А. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Вопросы искусствознания. – 2008. - №5. –27с.

5. Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. – 2009. – № 8. – 30с.

6. Петрушин А.П. Анализ современного искусства. – Новосибирск: НГУ, 2006. – 410 с.

7. Стариков А.В. Цена и ценности современного искусства // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - №4. – 30с.

8. URL: http://mirslovarei.com/ (дата обращения: 11.10.2012).

 

1 Стариков А.В. Цена и ценности современного искусства // Социально-гуманитарные знания. – №4. 2004. С. 27

2 Катаева А. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Вопросы искусствознания. – 2008. - №5. – С. 18

3 Бедарева И.В. Современное искусство. – М.,  2008.  С. 103-110

4 Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. – СПб., 2006. С. 54-60

5 Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. – 2009. – № 8. – С. 27

6 Волокитина Е.А. Искусство: от истоков до современности. – СПб.,  2007.  С. 202-213


Информация о работе Новые жанры искусства: инсталляцию, перформанс, хэппенинг