Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 04:31, реферат
Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden – так называют русскую Снегурочку заграницей.
Существует версия о связи образа Снегурочки с языческими весенними обрядами, когда закликали весну, и сжигали (или топили в реке) символическое чучело Костромы. Но, скорее всего, Снегурочка является не обрядовым, а чисто фольклорным персонажем. Встречается в сказаниях в образе девочки - внучки, сделанной из снега бездетными стариком со старухой и ожившей.
Введение
3
1. Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии
5
2. Русская народная сказка «Снегурочка» в творчестве художников-иллюстраторов
11
3. Герои сказки «Снегурочка» в русской лаковой миниатюре
14
Приложение
17
Список литературы
25
Реферат
Тема: «Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве»
Содержание
Введение |
3 |
1. Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии |
5 |
2. Русская народная сказка «Снегурочка» в творчестве художников-иллюстраторов |
11 |
3. Герои сказки «Снегурочка» в русской лаковой миниатюре |
14 |
Приложение |
17 |
Список литературы |
25 |
Введение
Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden – так называют русскую Снегурочку заграницей.
Существует версия о связи образа Снегурочки с языческими весенними обрядами, когда закликали весну, и сжигали (или топили в реке) символическое чучело Костромы. Но, скорее всего, Снегурочка является не обрядовым, а чисто фольклорным персонажем. Встречается в сказаниях в образе девочки - внучки, сделанной из снега бездетными стариком со старухой и ожившей.
Сказки о Снегурке были исследованы известным этнографом, издателем и редактором русских сказок А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Большее количество имен авторов, изданных сказаний не известно. Но есть среди них и знаменитые собиратели народного фольклора, такие как П. И. Якушкин, воронежский краевед Н. И. Второв, В. И. Даль.
Исследования Афанасьева вдохновили Н.А. Островского на написание в 1873 году пьесы “Снегурочка”. В весенней сказке А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Теперь это уже не маленькая девочка, а прекрасная светловолосая девушка.
Она - дочь Мороза и Весны. В этом противоречии заложен некий компромисс, и он делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие и интерес. Её никак не могут принять в солнечном Берендеевом царстве – она для всех чужая. Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы о любви. Снегурочка мечтает испытывать это прекрасное чувство, но некому пробудить в ней «желание любви». Снегурочка разочаровывается, когда её предает пастух Лель, без труда меняя ее на Купаву. Героиня обращается к матери-Весне с просьбой о «даре любви». Подаренный весной непростой веночек пробуждает «дремоту души», открывает Снегурочке истинную прелесть мира. Избранником ее души становится «гордый духом» Мизгирь. «Холодное сердце» Снегурочки, познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и она гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». «Чудесная кончина» Снегурочки восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу.
Пьеса была опубликована в «Вестнике Европы», а затем поставлена на сцене Большого театра. В спектакле приняли участие все три труппы императорских московских театров – драматическая, оперная и балетная. Музыку к спектаклю по личной просьбе драматурга Островского заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.
И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Оркестром на премьере дирижировал Н.Г. Рубинштейн.
В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал по пьесе Островского одноимённую оперу. Успех был мгновенный, громкий и безоговорочный.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки развешивались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.
Со временем образ героини в народном сознании трансформировался: Снегурочка стала внучкой Деда Мороза, ее образ прочно ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
1. Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии.
Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты.
Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за «отход от социальных проблем». Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным. (Приложение: рис. 1, 2, 3, 4).
В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: «Правду, правду сказал он — никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…».
В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля.
Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении «Снегурочки» оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря — первым настоящим театральным художником.
Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».
Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту «принцессы». Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. (Приложение: рис. 4)
Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть «закон древнерусской красоты». Другой современник оказался ещё более категоричен: «Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова». Это заявление можно оспорить.
На переломе XIX и XX столетий, постановка «Снегурочки» — и оперы, и драматического спектакля являлись событием значимым. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа.
Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но «Снегурочку» считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу – Врубель. Римский – Корсаков писал ее мужу – художнику Михаилу Врубелю: «Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал».
Супруги Врубели были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась к другому театральному художнику для создания своих сценических образов. А Врубель писал её неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то в Царевну-Лебедь. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова — это тоже портреты жены. (Приложение: Рис. 5)
Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель. А царь Берендей, по мнению многих специалистов, это просто стилизованный портрет Римского-Корсакова, с которым Врубель дружил и которого безмерно уважал.
Художник Николай Рерих полюбил «Снегурочку» ещё в юности. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба находили истинные ценности в природе, русской старине, в истории, в фольклоре. "Снегурочка" как и все творчество, Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих.
Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна.
Первой, пусть и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique. ( Приложение: Рис.6)
В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу "Снегурочка" для чикагского театра Opera Compani. Художником были созданы десятки эскизов и рисунков к этой постановке.
Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси. (Приложение: Рис. 8)
Работы же 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.
В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", - пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип. (Приложение: Рис. 8)
Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".
В настоящее время театральные декорации художника К.А. Коровина в большинстве своем уже утрачены. Большая часть сохранившихся коровинских работ находится в Санкт-Петербурге в академическом Малом театре оперы и балета. Четыре оперы, идущие в театре сейчас, связаны с именем Коровина. Это «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини.
В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении «Снегурочки», которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С. Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к «Снегурочке» Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким заказ был передан Константину Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре.
К сожалению, весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И. Головым и Н.А. Клодтом приступил к возобновлению оформления «Снегурочки». Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра, а затем переданы в Малый оперный театр. (Приложение: Рис. 9)
Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой.
Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно, и совершенное знание Коровиным технологии живописи.
Оформлением спектакля занимались и другие художники.
Например, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев.
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Работа над созданием декораций захватила художника. С особой яркостью дарование Кустодиева – декоратора проявилось в оформлении пьес А.Н. Островского: «Свои люди – сочтемся», "Волки и овцы", "Гроза" и других. Он демонстрировал глубокое проникновение в суть авторского замысла. Декорации Кустодиев писал легко и быстро.
Информация о работе Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве