Белый блюз представлен отдельными солистами,
соединяющими в своем творчестве дух «черного»
блюза и европейского фольклора – шотландского,
славянского, тирольского пения фальцетом.
(Джимми Роджерс)
Вестерн появляется в 1930е годы под влиянием
стиля свинг. Возникает в штатах Техас,
Оклахома, Луизиана. Его представляют
ансамбли музыкантов (инстр. банджо, гитара,
фортепьяно, электрогитара). Используются
приемы джазовой импровизации.
Блю-грасс – консервативный вариант
стиля кантри (гитара, банджо, скрипка,
фальцетное пение). Представители – Билл
Монро, братья Эверли.
Хонкитонк – получил название от небольшого
заведения, где выступал певец, аккомпанируя
себе на гитаре или расстроенном фортепьяно.
Песни хонкитонк - песни неудачника без
семьи, дома и денег. (Хэнк Уильямс, Джимми
Роджерс).
Госпел – жанр негритянской религиозной
песни. Распространился в 1930е годы. Текст
и музыку в основном создавали профессиональные
композиторы. Исполняется сольно и имеет
инструментальное сопровождение.
Эстрадная музыка – «сладкая», коммерчески выверенная
музыка в сопровождении эстрадного оркестра.
Эти жанровые истоки стали основой
музыкального языка и стилистики рок-музыки.
Однако окончательно все составляющие
в рок-направлении сложились в Англии.
Этому способствовал ряд факторов:
- развитая музыкальная
культура еще с XVII столетия;
- отсутствие расовых предрассудков
в той степени, в какой они
были в Америке, и традиционно
сложившиеся контакты с неевропейскими
колониальными странами, в том
числе и культурными;
- развитие радио, телевидения,
киноискусства, звукозаписи.
В 1950ых годах рок-н-рол завоевал
Англию. По радио транслируются произведения
рок-музыки, приезжают с гастролями американские
исполнители, демонстрируются фильмы
с идеями нового времени-протеста: «Бунтарь
без причины», «Дикарь». Появляются собственные
исполнители – Томми Стил, Клифф Ричард.
Многие самостоятельные коллективы
начинают осваивать рок-н-рол, синтезируя
его с национальными музыкальными традициями.
Центрами рок-музыки становятся
Ливерпуль, Манчестер, Лондон. В Ливерпуле
складывается команда, время творчества
которой, считается началом эры рок-музыки.
Манчестер привлек внимание
столичных предпринимателей новаторскими
идеями музыкантов, и в частности стилем
арт-рок, в котором синтезируется блюз,
классика, электронная музыка.
В Лондоне возникает стиль прогрессив-рок
– синтез ритм-энд-блюза и гитарно-импровизационного
стиля. Также в Англии формируются такие
стили как шокирующий рок, хард-рок, хэви-металл,
глэм-рок и др.
Сложившиеся воедино средства
выразительности рок-музыки в Англии дали
толчок к ее многостилистичному воплощению
и отражению действительности в соответствующих
духу времени и потребностям в самовыражении
поколения «атомного века» формах.
15.
Специфика жанра рок опера
Рок-опера – это опера, созданная
в стиле рок-музыки. В целом, рок-оперы
– такие музыкально-сценические постановки,
в которых эпизодами, исполняемыми различными
вокалистами, раскрывается сюжет. При
этом эти арии написаны в стиле рок, а на
сцене вместе с исполнителями арий могут
быть клавишники, гитаристы и другие музыканты.
Рок-опера довольно часто
может быть и регулярным представлением,
которое имеет постоянный либо меняющийся
состав своих исполнителей, и одноразовой
записью. Довольно часто для исполнения
в живую или записи рок-оперы на самые
важные роли берутся певцы популярных
рок-групп. Использование ролей и сюжета
– основное отличие рок-оперы от обычного
и концептуального альбома.
Сам описываемый жанр «рок-опера»
зародился в шестидесятых годах прошлого
столетия.
В последние годы в России
получили большую популярность фолк-рок-оперы,
например, «Жанна д’Арк», «Тампль» и тому
подобное, и рок-опера «Дорога без возврата»,
написанная по мотивам книг стиля фэнтези.
Важное отличие продуктов
жанра рок-оперы советского времени –
большая популярность, которую получили
они, тогда как новые произведения данного
жанра – исключительно адресные продукты,
не способные в большинстве иметь коммерческую
известность. Представления в данном жанре
происходят, как правило, антрепризно
или в театрах иных направлений – музыкальных
или драматических. Единственным театром
в России, специализирующимся на постановке
рок-опер, является театр «Рок-опера» в
городе Санкт-Петербурге.
Русскоязычные
рок-оперы – это ряд произведений
времени Советского Союза: «Юнона и Авось»
и «Орфей и Эвридика» Рыбникова, «Звезда
и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион»,
«Алые паруса» (записана в 1977-м советской
музыкальной группой «Музыка» и создана
Богословским), а также более новые произведения:
«Преступление и наказание», «2032: Легенда
о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская
рукопись» Артемьева, «Паганини», «Жанна
д’Арк», «Кентервильское привидение»,
«Царь-Девица», «Последнее испытание»,
«Мастер и Маргарита» Александра Градского,
а еще «Ангел Мести» Дарьи Достоваловой
и Сергея Ефимова, молодых музыкантов
из Иркутска.
Специфика жанра
мюзикла
Мюзикл как жанр XX века вобрал
и отразил важнейшие особенности культуры
этого времени, и прежде всего – направленность
на развлекательность и массовость. Однако
и до него существовало значительное количество
жанров, отвечавших этим критериям.
1. Отличительной чертой мюзикла стало
либретто, основанное, как правило, на
литературном бестселлере, например «Ромео
и Джульетта» В. Шекспира, «Собор Парижской
Богоматери» В. Гюго и т. п. Позже в качестве
основы для сюжета могли быть использованы
известные кинокартины («В джазе только
девушки» и др.) или запоминающиеся события,
то есть то, что привлекло внимание аудитории
и стало актуальным. Либретто настолько
важно для мюзикла, что сложилась традиция
номинировать лучшие из них на известную
литературную премию-Пулицеровскую, а
имя автора, как и композитора, обязательно
указывается в афише (например «Звуки
музыки» Р. Роджерса и Хаммерстайна, «Моя
прекрасная леди» Ф. Лоу и А. Лернера и
др.).
2. Сюжетная основа опирается, как правило,
не только на развлекательно-увеселительный
сюжет с любовной интригой, но и на социально
значимые в бытовом, политическом плане
аспекты бытия современного человека,
затрагивая важные для него вопросы (например
«Вестсайдская история» Л. Бернстайна-проблемы
социально-расовой сегрегации, подростковой
преступности и т. п.). Именно эта черта
во многом отличает мюзикл от оперетты.
Для нее свойственно раскрывать любовно-лирическую
историю, насыщенную бытовым юмором, сатирой.
Мюзикл глубже по качеству затрагиваемых
проблем.
3. В мюзикле для создания художественного
образа равнозначны роли музыки, хореографии,
актерского мастерства, драматургии, в
отличие от оперетты, где значение имеет
прежде всего актерское и вокальное искусство.
4. Для мюзикла характерно амплуа артиста
«синтетический актер», который умеет
хорошо петь, танцевать, декламировать,
ритмизованно говорить (например киномюзикл
«Моя прекрасная леди»). Примерами такого
рода амплуа актеров стали артисты Джулия
Эндрюс, Людмила Гурченко, Андрей Миронов
и др.
К эталонным образцам жанровой специфики
можно отнести следующие мюзиклы: «Моя
прекрасная леди», «Вестсайдская история»,
«Кошки» и др. Безусловно, формирование
жанра не произошло одномоментно. Жанровые
предшественники мюзикла, их специфика,
удачные приемы, стали органичной частью
нового жанра XX века, и влияние того или
иного из них так или иначе прослеживается
в каждом мюзикле. Например, в «Кошках»
– ревю, в «Хелло, Долли» – оперетты и
т. п. Надо отметить, что для европейского
мюзикла характерно влияние не только
развлекательных жанров, но и серьезного
– оперы с ее системой, номерной структурой
формы (см. мюзиклы «Собор Парижской Богоматери»,
«Ромео и Джульетта» и др.). Кроме того,
на формирование специфики мюзикла в большой
степени повлияла историческая и социально-культурная
специфика становления институтов искусства
в США, собственно театральной индустрии.
16.
Советский рок как явление
отечественной и мировой культуры.
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский
рок зародился в СССР во второй половине XX века
под влиянием мировой, прежде всего западной,
рок-музыки, и по сей день существует в России и странах СНГ.
Рок в СССР появился в 1960-е, одновременно
с миром. К середине 1960-х в Москве и Ленинграде сформировались
бит-группы, на первых порах исполнявшие
кавер-версии зарубежных хитов. Среди
этих групп были такие звёзды московского
рока 60-х, как «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне» (группы Александра Градского). С широким
распространением битломании, практически в
каждой школе создавалась своя рок-группа.
1970-е годы
Параллельно независимой
рок-сцене существовала официальная (и
от того несравнимо более известная) сцена
советских ВИА, ставших символом 70-х в
советском роке также, как прогрессив
и арт-рок, бывшие веянием времени. ВИА
исполняли музыку, близкую к року (например,
«Весёлые ребята», «Ариэль», «Цветы», «Голубые гитары»).
Петь свои песни не разрешалось,
потому что каждая песня заносилась в
программу-рапортичку, за каждый факт
исполнения которой автору текста и музыки,
обязательно бывшему и членом Союза композиторов,
перечислялся гонорар.
Для московской рок-музыки
1970-х годов было абсолютно нетипичным
такое явление ленинградского рока, как квартирник, широко распространившийся
в 1980-е годы. Для рок-музыки того времени,
требовавшей драйва, выступление в акустическом
варианте было бессмысленно.
1980-е годы
К концу 1970-х — началу 1980-х
в СССР сформировалось полноценное рок-движение,
которое начало самоорганизовываться
не без помощи властей. Чтобы упорядочить
стихийное движение, в 1981 году был открыт Ленинградский рок-клуб, первый
рок-клуб в СССР. Благодаря рок-клубам,
у рок-групп впервые появилась возможность
легально записываться и давать концерты,
а у властей — держать рокеров под наблюдением.
В это время был проведён первый рок-фестиваль
«Тбилиси-80». Эта «оттепель»
дала толчок второй волне русского рока,
особенно ленинградским группам в стиле
«нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и др.
Русский рок пережил трудный
период в 1983—85 годах, когда по инициативе К. У. Черненко на самодеятельные
группы начались гонения. В 1985 году была
открыта Московская рок-лаборатория,
позволившая столичным группам легализовать
свою деятельность. А с началом перестройки и гласности в 1985 году у музыкантов
появилась возможность выступать с концертами,
не опасаясь уголовного преследования
за предпринимательство и тунеядство. Популярными становятся Наутилус Помпилиус, Аквариум, Зоопарк и Бригада С.
Сибирь: «Гражданская
оборона» (Егор Летов)
Воронеж: «Сектор
Газа», первая в СССР рок-группа, игравшая хоррор с элементами славянской мистики, русского фолка и деревенской лирики с элементами западного панк-рока, хард-рока, рэпкора и метала. Неформально стиль часто называют «колхозным роком» или «колхозным панком». По мнению критиков, стилистически Сектор Газа оказал влияние на такие рок-группы, как Красная
Плесень, Ленинград, Король
и Шут.
Как протестная субкультура
русский рок потерял свое значение с конца
1980-х, когда после легализации рок-музыки
она начала становиться частью нарождающегося
российского шоу-бизнеса. Из-за смертей
основателей распались «Автограф», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Gorky Park», «Зоопарк», «Секрет», «Круиз», «Диалог».
С середины двухтысячных
годов протестная тематика снова зазвучала
в русском роке. Однако единственной группой
достигшей определенного коммерческого
успеха оставалась лишь Lumen, в то время
как остальные группы были мало известны
публике.