Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Актуальность изучаемой темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей, деревянными церквями и часовнями, мельницами, избами, которые привлекают внимание не только ученых и художников, но и многочисленных любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Понятие, функции и принципы орнамента. 5
1.2 Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера 9
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 17
2.1 История и наиболее известные мастера промысла 17
2.2 Современное состояние промыслов 19
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий 21
2.4 Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32
2.4 Композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий
В данной главе проведем сравнительный анализ и выявим композиционные особенности орнаментальных мотивов изделий, выполненных мастерами пижемской и мезенской росписей.
Обратимся к блюдам, изображенным в приложении 1 (пижемская роспись) и приложении 2 (мезенская роспись).
Определим сходства и различия орнаментальных мотивов, изображенных на изделиях. Для начала отметим основные мотивы, характерные для каждой из росписей.
Основным орнаментальным мотивом, характеризующим пижемскую росписиь, является растительный орнамент с его главным элементом – цветком ириса, лилии или как его еще называют – крин.
На блюде, изображенном в приложении 1 растительный орнамент нанесен на всю поверхность изделия. Особенность растительного орнамента заключается в том, что он обогащен геометрическим орнаментом. Графическая схема этого цветка крина представляет собой два усика с ромбическим, петлеобразным завершением, дополненным усиками другого цвета, а также мелкими элементами - крестиками и точками. Такое сочетание производит впечатление слияния геометрических и растительных элементов в единое неразрывное звено.
В пижемской росписи представлено все разнообразие геометрических элементов. Ромбы, квадраты, прямоугольники и треугольники чаще всего соединяются, сливаются с растительными элементам; (ромбы, квадраты и прямоугольники "прорастают" растительными элементами на концах, «древо» берет начало из треугольного основания и т.д. Линии, которые обрамляют или разделяют композицию на отдельные сегменты (части) в пижемской росписи – не редкость. Отрезки линий, как правило, образуют замкнутые геометрические фигуры: треугольники, расчерченные квадраты и ромбы с петлями на углах. Так, мы видим, на блюде в центе изображен ромб - это земной знак. Он разделен крестом с ростками на краях, а это, в свою очередь, символ изобилия и плодородия. Его можно увидеть практически на всех изделиях пижемских мастеров. Его помещали и в центр блюда, и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи.
Кроме того, в элементах маленького ромба с петлями прослеживается семантика креста, часто дополняемого точками и кружочками, что дает дополнительную максимальную приближенность к трактовке важнейшего атрибута христианской символики. По диаметру блюда и в его центре можно увидеть выстроенные в ряд или два ряда точки, которые являются своеобразной окантовкой деталей и всего изделия, а в одиночном исполнении служат дополнением отдельных элементов, что также является характерной особенностью пижемской росписи. Семантическое значение точек также связано с плодородием и землей, точки – это семена.
Орнаментальные композиции пижемской росписи точно соответствуют украшаемой поверхности - никаких случайных линий, перегруженности, все гармонично взаимосвязано. Характерной особенностью пижемской росписи также является включение надписей в композиционную схему росписи того или иного предмета. На данном рисунке надписи отсутствуют.
Композиционная
схема украшения предметов
Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Мезенская роспись - это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Промысел этот имеет, по-видимому, очень древние традиции. Об этом говорит тематика росписи мезенских изделий. Обратимся к приложению 2.
Характерной особенностью мезенской росписи, в отличие от пижемской, является сложность сюжетных мотивов, многоярусность и четкая ритмичность рисунков. Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют, как правило, олени и кони. Верхний ярус - птицы. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Некоторое их значение представлено на рисунке 8.
Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Здесь мы можем видеть сходство трактовок и использования орнаментальных мотивов изделий как пижемских, так и мезенских мастеров.
Традиционно предметы,
расписанные мезенской
Среди разнообразных геометрических узоров центральное место в композиции занимают фризы с изображениями оленей и коней. Так, красные кони - условный знак Солнца, его движения по небосводу; оленихи - небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле; уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, елочки - олицетворение мужской силы; мифологическое дерево жизни - состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком - знаком небесного мира. В мезенской росписи дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Подобное изображение имеет аналогии в распространенных в еще недавнем прошлом у соседних коми обычаях водружать около домов птиц на шестах. Связь между древом жизни и птицей как воплощением божества прослеживается в фольклоре восточных славян (Рисунок – 9).
Таким образом, для каждой росписи характерна определенная система построения орнамента. Пижемская – это соединение геометрических и растительных элементов, иногда сочетаемых с надписями и резьбой, мезенская – это четкий ритмичный орнамент, выстроенный в несколько ярусов и насыщенный орнаментальными сюжетами, в большей степени животного мира.
Рассматривая орнаментально-художественную структуру росписей, следует отметить и общую тенденцию русского искусства, которая отображается в схожей смысловой нагрузке ряда геометрических орнаментов. Данное явление объясняется тем, что образы исходят от языческих верований дохристианской Руси, а мотивы носят элементы общей христианской символики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день декоративно-прикладное искусство народов Севера разнообразно. В его основе лежит традиционная самобытность, уклад северных народов: кочевников, оленеводов, охотников, рыбаков. Здесь мифологическое мышление сочетается с «несопоставимым» образом мышления и взглядов, что продолжает привлекать интерес исследователей различных областей культуры.
Значение орнаментального искусства Русского Севера нельзя переоценить. Оно использовалось и продолжает использоваться для украшения домашней утвари, текстильных изделий, мебели, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств и пр. Народные умельцы украшали и украшают обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир.
Рассмотрев тему орнаментальных мотивов народов Севера, можно сделать следующие выводы: во-первых, каждая эпоха и каждая национальная культура выработали свою систему орнаментов. В ее основу легла традиционная самобытность, сложившийся уклад, установления, обычаи и обряды определенного этноса. С изменением исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования.
Во-вторых, основными функциями орнаментальных мотивов являются семантическая и декоративная. Нужно подчеркнуть, что со временем древние орнаментальные мотивы утратили культовый смысл, в наибольшей степени стала развиваться декоративная функция орнаментальных узоров.
В – третьих, декоративно-прикладное искусство народов Севера принято рассматривать как единый историко-культурный элемент, в силу сформировавшихся здесь исторических и климатических и иных особенностей. Через традиционную культуру народов Севера мы можем проследить и развитее орнаментального искусства, увидев особенности местных изделий, специфику их формообразования, декора, особенности технологического процесса и т.д.
Напомним еще раз, что на Севере орнаментальные мотивы находят свое отражение в таких промыслах и народных ремеслах, как, резьба и роспись по дереву, резьба по кости, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, бондарный промысел, гончарный промысел, кузнечное дело, шитье, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание и т.п. Особенность орнаментальных мотивов выражается в сильном чувстве ритма, любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричности в построении, как частей предметов, так и орнаментов в целом. Орнамент всегда подчиняется размерам и изгибам поверхности вещей. Специфичен и колорит северного художественного ремесла. В раскраске орнаментальных мотивов преобладают локальные цвета, среди которых любим тон пылающей киновари, алый, встречаются зеленые, желтые, сдержанно-коричневые и редко синие цвета.
В данной работе основное
внимание уделено декоративно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ