Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста играет народное декоративно-прикладное искусство. Известные педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, В.М.Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Содержание

Тема: Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства (хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка, русская матрешка, гжель)».

Введение.

Детское творчество как педагогическая проблема.

Конспект интегрированного занятия на тему: Умелые руки.

Конспект занятия
«Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка»

Основы развития детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях рисованием

Методические основы развития детского творчества на занятиях декоративного рисования.

1.7 Задачи и содержание обучения детей в группах.

1.8 Заключение.
1.9 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

Статичность большинства  предметов, окружающих ребёнка, и их жесткая функциональная закреплённость служат существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования  и творчества. Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных  учреждениях развивающей предметной среды (С.Л.Новосёлова, Л.А.Парамонова), выжным компонентом которой являются объекты, позволяющие детям самим создавать пространственно-игровую среду, а также среды для других видов деятельности.

 

Конспект интегрированного занятия.

Тема: «Умелые руки»

 

Программные задачи : воспитывать любовь и уважение к труду; развивать эмоционально-образное восприятие средствами разного вида искусства: различать художественную форму литературных, музыкальных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства; формировать умение образно передавать особенности трудовой деятельности человеке с помощью художественного слова, музыки и декоративно-прикладного искусства; формировать навыки выразительного исполнения художественного замысла в разных видах искусства.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам небольшой рассказ, который написал писатель Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Чтение рассказа. Беседа по его содержанию.

- Как вы понимаете слова  писателя о том, что рабочими  руками «вся жизнь, весь белый  свет держится»?

- Труд человеку необходим,  почётен. Русский народ посвятил  труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.  Вспомните и назовите произведения  о труде.

- Народ всегда с уважением  относился к тому, кто много  трудится. В русских сказках, поговорках, песнях высмеиваются белоручки  и лентяи.

- Давайте вспомним знакомую  вам песню «Ой, вставала я  ранёшенько» (исполнение песни)

- Уважение и любовь  к труду русский народ выразил  не только в песнях. Особую  любовь он выразил и вложил  в те прекрасные изделия, которые  создал своими руками. Ребята, посмотрите  на них.

Дети рассматривают предметы народного искусства (посуда гжельская, хохломские ложки, деревянные изделия, украшенные городецкой росписью, льняные салфетки, вышитое полотенце, вязанные вещи и др. ) При этом тихо звучит русская народная мелодия по выбору педагога.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие окраски и  просит детей определить почерк росписи (гжельская, хохломская, городецкая, дымковская).

- Дети, сегодня я предлагаю  вам стать мастерами и отправиться  в наши мастерские, где мы украсим  приготовленные раннее предметы.

Детям предлагаются заготовки  посуды, глиняных игрушек и т. д. Они  самостоятельно выбирают себе «работу».

Во время самостоятельной  работы вспомнить с детьми пословицы  и поговорки о труде: «Дело  мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки» и др.

В процессе работы тихо звучит музыка. В конце работы предложить детям поставить свои работы на праздничный  стол, полюбоваться созданной красотой.

Воспитатель: Вот какие у нас умелые руки! Они могут рисовать, плести, вышивать. Кончил дело – гуляй смело! Теперь можно и повеселиться.

Воспитатель предлагает детям  встать в хоровод и станцевать старинный русский танец «Русский хоровод»

 

Основы развития детского творчества средствами народного  декоративно-прикладного искусства  на занятиях рисованием.

 

В первой младшей группе дети способны рисовать только простые  рисунки при помощи шаблонов.

Во второй младшей группе возможны рисунки из комбинаций шаблонов или  простые рисунки без использования  шаблонов.

Для средней группы стоит рекомендовать  отказываться от шаблонов и переходить к практически исключительному  свободному рисунку.

Для детей старшей и  подготовительной к школе групп  доступна любая даже достаточно сложная  техника рисунка (рисунок гуашью при помощи мазков).

 

Методические  основы развития детского творчества на занятиях декоративного рисования.

 

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка  чувство прекрасного. Произведения народного декоративно-прикладного  искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей  с произведениями декоративного  искусства различных областей и  народностей нашей страны, необходимо воспитывать в детях любовь к  Родине, уважение к труду людей, создающих  эту красоту.

 

Для обучения детей декоративному рисованию ставятся следующие задачи:

 

1. Развивать чувство композиции  в связи с построением узора  на различных формах.

2. Развивать чувство цвета.

3. Развивать способности различать  стили в декоративном искусстве  и использовать отдельные их  элементы в своём творчестве.

4. Совершенствовать технические  навыки в рисовании кистью  и карандашом.

Обучая детей декоративному  рисованию, надо развивать у них  умение видеть взаимосвязь между  всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребёнок должен почувствовать  и понять, как в зависимости  от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познаёт значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться ещё в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками тёплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Осуществление этих задач  можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных  форм, так как потом потребуется  концентрация внимания ребят на новой  задаче – расположении этих форм в  определённом порядке для получения  узора.

Первоначальные изобразительные  навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причём некоторые задания во второй младшей  группе носят декоративный характер. Но основная цель такого занятия –  не создание узора, а закрепление  умений проводить прямые линии в  разных направлениях.

 

Задачи  и содержание обучения детей в  средней группе.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырёх лет. ЗАДАЧИ:

1) развивать композиционные умения  в ритмичном расположении форм  в узоре на полосе, квадрате, круге;

2) развивать чувство цвета –  умение красиво сочетать контрастные  цвета;

3) развивать умение в рисовании  различных крупных и мелких  форм – простых элементов узора;

4) развивать технические навыки  в пользовании кистью (легко касаться  бумаги, делая точки; действовать  всей поверхностью кисти, проводя  полосы, мазки).

Задания по декоративному  рисованию по композиционным задачам  сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между  ними ритмично повторяющиеся мазки  или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок – самый лёгкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо  точных движений и получается лёгким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому  сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует  овладения новым приёмом работы кистью и достаточно развитой координации  движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти. Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное  повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных  формах.

Чередование – более сложный  композиционный приём, так как основан  на сочетании нескольких форм. Детям  средней группы доступно чередование  двух элементов по форме или по цвету. Усложнение программного материала  идёт за счёт более сложной композиции и введения новых изобразительных  элементов в узор. Кроме точек  и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с  приёмами рисования, которых они  знакомились ещё в младшей  группе.

В декоративном рисовании изображение  этих форм несколько меняется: они  меньшего размера, при рисовании  должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение  более трудным для ребёнка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге. Эти формы требуют  другой композиции в узоре. Естественно. Что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как  у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга – край и центр.

В декоративном рисовании  необходим показ, так как дети впервые знакомятся с композицией  узора. Понятие о ритме узора  и как его создать в рисунке ребёнок сможет увидеть как воспитатель наносит мазки на полоску бумаги. Затем ребёнок повторяет то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям даётся задание нарисовать тот же узор на цветных полосках  бумаги, но другими красками. На таких занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли справиться с заданием. В декоративном рисовании используется образец рисунка, выполненный воспитателем, где в начале дети знакомятся с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывается, как надо работать. Если новый композиционный приём или новое красочное сочетание, дети повторяют рисунок образца без изменения. На повторном занятии дети после рассматривания образца рисуют самостоятельно. Если ребёнок проявляет инициативу и создаёт что-то своё, следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание детей на то, что каждый мог тоже придумать что-нибудь интересное. С целью развития инициативы, которая является зародышем будущей творческой деятельности, при объяснении задания предлагается детям самим выбирать, какой краской рисовать, сколько мазков сделать и т.п.

 

Задачи  и содержание обучения в старшей  группе.

Детям пятого года жизни  можно поставить более сложные  задачи декоративного рисования, так  как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. ЗАДАЧИ:

1) симметрично располагать узор  в зависимости от формы листа  бумаги или объёмного предмета;

2) использовать в узоре разнообразные  прямые, округлые линии и формы,  растительные элементы;

3) находить красивые сочетания  красок в зависимости от фона;

4) умело пользоваться кистью (рисовать  концом, всей кистью, свободно двигать  её в разных направлениях).

Вначале закрепляются умения, приобретённые в средней группе, в составлении узоров, состоящих  из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям  представляется на выбор уже большее  количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

В первом квартале детей  учат новому приёму построения узора  на круге – заполнение всей формы  узором, построенным из центра, путём  симметричного наращивания элементов  по концентрическим кругам. Кроме  квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетта и шестиугольник  – формы, более сложные для  построения узора. В качестве композиционного  приёма чаще применяют принцип чередования  элементов, что делает узор более  декоративным. Чередование может  включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Необходимо показывать новый приём рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

Нужно учить детей использовать различные цвета спектра в  сочетании с цветным фоном. В  декоративном рисовании цветной  фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме  контрастных сочетаний, детей учат видеть красоту цвета в определённой гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, жёлтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В декоративном рисовании  при построении узора из центра круга  или квадрата после рассматривания нескольких образцов детям частично показывают, с чего надо начинать рисовать цветок, как симметрично располагать  лепестки. Рисовать не весь цветок, а  всего 2-3 ряда лепестков, полный рисунок  цветка дети видят на образце. Показывать не получающийся у ребёнка элемент  надо не на рисунке, а на отдельном  листе бумаги. Для старших детей  достаточно показать обрисовывающим жестом , как надо выполнять то или иное задание, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить её самостоятельно.

Также необходимо учить детей составлять узоры на объёмных формах. Сложность  нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько  меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объёмные предметы должны иметь  простые формы. Узор дымковской игрушки  прост и ритмичен – сочетание  прямых и волнообразных линий  разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколько яркими основными цветами.

 

Задачи и  содержание обучения в подготовительной к школе группе.

ЗАДАЧИ:

1) развивать чувство композиции: учить составлять узоры на  плоских и объёмных формах  в зависимости от их особенностей  и назначения предмета;

2)  развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;

3) учить видеть особенности разных  видов народной декоративной  росписи, использовать в рисунках  отдельные элементы народных  орнаментов;

4) совершенствовать технические  навыки рисования красками и  карандашами.

В подготовительную группу дети приходят уже знакомые с основными  принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы – прямоугольник  и многоугольник и различные плоскостные формы предметов – вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т.п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, узор на них требует применения разных принципов  (на кувшине по краю горлышка – линейный орнамент, на округлой части – узор в центре).

Информация о работе Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства