Образы Востока в европейском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме заимствования образов и принципов искусства Востока на Западе. Эта проблема связана с взаимодействием восточной и западной культур, которое со второй половины XIX века активизируется в культурной жизни общества, что проявляется в различных видах искусства, а в настоящее время становится всеобъемлющим явлением мировой цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСТОКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII – XVIII ВВ. 8
1.1. Историко-культурные особенности формирования художественных связей Востока и Запада 8
1.2. Стиль шинуазри как художественный синтез восточной и западной эстетики в европейской культуре XVII – XVIII вв. 13
1.2.1. Восточные коллекции и «китайские кабинеты» 15
1.2.2. Традиции декоративно-прикладного творчества. 17
1.2.3. Китайская живопись как источник европейского изобразительного искусства Нового Времени 29
1.2.4. Отражение восточных влияний в архитектуре и садово-парковом искусстве Западной Европы XVII – XVIII вв. 32
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ИМПРЕССИОНИСТОВ И ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА 42
2.1. Первый этап японизма 42
2.1.1. Влияние японского искусства на творчество Э. Мане и Э. Дега 42
2.1.2. Освоение японского опыта в творчестве К. Моне 46
2.2. Второй этап японизма 50
2.2.1. Японские мотивы в эволюции творчества А. де Тулуз-Лотрека и В. Ван Гога 50
2.2.2. Влияние японского искусства на новую концепцию художественного полотна у П. Гогена. 55
2.2.3. Японизм художников группы «Наби» (около 1890-1905 гг.) 58
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ В ЗАПАДНОМ ИСКУССТВЕ XX – XXI ВВ. 69
3.1. Основные принципы восточного театра. Японские театры Ноо и Кабуки. 69
3.1.2. Заимствование восточных традиций западноевропейским театром 73
3.2. Восточные мотивы в культуре и искусстве второй половины XX – начала XXI вв. 76
3.2.1. Адаптация йоги на Западе 76
3.2.2. Боевые восточные единоборства в Европе 78
3.2.3. Ассимиляция искусства фэн-шуй в европейском дизайне 82
3.2.4. Анимэ и манга: европейская мода на японское искусство 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 96

Вложенные файлы: 1 файл

Obrazets_dlya_kursovikov.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Астраханский Государственный  Университет»

(Астраханский Государственный  Университет)

 

 

 

                                                                  

                                                                             Кафедра культурологии

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

Образы  Востока в европейском искусстве 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. КП-61

 Отделения «Культурология» 

Факультета социальных коммуникаций

  Черноморец Д.М.

 

                          Научный руководитель:

кандидат философских  наук

Решетникова Н.С.

 

 

 

Астрахань 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме заимствования образов и принципов искусства Востока на Западе. Эта проблема связана с взаимодействием восточной и западной культур, которое со второй половины XIX века активизируется в культурной жизни общества, что проявляется в различных видах искусства, а в настоящее время становится всеобъемлющим явлением мировой цивилизации.

В данной работе европейское  искусство  рассматривается в  его диалоге не с восточной  культурой вообще, а конкретно — с дальневосточной (китайской и японской). Такой аспект рассмотрения обусловлен несколькими причинами. Дальневосточная цивилизация, в состав которой входят, прежде всего, китайская и японская культуры, представляет собой ареал, объединенный религиозной общностью и едиными социально-культурными предпосылками.

В исследовательской литературе утвердилась точка зрения, что  наибольший интерес представители  европейского искусства XVIII - XX веков проявляли именно к дальневосточной, главным образом, китайской и японской культурам1.

 Европа  XVIII века увлеклась Востоком, главным образом Востоком арабским и Китаем, в усредненное представление о котором включалась и Япония. Знакомство с произведениями восточного искусства происходило на фоне сложившийся и получившей широкое распространение в Европе особой концепции Востока, определяемой как стиль шинуазри. Восточные монархи создавали для себя обстановку в  «восточном стиле», становившуюся знаком престижа, роскоши, власти и великолепия.

Стиль шинуазри имел множество различных проявлений. Его важным качеством в XVIII веке было ансамблевое мышление, стремление связать воедино убранство интерьеров «китайских дворцов» с декором садовой архитектуры и строением самого сада.

Со второй половины XIX века импрессионисты стали пытаться применить восточные живописные приемы как нечто органичное, соединив их с европейскими принципами живописи. В их картинах, отмеченных влиянием Востока, не часто можно встретить восточные мотивы, воздействие сказывалось на самом творческом методе этих мастеров.

Влияние Востока проявляется  и в театральном искусстве  Запада. Стремление к иллюзии правдоподобной и естественной жизни на сцене  в последнее время захватывает  почти всю театральную Европу. Приемы условного восточного театра можно встретить у многих западных режиссеров.

В настоящее время восточное  влияние проявляется в увлечении  дизайном интерьера, искусством йоги, фэн-шуй,  боевыми единоборствами. Кроме того, актуальность обращения  к теме Востока в искусстве  Европы связана с новым подъемом интереса к восточной культуре в наши дни, который подтверждается, в том числе,  рядом выставок, проведенных  на Западе и в России. Так, например, в лондонском Музее Виктории и Альберта в ноябре 2004 года состоялась выставка «Встреча Европы и Азии». Она была посвящена времени великих географических открытий и установлению дипломатических отношений с дальними странами.

Выставка «Китайское экспортное искусство из собрания Государственного Эрмитажа», открывшаяся в Государственном  Эрмитаже и Великом Новгороде в 2004 году, демонстрировала цивилизованные контакты Китая со странами Запада, Юго-Восточной Азии и Россией2. Среди экспонатов - свитки, картины на шелке, лаковая посуда, часы, телескопы, фарфор из мировых собраний, включая Дворцовый музей в Пекине.

Выставка «Русские художники в Китае. В.Е Кузнецова-Кичигина и М.А. Кичигин» проводилась в  Ярославском художественном музее  в 2004 году. Творчество этих мастеров представляет большой интерес как опыт культурного  взаимодействия европейской и восточной  художественных традиций.

В Государственном  Эрмитаже в 2007 году открылась выставка, посвященная восточным сюжетам  в тематике раннего Мейсенского  фарфора (1710-1745 гг.) - «Мир Запада и миф  Востока в Эрмитаже», 85 экспонатов из богатейшей эрмитажной коллекции  фарфоровых изделий мануфактуры Мейсен проиллюстрировали интерес мира Запада к далекому и притягательному Китаю3.

Кульминацией  популярности китайского искусства  стало открытие «Года Китая в  России» (2007), включившее в свою культурную программу многочисленные выставки, организации конференций, форумов, подписание контрактов, договоров о сотрудничестве, стало. «Год Китая в России» явился отражением непрерывного углубления и развития международных связей. В рамках «Года Китая в России» в одностолпной палате Московского Кремля было представлено 63 уникальных экспоната из Музея императорского дворца в Пекине. Это была первая китайская выставка во второй половине XX столетия4.

История шинуазри тем более интересна сегодня, поскольку связана с процессом  взаимовлияния культур Востока и Запада. Изучение этого явления, несомненно, способно раскрыть новые грани европейской и отечественной художественной практики.

Степень разработанности темы.

Тема взаимовлияний  Запада и Востока, поднятая исследованиями академика Н. И. Конрада, затронута в трудах многих искусствоведов.

Теме шинуазри посвящена одна из глав монографии Н.С. Николаевой «Япония-Европа. Диалог в искусстве»5. На изобразительном материале автор показывает этапы сближения разных по типологическим признакам художеств - японской и западной живописи XVI-ХХ вв. Различия, явившиеся следствием несходства в понимании формы, пространства и самой личности западного (европейского) и восточного (японского) художника сказываются и в самом акте художественного творчества,  и в достигнутом результате. Монография Н.С. Николаевой весьма интересна с точки зрения методики исследователя, основанной на углубленном знании восточного искусства и менталитета.

Восприятию  европейскими мыслителями, писателями, художниками, мастерами прикладных искусств и широкой читающей публикой XVII - XVIII вв. сведений о Китае посвящена работа О.Л. Фишман «Китай в Европе. Миф и реальность» (2003 г). В области художественных ремесел под термином шинуазри О.Л. Фишман,  подразумевает привозные образцы декоративно-прикладного искусства, специально изготовленные в Китае для западного рынка, и их имитации, отражавшие «своеобразное видение Китая европейцами XVII – XVIII веков, европейское представление о том, каковы китайские вещи и сами китайцы или какими они должны быть»6.

В работе Т.П. Григорьевой  «Японская художественная традиция»7, анализируется традиционная художественная культура Японии в ее взаимосвязи с классической китайской философией, буддизмом и синтоизмом, что имеет большое значение при построении теоретической модели японского типа культуры.

 Исследования  Е.В. Завадской «Восток на Западе»8 и «Культура Востока в современном западном мире»9 рассматривают влияние буддизма школы чань (дзэн) на западную художественную литературу,  живопись, и на музыку.

Объектом  исследования является художественная культура Востока и Запада XVIII - XX вв.

Предметом исследования выступает влияние художественной культуры Востока на западноевропейское искусство.

 Целью  работы является выявление и анализ особенностей процессов влияния художественной  культуры Востока на европейское искусство XVIII - XX вв.

Задачи:  

- проследить  проявления методов копирования,  имитации или заимствования образов  Востока в западноевропейском  искусстве; 

-   изучить  шинуазри как явление художественной культуры XVII - XVIII вв.;

- проанализировать  освоение восточного опыта в  творчестве импрессионистов;

-  охарактеризовать  влияние Востока на европейский  театр;

- рассмотреть  проявление восточного влияния  на отдельные виды современного  искусства.

Методы  исследования. В работе были использованы следующие методы: интерпретативный, применяемый для анализа источников, изучения взглядов исследователей;  структурно-функциональный, помогающий установить структуру художественной культуры; описательный, применяемый для выявления специфики, общих тенденций эпохи в искусстве; сравнительно-исторический (компаративистский), позволяющий сравнить две культурные традиции, сопоставляя произведения изобразительного искусства, представляющих восточную и европейскую культуру.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В проведенной  работе был изучен стиль шинуазри как явление художественной культуры XVII - XVIII вв. Шинуазри (chinoiserie)  прошел самобытный путь развития в европейской художественной практике. Это стиль, сложившийся в искусстве XVII-XVIII вв., в основе которого лежит многокомпонентный сплав черт, отразивший увлечение Запада Китаем и другими «экзотическими» культурами (японской, индийской, ближневосточной). Более века стиль шинуазри был в сознании европейцев своеобразной визуальной мифологемой Востока и связанных с ним представлений. Первой попыткой освоения восточного искусства в системе европейского стиля можно назвать рококо. Если в Европу XVIII в. попадали произведения высокого искусства, то оценивались они только с точки зрения декоративных особенностей, без понимания их духовной сущности.

Нами  были прослежены проявления методов  копирования, имитации или заимствования образов Востока в западноевропейском искусстве.  В Европе увлечение китайским искусством и влияние его на искусство европейское прошло через ряд этапов: от коллекционерства - через копирование,  до стилизации. Во второй половине XVII в.  появилась мода на восточные кабинеты - комнаты, в которых размещали привозимые из Китая предметы, такие как фарфор, ткани, оружие, лак (и европейские подражания ему – «japan»), обои, стенные росписи и панно, резная деревянная мебель, изделия из серебра, бронзы и других металлов.

Сущность шинуазри как стиля в керамике можно  определить как европейскую стилизацию китайского или японского фарфора, приспособленного к нуждам и умению европейцев, все дальше и дальше отходящего от восточных оригиналов.   Роспись на фарфоровых изделиях многократно копировалась в европейской керамике и стимулировала фантазию живописцев рококо.

Изделия из лака высоко ценились в Европе, а дороговизна  восточного лака была стимулом к попыткам найти его заменители. Европейские  мастера,  имитируя восточные лаки, изготавливали черные и красные лаки, характерные для Востока, а также зеленые, желтые и белые. По качеству европейские лаки были гораздо хуже восточных. Лаки активно использовались в мебели рококо. Краснодеревщики изготавливали мебель в «китайском стиле». Часто изготавливалась лаковая мебель типично европейских форм, но с росписью шинуазри.

В области архитектуры  китайское влияние проявилось главным  образом в загородных и садово-парковых строениях, которые начали входить  в моду в первые десятилетия XVIII века.  Основные принципы организации пейзажных парков были заимствованы из восточной традиции.  Такие парки характеризуется асимметричностью, свободным расположением растений, естественной «неправильностью» очертаний водоемов.

Китайская живопись произвела значительно меньшее впечатление на Европу, чем прикладное искусство, европейских художников привлекало ощущение декоративности.

Увеличение  спроса  вызвало появление многочисленных имитаций в середине XVII века. На работах европейских мануфактур отчетливо заметно непонимание системы восточной орнаментации предмета, ее композиции и соотношения с формой. Начинавшиеся с точного воспроизведения подлинных вещей, европейские имитации постепенно стали вольными вариациями на восточные темы, сохраняя только отдельные элементы шинуазри и рассчитанные лишь на европейское восприятие. 

Проанализировав освоение восточного опыта в творчестве импрессионистов, мы выяснили, что в XIX в. начинает  происходить переоценка  художественного наследия прошлого, публику привлекает все, связанное с Японией, это становится модой и всеобщим увлечением. Эта мода захватила самые широкие круги, напоминая «китайскую манию» XVII-XVIII вв.

Под японизмом понимается увлечение восточной экзотикой, обращенное больше к воображению, чем подлинному смыслу японского искусства. Можно выделить две волны японизма в искусстве. Для первой стадии японизма (60-70-е гг. XIX в.) характерны тематические и иконографические заимствования из арсенала японского искусства. Они находят проявление в работах Э. Мане, Э. Дега, К. Моне. Для этой стадии характерно почти буквальное воспроизведение японских мотивов, не встречавшихся ранее в европейском прикладном искусстве.  Из этих мотивов сформировались своеобразные визуальные клише, означавшие «восточную ориентацию» предмета. Для второй стадии японизма (1880-1900-е гг.) характерно новое понимание роли линии и цветового пятна как главных элементов изобразительности. Подвижная линия определяла открытость композиции, ее незавершенность. К этой стадии относится творчество А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога, П. Гогена.

Информация о работе Образы Востока в европейском искусстве