Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:02, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического восприятия как важнейшему средству нравственного и умственного воспитания - средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры особенно важно в младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
1.2 Взгляды
исследователей на сущность
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.[8]
Восприятие – сложный процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека.[28]
Восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Основные свойства восприятия [33] - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность восприятия проявляется в соотношении сведений об объектах с самими объектами как носителями определенной информации. Предметность восприятия является приобретенной способностью, которая формируется в процессе активного взаимодействия субъекта с объективным миром и базируется на определенной системе действий, приводит к пониманию предметности мира.
Предметы и явления воспринимаются как единое целое, в котором его отдельные компоненты предстают в единстве. Отсутствие в предмете какого-либо одного его стороны или детали не мешает целостном восприятия. Предмет как целое, отношение к нему как целого, что образовалось в процессе приобретения опыта, определяет его структуру. Лишь в процессе анализа предмет расчленяется на составляющие, выделяются те или иные его характеристики. По мере осмысления воспринято выделяют синкретичное восприятие, характерными признаками которого являются нечленораздельность воспринимаемого. Оно наблюдается у детей.
Константность восприятия заключается в том, что форма, размер, цвет предметов воспринимаются более или менее стереотипно, независимо от условий, при которых предмет воспринимается. Основополагающими относительно константные восприятия являются динамические стереотипы, т.е. образованы временные нервные связи под влиянием многократного восприятие предмета в определенной системе, последовательности, структуре. Во многих случаях человек в предметах видит то, что хочет увидеть в зависимости от личной установки на восприятие.
Эстетическое восприятие – особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё своё специфическое воздействие.[2]
Только в процессе эстетического восприятия социально-эстетическая ценность произведений искусства, красота изображаемой художником действительности становится фактом сознания конкретного человека.
Невозможно говорить
об эстетическом восприятии, если человек,
воспринимая отдельные
Согласно Н.Д. Николенко,
в младшем школьном возрасте появляется
способность занять позицию «вне
изображаемого», позицию зрителя.
В процессе художественного восприятия зарождается
и оценка воспринятого.[18]
Д. Б. Лихачев отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.[24]
Н. И. Киященко подчеркивает, что педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования. Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли.[42]
Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.[11]
В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль искусства. Художественные произведения разделяются на различные виды искусства в зависимости от того, какая сторона действительности отражается в них. Общие свойства искусства специфически проявляются в его различных видах. Всеобщее, разумное выражается в искусстве не в форме абстрактной всеобщности, а как нечто живое, одушевлённое, всё собою определяющее, таким образом, что это всеохватывающее единство действует и проявляется совершенно скрыто, изнутри. Художник показывает средствами изображения и творческой деятельности фантазии воспринимающего субъекта.
Объектом отражения
в искусстве являются все
Художник выражает свои мысли, чувства, своё отношение к действительности; жизнь отражается художником во всём многообразии. Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности.) способны выразить пейзажи и натюрморты, в которых с помощью цвета передаётся красота природы. [49]
По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.[16]
По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к школьному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображнием.[35]
Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина
считают, что необходимо активно
развивать у ребёнка
Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Для развития эстетического восприятия детьми художественного образа в пейзажной живописи важно использовать поэзию А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, С. Есенина. Дети способны руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета, яркостью красок, их сочетанием.
Н.Б. Халезова считает, что обучение детей способам эстетического восприятия скульптуры малых форм представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.[6]
Таким образом, учёные рассматривают эстетическое восприятие как особую форму психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё своё специфическое воздействие. Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.
1.3 Методы и
приёмы ознакомления с
В работе с детьми для ознакомления с живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на уроках и других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у детей устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.[38]
Задача 1 этапа ознакомления детей с изобразительным искусством - обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.
Одним из часто встречающихся методов работы - это рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
Экскурсии. Выставки. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины.[40]
Метод музыкального сопровождения. При восприятии картины звучит музыка, характер которой созвучно построению картины, - происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может быть фоном для рассказа педагога и детей об изображенном человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей.[43]
Метод «пояснение» широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете (картине).
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.
Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.[25]
Основным приёмом ознакомления детей с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. [36]
Структура рассказа такова:
1.Сообщение названия картины и фамилии художника.
2.О чем написана картина?
3.Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)?
4.Как она изображена (цвет, построение, расположение)?
5.Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали?
6.Что красивого показал своим произведением художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на картину?
Использовать такой рассказ можно до тех пор, пока дети не научатся отвечать на поставленный после рассказа вопрос по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос о чем картина?
Р.М. Чумичева[45] говорит, так уже на первом этапе ознакомления детей с живописью оправдывает себя приём «вхождения в картину» воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий.
Применение этого приема целесообразно потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Будит детское воображение.
Чтобы сформировать у детей эмоциональное – личностное отношение к картине, которое характеризовалась бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями. Необходимо использовать приём точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина. Прием точных установок позволяет научить детей рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на вопрос, учит рациональному восприятию живописи. [7]
Приём композиционных и колористических вариантов. Суть данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно показывает как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменений композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине. Например: « Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (при этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту изображаемого изображения). « О чем рассказала бы нам картина, как изменилась бы ее название, если бы художник иначе написал изображенных людей, предметы?» (педагог предлагает варианты перестановки изображенного на картине).[29]