Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Актуальность изучаемой темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей, деревянными церквями и часовнями, мельницами, избами, которые привлекают внимание не только ученых и художников, но и многочисленных любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Понятие, функции и принципы орнамента. 5
1.2 Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера 9
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 17
2.1 История и наиболее известные мастера промысла 17
2.2 Современное состояние промыслов 19
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий 21
2.4 Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
При анализе орнаментального произведения, прежде всего, уделяется внимание узнаваемости мотива. Как правило, отмечают узоры, цветовое решение, структуру, текстуру, фактуру и декоративность, композиционную схему орнамента. Большое внимание уделяется взаимосвязи линий, форм мотивов и цвета. Кроме того, важно «прочитать» замысел, выразительные, значимые и символические аспекты орнамента, чтобы увидеть его полноценно.
Орнамент, как известно, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека. История развития орнамента насчитывает тысячелетия. Впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, орнамент теряет своё познавательное значение, сохраняя за собой важную украшающую роль в системе пластического творчества. Особенного развития орнамент достигает там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье.
В историческом своем значении орнамент отражает основные характеристики стиля и ценностные представления эпохи. С изменением исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования. Следует подчеркнуть, что при всех допустимых изменениях сохраняются наиболее устойчивые элементы орнаментальной системы.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему построения орнаментальных мотивов. В связи с чем, орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции3.
Далее рассмотрим взаимосвязь развития истории и орнаментального искусства, а также особенности орнаментальных мотивов народов Севера.
Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов. Этому есть объяснение, ведь история орнамента тесно переплетается с историей народа. На протяжении многих веков орнамент видоизменялся, трансформировался и поражал современников своей поэтикой, красотой линий и красок.
Нельзя точно определить период появления орнаментальных композиций в русском искусстве, но можно предположить, что его развитие происходило одновременно с познанием людьми окружающего мира.
Орнамент в Древней Руси использовался как украшение одежды, дома, предметов быта, интерьера, и других всевозможных предметов. Однако, не смотря на это, орнамент очень часто имел не только эстетическое, но и символическое значение. Существует предубеждение, согласно которому народный орнамент Древней Руси был «языческим».
Языческая культура отражает систему мировозрения, религию, мифологию различных, в данном случае дохристианских, народов. Язычник — значит «другой», «иной», не такой, как «мы». В древнем значении слово «язык» и означало понятие «иной народ»4.
Многое в орнаменте Древней Руси шло от воззрений язычества, наделялось особым смыслом и значением, и должно было ограждать человека от всего дурного. Например, древнейшие мотивы изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, круг) являлись условными символами солнца и считались священными изображениями. Кроме геометрического орнамента, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы — водную стихию.
В древнерусском орнаменте, как и во многих других, есть множество мотивов, которые были заимствованы у других народов, в частности из византийского искусства и искусства востока. Но при этом, в орнаменте Древней Руси прижились только те мотивы, которые были близки и понятны русским мастерам. Так, например, византийское наследие сыграло свою роль в создании орнаментальных мотивов рукописных книг, украшение которых отличалось многофигурными композициями и затейливым орнаментом (Рисунок 2). Произведения византийского книжного искусства раньше служили ценным материалом для русских переписчиков и миниатюристов5.
В целом, культура России — явление гораздо более молодое, чем культура, например, стран Западной Европы. В то время, когда на Руси существовала еще опирающаяся на православную традицию культура, на Западе уже расцветают Возрождение и барокко. Но если в отечественном изобразительном искусстве вплоть до петровских реформ влияние западной культуры было ограниченным, то в плане декоративно-орнаментального творчества таких преград фактически не существовало и русские мастера черпали в культуре Ренессанса и барокко понравившиеся им идеи. С этим связана определенная трудность соотнесения древнерусского искусства с каким-то периодом истории искусства Западной Европы, трудность в проведении стилистических параллелей.
Роль Севера в культуре России менялась. До XVI в. суровый край оставался отдаленной провинцией, искусство которого постепенно вбирало и усваивало различные традиции. XVI—XVII столетия — время расцвета северного творчества, в XVIII—XIX вв. Русский Север стал одним из основных центров сохранения стародавних традиций, и в последней трети XIX — начале ХХ в., несмотря на постепенное угасание старины, искусство северян распространилось по России во многом благодаря становлению неорусского стиля, необходимости обращения к корням. Искусство Русского Севера стало одной из важных основ неорусского стиля, поскольку именно здесь оставалась неприкосновенной старина и в повседневности народного бытия, и в произведениях культуры и искусства.
На Севере орнаментальные мотивы находят свое отражение в таких распространенных промыслах и народных ремеслах, как, резьба и роспись по дереву, резьба по кости, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, бондарный промысел, гончарный промысел, кузнечное дело, шитье, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание и т.п. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского северного крестьянского творчества. Благодаря большому количеству природных ресурсов, особенно на территории Европейского Севера, всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Мастера для украшения своего жилища использовали резные доски - подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец - украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделялось домашней и хозяйственной утвари, украшению посуды, орудий труда. Немаловажное значение имела роспись фасадов и интерьеров крестьянских построек. Росписью украшали фронтоны фасадов, подшивку свесов кровли и нижней части балконов, ставни и наличники. В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь - "опечье", подвижную мебель, шкафы, реже - двери и стены. Крестьянские мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты.
Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев - "кап". Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы - бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака.
Резные украшения деревянных домов – это не просто украшение дома, а символы, одни из которых были призваны оберегать дом, другие – рассказывать историю предков, третьи – демонстрировать понимание устройства мира.
Так, дуги и полукруги символизируют радугу, которую славяне воспринимали как мост, связывающий небо и землю. Для владельца дома важно было, чтобы такой символ присутствовал в резьбе, ведь именно от существования неба и земли, по представлению наших предков, зависело благосостояние и жизнь человека.
Резьба чаще всего находила применение на оконных проемах. Окна украшались не случайно, это делалось прежде всего из желания обезопасить свой дом, ведь окно, по представлению древнего человека, соединяло жилище не только с улицей, но и с потусторонним миром. Таким образом, символическая резьба, изобилующая особыми знаками – оберегами, предохраняла дом от нечисти или дурного глаза.
Главными защитниками от злых сил были солярные знаки – они представляли собой круги, колеса с разным количеством спиц – символы солнца. Колесо с шестью лучами было призвано охранять дом от ударов молнии. Этот знак чаще всего располагался на причелинах (Рисунок 3).
Символ земли тоже часто встречается в орнаменте – это ромб или квадрат, иногда разделенный на четыре части. Иногда символом земли изображали Берегиню, Житную Бабу, Рожаницу, Макош – это мать-земля, мать урожая. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение змеи или нескольких змеек в орнаменте.
Кроме того, у жителей Архангельской губернии, например, были популярна птица Сирин и лев, которые являлись образами книжного происхождения.
Орнаментальные мотивы, присутствующие в резьбе по дереву, встречаются и в других декоративно-прикладных искусствах народов Севера. Например, в вышивке.
Мастерицы видели в вышивке не только способ украсить ткань, но и возможность наделить эту ткань при помощи орнаментальных символов магической силой, способной защитить от злой силы. Вышивкой украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца и пр.
Так, образ Берегини выступает главной фигурой и на узорных вышивках Севера. Этот символ можно встретить чаще всего на полотенцах: сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. Здесь образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия (Рисунок 4). Следует отметить, что изображение оленя в вышивке олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Конь также считался сильным животным, его изображение вышивалось на различных предметах. Еще один символ - птица - вбирал в себя множество значений доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки.
В основе геометрического орнамента встречаются те же элементы – ромб, квадрат, крест. Особенностью геометрического орнамента является то, что он чаще всего сопровождается сюжетными сценами. Вообще изображение ромба было широко распространено и встречалось как в вышивке, так и в ткачестве, вязании. В вышивке сюжетные мотивы, представляли собой сюжеты, обычно сгруппированные в двух-, трёхчастные композиции. Приём многократного повторения фигур образовывал орнамент бордюров. Расположение орнамента на изделии определялось традицией и соблюдалось из поколения в поколение. Наибольшее распространение геометрический орнамент и сюжетные мотивы получили в Мезенском и Лешуконском районах. Такой орнамент был характерен здесь не только для вышивки, но и для росписи по дереву.
На рисунке 5 изображено панно, на котором мы видим орнаментальные мотивы Мезенской росписи. Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак «Плодородие», объединяющий небесный и земной миры. В основе «Плодородия» красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании «Плодородия» — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Знак «Плодородия» - это «окно» в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие «белого света».
Известно, что кони и олени относятся к числу самых распространенных и любимых образов, изображаемых мезенскими мастерами. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстают от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
На Русском Севере были также широко развито узорное вязание, которое является одним из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья. Оно и сейчас процветает в районах Архангельской области, являясь частью народной художественной культуры. Вязаные чулки и рукавицы на Русском Севере были не только непременной принадлежностью крестьянской одежды, но и являлись важной частью многих старинных обрядов. Если сравнивать приёмы узорного вязания, изделия каждого района, мы сделаем вывод, что они разнообразны. Так, изделия низовий реки Мезени сдержанны по цвету и отличаются строгим геометрическим орнаментом, хпрактерным для декоративно-прикладного искусства Мезени в целом. Рукавицы и чулки Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники (Рисунок 6). Изделия Приморского района украшаются скромным орнаментом, называемом "рябкой", когда прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Геометрический орнамент узорного вязания имеет общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества.