Основные составляющие удмуртского орнамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Определение орнамента……………………………………………………..…3
2. Основные составляющие удмуртского орнамента……… …………………4
2.1. Историческая сторона удмуртского орнамента……………………………4
2.2. Орнамент «водоплавающая птица»…………………………………………6
2.3. Трехчастность в удмуртском орнаменте……………………………………8
2.4. Образы животных в удмуртском орнаменте……………………………...10
2.5. Солярные мотивы…………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………...……16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат удм..docx

— 232.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2                                                                                                                                                           

1. Определение орнамента……………………………………………………..…3

2. Основные составляющие  удмуртского орнамента………   …………………4

2.1. Историческая сторона удмуртского орнамента……………………………4

2.2. Орнамент «водоплавающая  птица»…………………………………………6

2.3. Трехчастность  в удмуртском орнаменте……………………………………8

2.4. Образы животных  в удмуртском орнаменте……………………………...10

2.5. Солярные мотивы…………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………...……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое  количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись  сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с  серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала  более полихромной, они ввели  зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние  соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных  средств.

Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки. Особые орнаментальные композиции предназначались для  вышивания платков и поясов. 

Композиции орнамента  составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков  и т.п. Разнообразие их комбинаций при  варьировании размеров и цветов создавало  бесконечное множество узоров.  
Орнамент чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие, контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Орнамент располагался чаще горизонтальными полосами. Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение. 

 

 

 

 

 

1. Определение орнамента.

Что такое орнамент? Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, которые могут образовывать орнаментальный ряд, или раппорт. Каждый народ имеет свой набор ритмически повторяющихся цветных узоров, который при желании можно прочесть и понять многое: от судеб народа до характера отдельной личности. История орнамента и история народа неотделимы друг от друга. Причем все так тесно переплелось, что теперь не сразу поймешь, характер ли народа создает орнамент, или характерный орнамент, как путеводная нить, ведет свой народ через лабиринты тысячелетий в будущее. Орнамент – привычный элемент нашего быта, вещь, казалось бы, простая, и в то же время – загадочная, мистическая, почти вечная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные составляющие удмуртского орнамента.

2.1. Историческая сторона удмуртского орнамента.

История удмуртского  орнамента восходит к глубокой древности; его основы были заложены задолго  до формирования народа. Развитие орнамента  у удмуртов укладывается в шесть  периодов развития, выделенных К.М. Климовым:

Первый период развития К.М. Климов связывает с переходом  от мифологического, ритуалистического  сознания к индивидуалистическому, абстрактному, аналитическому сознанию. Хронологически данный этап привязан железной эпохе (конец VIII—III вв. до н. э.).  К.М. Климов пишет об этой эпохе следующее: «Все то, что со временем становится мебелью и утварью, а также  основные элементы будущей традиционной архитектуры и в целом всей материальной и духовной культуры финно-пермских народов Восточной Европы – все  это создается здесь, в эту  эпоху, и рождается мифотворческим смыслом».

Второй этап (IV-IX вв.) связан с «пермским звериным стилем» — бронзовым литьем Прикамья. Его содержание связано с мифологией и местными уральскими верованиями. В данный период главное место  в изобразительном искусстве  финских народов Прикамья  принадлежит  образу водоплавающей птицы. В конце I веках II тысячелетия наблюдается  упадок искусства пермского звериного  стиля, однако зооморфные мотивы продолжают находиться в искусстве.

Третий этап (X –  первая треть XIII в.) – это период искусства ранних государственных  образований и городских центров. Данный исторический  этап характеризуется  сильным влиянием на финно-пермский мир Волжской Булгарии и Великого Новгорода.

Четвертый этап (40-е  гг XIII – середина XVI в.) связан с кризисом местного искусства, так как  в  Поволжье вторгаются татаро-монголы. В  этот период состав сюжетов в декоративно-прикладном искусстве резко сокращается. Доминирующим образом становится конь.

Пятый этап (середина XVI – XVIII вв.) характеризуется мощным воздействием на культуру и искусство  финно-пермского массива русской  культуры, а на южную часть Прикамья – тюркоязычных татар и башкир.

Шестой этап  (XIX — XX вв.) - высокое развитие художественных ремесел, народного зодчества. В этот период возрастает значение архитектурного декора и практически исчезает культовая деревянная скульптура. Складывается ряд новых локальных художественных направлений с преобладанием мотивов фольклора и растительных узоров.

Таким образом, можно  заметить, что из этой хронологии развития финно-пермского искусства, в традиционной культуре удмуртов сохраняются многообразные  орнаменты – от самых древних  до недавно возникших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Орнамент «водоплавающая  птица».

Рассмотрим далее  наиболее популярные орнаменты  удмуртского  декоративно-прикладного искусства.

Наиболее ранними, встречающимися в декоративно-прикладном искусстве прауральской группы народов, являются мотивы, связанные с  водоплавающей птицей. Согласно мифу, водоплавающая птица, нырнув, приносит со дна первичного океана кусочек земли, из которого возникает суша. Именно уральцы, как доказывают исследователи, принесли этот сибирско-американский миф в Европу.

В народном искусстве  удмуртов этот же мотив водоплавающей  птицы, запечатленный в древнем  бронзовом литье, переносится в  вышивку. Например, девичья свадебная  рубаха украшалась мотивом «чöж бурд пужы» — «утиные крылья» (позднее  переосмысленный как «пограм  тись» — «опавший колос»).

 

Мотив «Чöж» - утка и «чöж бурд» - утиные крылья (Виноградов 1973)

 

С ним связаны  и такие мотивы как «пал чöж  бурд» — «полкрыла утки»,  «вылаз-вылаз  чöж бурд» — одно над другим крыло утки.

Мотив утиных крыльев  используется и в нарукавной вышивке  девичьей рубахи – «котырмач». (Девушка  у удмуртов  ассоциируется с  птицей). Известны и такие мотивы, как «зазег пинь» — гусиные  зубки, «юсь» — лебедь и «юсь  пуз» — лебединое яйцо.

О существенном значении образа водоплавающей птицы в  культуре удмуртов свидетельствует  обряд Юсьвöсь. Этот обряд связан с почитанием  лебедей: двух  лебедей откармливали и  приручали,  а  летом  при  них  совершалось  торжественное жертвоприношение в  культовой роще — луде. Следили  за тем, как поплывут  лебеди: если вверх по течению,  на  юг, — значит,  они  доставят  просьбы молящихся  Инмару;  если вниз, на  север, — их  мольбы  пропадут  в преисподнюю.  Лебеди  считались  воплощениями  божеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Трехчастность в удмуртском орнаменте.

Подобно многим другим народам, удмурты представляли мир  трехчастным.  Так, трехчастность  мира отражается в основных цветах удмуртского орнамента, которые  впоследствии перешли в символику  флага Удмуртской Республики. Согласно мифу, Инмар, создатель мироздания,  делит мир на три основные зоны: подведомственную ему верхнюю (белый  цвет) — небо, среднюю (красный цвет) — землю, цвет солнца, жизни, крови, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю — загробный  мир (черный цвет), которым правит Шайтан. Три цвета присутствуют в вышивке  рукава традиционной белой туникообразной женской рубахи удмуртов. Трехчастность  мира прослеживается и в женских  удмуртских нагрудниках: основное поле нагрудника, заполнявшееся разными  узорами, надо соотнести с небесной сферой или поднебесным пространством. Нижнюю часть  (землю и подземный  мир)  символизировал красный треугольник, включавший в себя маленький черный или темно-синий треугольник.

Трехчастность мира находит свое отражение в образе мирового древа, мудора. Это универсальный  символ, который присутствует  у  многих народов мира. Крона мирового древа символизирует верхний  мир, ствол – это средний мир, а корни уходят в нижний мир.

Мотив «Мировое древо». Головное покрывало сюлык. Вышивка, аппликация. Южные удмурты. Конец XIX – начало XX в. (Климов 1988)

 

Далее идея дифференциации мира получает развитие в образе женщины, у которой ноги согнуты ромбом, а руки вознесены  к небу. Справа и слева от женской фигурки  в вышивке могут быть изображены ветки деревьев – символы идеи плодородия. В этом образе богини плодородия продолжается миф о верхнем и  нижнем мирах. Верхний мир – место  верховных божеств – изображается более рельефно.

Мотив «Мировое древо». Кабачи – женский нагрудник. Вышивка. Начало ХХ в. Северные удмурты (Климов 1988)

 

Образ женского божества с поднятыми руками встречается  и в средневековый период, на женских  серьгах в раскопках, относящихся  к IX-XII вв. Это богиня Шунды-Мумы (в  переводе с удмуртского «Мать  Солнца»). Она являлась олицетворением солнца, живительного света и тепла, призванная заботиться о том, чтобы  солнце вовремя всходило и заходило.

 

 

 

 

2.4. Образы животных  в удмуртском орнаменте.

Под влиянием ираноязычных этносов  у финно-угорских народов  сформировался своеобразный звериный стиль. Чаще всего встречались изображения  медведя, кабана, барана, рыси, орла, сокола. Нередко встречаются изображения  зверей с двумя, тремя головами. В  этот период развились некоторые  варианты культов огня, солнца, коня. В ананьинскую эпоху зооморфные сюжеты «вплетаются» и в образ  мирового древа. Это прослеживается в археологических находках. К  примеру,  Л.И. Ахимшина описывает  пятизубые гребни-подвески VI-III вв. до н.э., изготовленные в виде голов  животных, напоминающих лосиные, где  на лобной части представлена ритуальная сцена: жертвенные животные у мирового древа. Подобного рода мотив украшает костяные гребни и в эпоху средневековья.

Мотив «кони» является очень распространенным, начиная  уже с первого этапа развития декоративно-прикладного искусства  пермской группы народов, и особенно на четвертом этапе. Фигурки или  головки коней, направленные в разные стороны, часто встречаются на средневековых  костяных и бронзовых копоушках (служивших, как предполагают, туалетной  принадлежностью) и на гребнях. Также  вплоть до XIX – начала ХХ в. они украшали бронзовые гребни, которые удмуртки привешивали к поясу и нагрудным  украшениям.

Рис. 7. Мотив «космогонические кони и мировое древо». Гребень. Рог. Городище Иднакар. IX-X вв. (Куликов 2001)

 

Многие исследователи  отмечают связь образа коня с солнечным  культом. Яркий пример этому можно  увидеть  в удмуртской этнографии в вере в существование крылатых огненных коней, которые выходят  из воды, а также в большой роли лошади в удмуртских обрядах и  празднествах.

Позднее мотив «вало-вало»  — кони – приобрел иное значение: как отмечает С.Н. Виноградов, в традиционной культуре удмуртов полотенце символизировало  дорогу, а чалма невесты с мотивом  «вало-вало», скорее всего, означала пожелание  счастливого пути в жизни.

«Вало-вало» - кони (Виноградов 1973)

 

Одним из распространенных и развитых мотивов в искусстве  ананьинской культуры и пермского  звериного стиля является, как  отмечает К.М. Климов, образ медведя. К.М. Климов указывает на чрезвычайно  любопытную особенность образа медведя  в зверином стиле: это нехватка большого пальца на одной или двух лапах. Такая  особенность объясняется верованиями  многих народов Урала и Сибири. Отрезание большого пальца было также  связано с верованием о превращении  умершего в медведя (медведя считали  четырехпалым).

I тысячелетие н.э.  связано с целым комплексом  литых декоративных изделий пермского  звериного стиля. В этот период  находят развитие мотивы медведя,  коня, ящера и другие зооморфные  мотивы.

 

 

2.5. Солярные мотивы.

Важную роль в  декоративно-прикладном искусстве  удмуртов, начиная с эпохи пермского  звериного стиля, играют солярные мотивы. Все солярные символы имели охранительное  назначение. Считалось, что солнце отгоняло злых духов. Изображения солнца отличались большим разнообразием – это  круги, овалы, ромбы  и др. С развитием  деревянного зодчества солярные мотивы начинают переноситься на такие  важные части построек как наличники  и ворота.

 

Солярный мотив  на воротах дома. Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина (Фото автора)

 

Начиная с третьего этапа развития искусства у пермских народов, в частности у удмуртов,  орнаменты, ранее использовавшиеся для украшения керамики и металлических  изделий, начинают постепенно переноситься на отдельные элементы костюма, а  позднее и на тканые бытовые предметы. На эволюцию удмуртского орнамента  впервые обратил внимание археолог В.А. Семенов. Он отмечает, что еще  в XVII-XVIII вв. орнаментальные построения в удмуртском декоративно-прикладном искусстве еще бедны в композиционном отношении, однако с развитием художественного  ткачества в XIX-XX вв. начинается новый  расцвет орнаментального искусства.

Информация о работе Основные составляющие удмуртского орнамента