Основные черты художественной культуры 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них - невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином - авангард или стиль авангарда.
Отказ от идеалов романтизма: вызванный изменениями в мировоззрении художника.

Вложенные файлы: 1 файл

Sovremennoe_iskusstvo_VSE_OTVETY.docx

— 78.03 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 10. Специфика жанра мюзикл.

Мюзикл в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально – сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами.

1. В наше время американский  театр в целом ориентирован  на развлекательность. Благодаря  этому обстоятельству американский  театр является прибыльным, коммерческим  предприятием. Вот почему именно  мюзикл стал главным жанром  американского театра.

1. Российские театры преследуют, прежде всего, просветительские  цели. Они позволяют себе включать  в репертуар произведения малоизвестные  или не слишком популярные, но  обладающие серьезными идейно-художественными  достоинствами, иногда заранее сознавая, что они не принесут полных  сборов, по крайней мере, на первых  порах. Театр в нашей стране - это, прежде всего учреждение культуры.

2. Для бродвейского или уэст-эндского мюзикла главное - музыкальные выразительные средства. Поэтический текст вторичен, иногда нелеп, в сравнении с музыкой. Автором мюзикла в США или Великобритании принято считать композитора, как, собственно, в опере, балете и других музыкально – драматических жанрах. В этом контексте признанный «король» жанра Э.Л. Уэббер считает мюзикл шоу, в котором «преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией». 

2. Для русского мюзикла  характерно обращение к шедеврам  классической литературы, равнозначность  музыкальных, драматургических, поэтических  и пластических выразительных  средств. Поэтические выразительные  средства равнозначны музыкальным, а фигура либреттиста имеет такое же первостепенное значение, как и фигура композитора. Автор либретто «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты» П.Грушко называл мюзиклы музыкально – поэтическим театром в стихах. Это разное понимание роли текста и музыки в мюзикле заставляло создателей первых отечественных мюзиклов называть свои произведения рок – операми или зонг – операми, размывая тем самым границы жанра.

3. В американских мюзиклах  постепенное значение приобретает  хореографическая составляющая  спектакля, пластичность актеров.

3. В русских мюзиклах, в отличие от уэст – эндских и бродвейских, не уделяли первостепенного значения балетной пластике актеров. Требовалось лишь единство ритмического рисунка музыки и стиха, особая «пластика стиха», его гибкость и легкость.

4. Для бродвейского стиля проката, характерен «поточный» метод, когда каждый день игрался один и тот же мюзикл.

4. В отечественной театральной  практике актеры заняты в других  спектаклях, а ставка делается  на игру – импровизацию, а не  на математически рассчитанное повторение сыгранного.


 

   Феномен «русского  мюзикла» рассматривается на  примере «Юноны и Авось», «Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова,  «Орфея и Эвридики» А.Журбина. На фоне сформировавшегося интереса к мюзиклам, поставленным на сцене театра Ленком, стало возможным органичное вхождение мюзиклов в русское театральное пространство.

   «Звезда и смерть  Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко по праву считается первой русской рок – оперой, поставленной на драматической сцене. Американские искусствоведы, впрочем, называют «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» первым в истории России мюзиклом, поскольку и музыка, и хореография, и режиссура этого спектакля соответствуют западным стандартам жанра.

 

 

 

 

11. Жанровые истоки мюзикла

 

Мюзикл как новый жанр XX столетия, безусловно, появился не вдруг. Его рождению предшествовал целый ряд комедийных развлекательных жанров, существовавших в американской театральной культуре на протяжении нескольких столетий и соответствующих потребностям того или иного времени ее развития. Все эти жанры имели общую развлекательную направленность, целью их представления был коммерческий интерес постановщиков. Однако с течением времени именно предприниматели поняли, что экономический успех во многом зависит и от профессионализма тех, кто создает новый мюзикл.

Само название жанра мюзикл произошло от сокращенного выражения «музыкальная комедия», и все жанры-предшественники были ориентированы на нее. Однако мюзикл, вобрав в себя от них все лучшее, что было наработано, с точек зрения художественной, коммерчески целесообразной, технической «выстоял» в достаточно сложной атмосфере «конкуренции» с кино и сохранил устойчивые позиции и в культуре XX-XXI веков. Его жанровые истоки – балладная опера, театр менестрелей, экстравагантна, бурлеск, водевиль, ревю, оперетта – еще в первой половине XX века практически исчезли, уступив место киноискусству, но оставив свой несомненный «след» в мюзикле. 
Балладная опера. Жанр зародился в Англии в XVII веке и был «привезен» переселенцами в Америку, где получил широкое распространение, соответствуя потребностям в развлечении жителей Нового Света. Спецификой жанра является опора на известное литературное произведение или историческое событие, представляемые в гротескной форме, и использование в качестве музыкальной основы популярных на момент представления бытовых песенок, к которым сочиняется текст, соответствующий сюжету и содержащий не только юмористическо-сатирические, любовные коллизии, но и социально-злободневные, например о коррупции властей. Первая американская балладная опера – «Лучники, или Швейцарские горцы» была поставлена в конце XVIII века в Нью-Йорке. 
Для мюзикла балладная опера стала «источником» приемов динамизации действия, работы с музыкальным материалом и текстом в духе потребностей современности.

Экстраваганца – жанр французского происхождения, в Америке появился в середине XIX века. Это необычные представления, насыщенные спецэффектами, последними техническими достижениями театрально-сценического оформления, действие их обычно происходит в мире духов, фантастических существ. В экстравагантен немалую роль играет музыка, которая опирается па самые различные источники, начиная от известных классических произведений и заканчивая песенками-однодневками. 
Бурлеск – жанр-пародия на известную трагическую пьесу (например «Отелло», «Король Лир» У. Шекспира), был популярен в Англии в XVII-XVIII веках, а с середины XIX столетия стал известен и в США. Музыка бурлеска – популярные песни, комические куплеты – стала его неотъемлемой частью. Все роли в этом жанре исполнялись женщинами.  
Бурлеск оставил в «наследство» мюзиклу остроту трактовки современных проблем – высмеивание чванства и коррупции власть предержащих, глупости и самодовольства. 
Водевиль (варьете) – жанр английского происхождения, популярный в США на рубеже XIX-XX веков. Это своеобразное эстрадное обозрение, состоящее из комических куплетов, песен и танцев, выступлений акробатов и дрессировщиков пуделей, чревовещателей и шпагоглотателей. Жанр – наследник традиций мюзик-холла

 

12. Особенности постановки мюзикла.

"Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссёром-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль".

Но всё же, мюзикл - это разновидность оперетты или самоценный жанр? Во-первых, налицо усложнение и разнообразие сюжетов по сравнению с опереттами. Комедийность - отнюдь не обязательное качество мюзикла, особенно в последнее время. Во-вторых, гораздо большую роль играют диалоги (часто при "вырезании" всех музыкальных номеров из мюзиклов на одних только диалогах можно построить полноценный спектакль), а музыка более проста и приближена к современной ей эстраде, чем в "классической" оперетте. В-третьих, танцы являются не просто "обрамлением" постановки - они представляют собой неотъемлемую часть сюжета, не даром часто постановка мюзиклов осуществляется хореографами. В мюзикле и вокальные, и танцевальные номера не останавливают действие, а напротив продолжают его.

Актёр мюзикла должен быть по-настоящему универсальным. Ещё бы - ведь он должен одновременно и петь, и танцевать, и передвигаться по сцене (ибо мизансцены бывают очень сложны), и - что немаловажно - проявлять недюжинный талант лицедея. Именно поэтому часто труппы набираются под конкретный мюзикл. Ведь актёр должен соответствовать как роли, так и требованиям режиссёра и продюсера. Это оправдано, особенно если вспомнить, что для того, чтобы мюзикл "отбил" потраченные на его постановку и рекламу деньги (а желательно - вышел в плюс), он должен играться непрерывно несколько лет подряд.

В СССР первой ласточкой считают рок-оперу Александра Журбина "Орфей и Эвридика" 1974 года (забывая почему-то "Свадьбу Кречинского" Александра Колкера и Кима Рыжова, 1972 год). Потом были "Фламандская легенда", "Алые паруса", "Юнона и Авось", "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", "12 стульев", прекрасный и несчастный "Норд-Ост"... На отечественных сценах с большим или меньшим успехом стали появляться "наши" варианты зарубежных мюзиклов - как "лицензионные", поставленные по шаблонам оригинала и оригинальными же режиссёрами (например, "Чикаго", Metro, Notre-Dame de Paris, Cats, "Иствикские ведьмы", "Красавица и Чудовище", MAMMA MIA!), так и "самопальные" постановки (многочисленные версии "Иисуса Христоса суперзвезды" по всем городам и весям, "Волосы" в театре Стаса Намина и т.п.).

Огромное количество любителей мюзикла говорит о том, что в ближайшее время этот жанр точно не будет забыт, а залы, в которых играется тот или иной мюзикл, будут полны зрителями до отказа.

 

 

 

13. Рок как явление культуры.

Рок музыка является значимой частью более масштабного явления второй половины XX века – рок-культуры. Она представляет собой целый спектр социальных, политических, духовно-эстетических и художественных аспектов, рассматривается и как публицистическое явление.

В начале XXI столетия рок-музыка относится к понятию культуры, ценностей XX века (Битлз). Однако еще в 1950г. Она признавалась как контркультура. (Культура сохраняет традиционно сложившиеся ценности – музыку композиторов, фольклор, а контркультура связана с отрицанием трад. форм и поиском новых средств выразительности, жанров и направлений.)

В рамках контркультуры рождается рок-музыка.

Как социальное явление, рок-культура связана с «новым героем» времени. Начало века характеризуется изменением духовно-эстетических ценностей – отказом от романтизма, и на смену сильной личности приходит обычный «среднестатистический человек». Он оказывается лицом к лицу с новыми реалиями времени и находит утешение и защиту в веселом регтайме и джазе.

Он протестует и занимает активную позицию, и именно она находит отражение в образцах творчества рок-музыкантов. Рок-музыкант приобретает статус пророка, а формы протеста агрессивные и пассивные, ироничные и жесткие, слом сложившихся нравствен.-эстет. норм.

Основной аудиторией являются тинэйджеры (13-20лет). В этом возрасте человек активно формирует свою социально-гражданскую позицию и наиболее деятелен в ее осуществлении, в том числе и в музыке.

Рок-музыка развивается в период активного формирования современной культуры, в пору социальных и политических кризисов в истории общества. В отличие от джаза рок развивался 2скачками». Самая активная фаза становления приходится на 1960 г.. Послед. десятилетия харак. неравномерность и неоднозначностью в развитии рока.

Как художеств. явление рок-музыка пример контркультуры с ее отриц. сложившихся традиций. Формы исполнения рок-музыки нашли отражение в специфике развития современной поп-музыки и рок-оперы.

Как публицистическое явление, рок-культура вызвала к жизни новый жанр художественной критики, в которой личность и жизнь музыканта уравниваются с его музыкой. Фанаты-подростки, подражая своим кумирам, формируют свою жизненную позицию под влиянием идей, высказанных в песнях, их манеру поведения, образ мыслей, взгляд на жизнь и смерть.

В рок-музыке отразились распространенные особенности художественной деятельности, представляющие культуру в тот период:

- синтез европейского  и неевропейского муз. мышления.

- технологизация нашла свое отражение в средствах выразительности рок-музыки и в способах популяризации направления.

- многоостилье как черта худ. литературы XX века нашла отражение в рок-музыке, представленной целой серией стилей: арт-рок, глэм-рок, прогрессив-рок.

- стремление в зрелищности, массовости.

Рок-музыка явление городской культуры, которой свойственны эти черты.

 

14. Жанровые истоки рок-музыки.

Формированию рок-музыки предшествовало развитие различных жанров американской музыкальной культуры, элементы которой ограниченно вошли в ее музыкальный язык, прежде всего ритм-энд-блюз появлению, которого способствовали социально-экономические причины. В время Второй мировой войны, белая молодёжь  и их сельские негритянские сверстники привлекалась в города для работы на заводах. В городах складываются кварталы, гетто, где проживают только афроамериканцы. Переселенцы привозят с собой свои взгляды , идеалы и музыку, блюз, но меняется его форма исполнения. В шумном пабе словно играть тихий блюз и он «модернизируется». У него ярко выраженный танцевальный ритм ударных инструментов, использование микрофонов и звукоусилителей, речитативно-декламационный стиль вокального исполнения, иногда хрипловатым голосом, применения саксофона, двух акустических гитар, социально-злободневный, юмористически-бытовой, лирическо-любовный текст. Такой жанр получает название ритм-энд-блюз. Он становится популярным и «запретным» для белокожих. В 1950ых годах обще американская легализация ритм-энд-блюза связана с предприимчивостью владельцев радиостанций изменивших его название на рок-н-рол. Однако на рок-н-рол и рок-музыку в целом, повлияли и другие жанры.

Информация о работе Основные черты художественной культуры 20 века