Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой темы очевидна. Во-первых, на сегодняшний день Русский Север обладает большим культурным наследием, архитектурными комплексами старинных монастырей, деревянными церквями и часовнями, мельницами, избами, которые привлекают внимание не только ученых и художников, но и многочисленных любителей искусства. Во-вторых, интерес к продукции традиционных художественных промыслов и ремесел отличается своей стойкостью. Туристов, посетивших прославленные народными ремеслами места, особенно интересуют изделия, выполненные в традициях народного искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Понятие, функции и принципы орнамента. 5
1.2 Зарождение и развитие орнаментального искусства на Руси. Орнаментальные мотивы в промыслах и народных ремеслах народов Русского Севера 9
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ ПИЖЕМСКОГО И МЕЗЕНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 17
2.1 История и наиболее известные мастера промысла 17
2.2 Современное состояние промыслов 19
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий. Используемое сырье и технологический процесс изготовления изделий 21
2.4 Формообразование изделий и композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 798.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.4 Композиционные особенности орнаментальных мотивов. Сравнительный анализ изделий

 

 

 

 

В данной главе  проведем сравнительный анализ и  выявим композиционные особенности  орнаментальных мотивов изделий, выполненных  мастерами пижемской и мезенской росписей.

Обратимся к блюдам, изображенным в приложении 1 (пижемская роспись) и приложении 2 (мезенская роспись).

Определим сходства и различия орнаментальных мотивов, изображенных на изделиях. Для начала отметим основные мотивы, характерные для каждой из росписей.

Основным орнаментальным мотивом, характеризующим пижемскую росписиь, является растительный орнамент с его главным элементом – цветком ириса, лилии или как его еще называют – крин.

На блюде, изображенном в приложении 1 растительный орнамент нанесен на всю поверхность изделия. Особенность растительного орнамента заключается в том, что он обогащен геометрическим орнаментом. Графическая схема этого цветка крина представляет собой два усика с ромбическим, петлеобразным завершением, дополненным усиками другого цвета, а также мелкими элементами -  крестиками и точками. Такое сочетание производит впечатление слияния геометрических и растительных элементов в единое неразрывное звено.

В пижемской  росписи представлено все разнообразие геометрических элементов. Ромбы, квадраты, прямоугольники и треугольники чаще всего соединяются, сливаются с растительными элементам; (ромбы, квадраты и  прямоугольники "прорастают" растительными элементами на концах, «древо» берет начало из треугольного основания и т.д. Линии, которые обрамляют или разделяют композицию на отдельные сегменты (части) в пижемской росписи – не редкость. Отрезки линий, как правило, образуют замкнутые геометрические фигуры: треугольники, расчерченные квадраты и ромбы с петлями на углах. Так, мы видим, на блюде в центе изображен ромб - это земной знак. Он разделен крестом с ростками на краях, а это, в свою очередь, символ изобилия и плодородия. Его можно увидеть практически на всех изделиях пижемских мастеров. Его помещали и в центр блюда, и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи.

Кроме того, в элементах маленького ромба с петлями прослеживается семантика креста, часто дополняемого точками и кружочками, что дает дополнительную максимальную приближенность к трактовке важнейшего атрибута христианской символики. По диаметру блюда и в его центре можно увидеть выстроенные в ряд или два ряда точки, которые являются своеобразной окантовкой деталей и всего изделия, а в одиночном исполнении служат дополнением отдельных элементов, что также является характерной особенностью пижемской росписи. Семантическое значение точек также связано с плодородием и землей, точки – это семена.

Орнаментальные  композиции пижемской росписи точно соответствуют украшаемой поверхности - никаких случайных линий, перегруженности, все гармонично взаимосвязано. Характерной особенностью пижемской росписи также является включение надписей в композиционную схему росписи того или иного предмета. На данном рисунке надписи отсутствуют.

Композиционная  схема украшения предметов труда, быта и промысла пижемской росписью также имеет свои особенности, а  именно, роспись органично сочеталась с геометрической, трехгранно-выемчатой  резьбой с последующим раскрашиванием по граням-плоскостям (грабли, каталки, бачевые палки, швейки), что является широко распространенной традицией10.

Этот вид  росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это  геометрический орнамент, выполненный  черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Мезенская роспись - это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Промысел этот имеет, по-видимому, очень древние традиции. Об этом говорит тематика росписи мезенских изделий. Обратимся к приложению 2.

Характерной особенностью мезенской росписи, в отличие  от пижемской, является сложность сюжетных мотивов, многоярусность и четкая ритмичность  рисунков. Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют, как правило, олени и кони. Верхний ярус - птицы. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Некоторое их значение представлено на рисунке 8.

Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Здесь мы можем видеть сходство трактовок и использования орнаментальных мотивов изделий как пижемских, так и мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Необычен и колорит, он золотистого цвета в  сочетании с коричневато-красной росписью с черным контуром на этом фоне. Манера такого нанесения которого характерна только для Мезени. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.  Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Среди разнообразных  геометрических узоров центральное  место в композиции занимают фризы  с изображениями оленей и коней. Так, красные кони - условный знак Солнца, его движения по небосводу; оленихи - небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле; уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, елочки - олицетворение мужской силы; мифологическое дерево жизни - состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком - знаком небесного мира. В мезенской росписи дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Подобное изображение имеет аналогии в распространенных в еще недавнем прошлом у соседних коми обычаях водружать около домов птиц на шестах. Связь между древом жизни и птицей как воплощением божества прослеживается в фольклоре восточных славян (Рисунок – 9).

Таким образом, для каждой росписи характерна определенная система построения орнамента. Пижемская – это соединение геометрических и растительных элементов, иногда сочетаемых с надписями и резьбой, мезенская – это четкий ритмичный орнамент, выстроенный в несколько ярусов и насыщенный орнаментальными сюжетами, в большей степени животного мира.

Рассматривая  орнаментально-художественную структуру росписей, следует отметить и общую тенденцию русского искусства, которая отображается в схожей смысловой нагрузке ряда геометрических орнаментов. Данное явление объясняется тем, что образы исходят от языческих верований дохристианской Руси, а мотивы носят элементы общей христианской символики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день декоративно-прикладное искусство народов Севера разнообразно. В его основе лежит традиционная самобытность, уклад северных народов: кочевников, оленеводов, охотников, рыбаков. Здесь мифологическое мышление сочетается с «несопоставимым» образом мышления и взглядов, что продолжает привлекать интерес исследователей различных областей культуры.

Значение орнаментального  искусства Русского Севера нельзя переоценить. Оно использовалось и продолжает  использоваться для украшения домашней утвари, текстильных изделий, мебели, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств и пр. Народные умельцы украшали и украшают обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир.

Рассмотрев тему орнаментальных мотивов народов Севера, можно сделать следующие выводы: во-первых, каждая эпоха и каждая национальная культура выработали свою систему орнаментов. В ее основу легла традиционная самобытность, сложившийся уклад, установления, обычаи и обряды определенного этноса. С изменением исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования.

Во-вторых, основными функциями орнаментальных мотивов являются семантическая и декоративная. Нужно подчеркнуть, что со временем древние орнаментальные мотивы утратили культовый смысл, в наибольшей степени стала развиваться декоративная функция орнаментальных узоров.

В – третьих, декоративно-прикладное искусство народов Севера принято  рассматривать как единый историко-культурный элемент, в силу сформировавшихся здесь  исторических и климатических и иных особенностей. Через традиционную культуру народов Севера мы можем проследить и развитее орнаментального искусства, увидев особенности местных изделий, специфику их формообразования, декора, особенности технологического процесса и т.д.

Напомним еще раз, что  на Севере орнаментальные мотивы находят свое отражение в таких промыслах и народных ремеслах, как, резьба и роспись по дереву, резьба по кости, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, бондарный промысел, гончарный промысел, кузнечное дело, шитье, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание и т.п. Особенность орнаментальных мотивов выражается в сильном чувстве ритма, любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричности в построении, как частей предметов, так и орнаментов в целом. Орнамент всегда подчиняется размерам и изгибам поверхности вещей. Специфичен и колорит северного художественного ремесла. В раскраске орнаментальных мотивов преобладают локальные цвета, среди которых любим тон пылающей киновари, алый, встречаются зеленые, желтые, сдержанно-коричневые и редко синие цвета.

В данной работе основное внимание уделено декоративно-прикладному  искусству и орнаментальным мотивам Европейского Севера, поскольку именно на  территориях  Карелии,  Архангельской  и  Вологодской  областей  больше,  чем  где  либо,  сохранились  традиции русской  народной  культуры.  Проведен сравнительный анализ деревянных изделий пижемского и мезенского декоративно-прикладного искусства. Определены их сходства и различия, а также, дана характеристика закономерностям их формообразования, декора, построения орнамента и пр., что позволило нам выявить их принадлежность к тому или иному виду народного промысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

  1. Арбат, Ю. А. Печерская роспись[Текст] / Ю. А. Арбат. –М.: Изобразительное искусство, 1970. - 200с.
  2. Антрушина, И. Н. История зарождения и бытования пижемской росписи / И. Н. Антрушина // Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика: Материала обл. науч.-практич. конф. 13-15янв. 2003 года. - Архангельск: КИРА, 2003. - С. 77-79. 
  3. Буткевич, Л.М. История орнамента [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.М. Буткевич. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 271 с.
  4. Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И.Ивановская. – М.: Изд-во «В.Шевчук», 2005. –  225 С.
  5. Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву [Текст] / О.В. Круглова . - М.: Изобразительное искусство, 1983.-194с.
  6. Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера [Текст]: Методическое пособие по народному искусству/ Л.Ф. Тимофеева.- Архангельск: Издательство "Правда Севера" , 2000. -84с.
  7. Уханова, И. Н. Резьба и роспись народных мастеров северо-западного Поморья [Текст] / И. Н. Уханова/ Фольклор и этнография Русского Севера. - Д., 1973.-119с. 
  8. Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера [Текст] / В. А. Шелег / Русский Север: Ареалы и культурные традиции. - СПб., 1992. – 160 с.
  9. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – БСЭ в электрон. формате. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article085082.html. - Загл. с экрана.
  10. Жива мезенская роспись [Электронный ресурс]: электрон. статья; Ю.Семяшкина. –  Электрон. газета «Север», 2005. – Режим доступа:  http://fyodors.narod.ru/paintings.htm – Загл. с экрана.
  11. Информационно-справочное изд. «Художественная обработка древесины (роспись по дереву). Практическое пособие для предпринимателей [Электронный ресурс] / И.В. Земцова. – Сыктывкар, 2009. – Режим доступа:  - vestnik.udsu.ru/2007/2007-12/vuu_07_12_15.pdf. – Загл. с экрана.
  12. Крестьянское искусство [Электронный документ] / В.С. Воронов. – М.: Государственное изд-во, 1924. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/voro/nov/index.htm. - Загл. с экрана.
  13. Культурное наследие Архангельского севера. Пижемская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.cultnord.ru/Pizhemskaja_rospis.html – Загл. с экрана.
  14. Орнаменты. Стили. Мотивы [Текст] / Н.А. Емшанова, Н.С. Ворончихин. – Изд.дом «Удмуртский университет», 2004. – 90 с.
  15. Редько, И.Ф. Формообразование .Основы композиции: вид издания [Электронный ресурс] / сост. И.Ф. Редько. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.

Информация о работе Орнаментальные мотивы народов Севера. Сравнительная характеристика по видам декоративно-прикладного искусства