- «Вдовушка» – 1852 год.
Одна из первых драматических
картин художника – «Вдовушка», имеет
несколько вариантов. Первый вариант (1851г.)
помещен в Ивановском областном краеведческом
музее. Остальные - в Третьяковской галерее
и в Русском музее. С большим сочувствием
рассказал Федотов о горестной судьбе
одинокой женщины, оставшейся без мужа
и ожидающей ребенка. Рассматривая картину,
ясно представляешь себе, как в мрачную
сутолоку похорон ворвались кредиторы,
поспешившие заявить свои права и наложить
запрет на имущество. Вещи опечатаны за
долги, оставшиеся после мужа, в комнатах
рыскают полицейские чиновники, описывая
нехитрый скарб. Комнату наполняют вещи,
в беспорядке сваленные в корзинах или
составленные на полу. Это предметы роскоши
и расточительства, они отмечены алыми
клеймами сургучных печатей. Полузакрытая
тяжелыми зелеными драпировками дверь
в соседнюю комнату запечатана и является
как бы символом навсегда отрезанного
прошлого. Маленький комод красного дерева
так же опустошен кредиторами: на это намекает
неплотно задвинутый ящик. Сверху на комоде
- личные вещи вдовы, которые закон милостиво
оставил ей, как ее скудную личную собственность:
портрет умершего мужа - молодого человека
в гусарской форме, икона Спасителя на
шкатулочке, две церковные книги в кожаных
переплетах, тетрадка нот, торчащая из-под
коробки.
Поза и лицо вдовушки выражают
бессилие перед судьбой. В глубокой
задумчивости стоит она, облокотясь
о комод. У нее выплаканные глаза, покорно
склоненная голова и безвольно опущенная
рука. Но ей присуще и предощущение будущего
материнства, и это чувство составляет
внутренний центр картины. Комнату наполняет
холодный дневной свет. Но в глубине ее
горит забытая на стуле свеча, источник
живого трепетного света. Этот теплющийся
огонек вносит неясное, но теплое чувство
в атмосферу безжизненного холода, которым
наполнена комната.
Лирическая на первый взгляд
картина оказывалась не менее острой и
значительной, чем ранние полотна. И здесь
Федотов выступал с обличением мира насилия
и произвола, где особенно легко может
погибнуть слабый беззащитный человек.
Толчком к возникновению
замысла картины явилась судьба
овдовевшей сестры Федотова, на руках
которой после смерти мужа осталось
двое маленьких детей.
Вывод по жизни и творчеству П. А. Федотова.
Довольно бросить беглый
взгляд на совокупность произведений
этого замечательного художника, чтобы
распознать в них два направления,
не представляющих, однако, резкого
перехода от одного в другое. Работы,
относящиеся к первому направлению,
ограничиваются рисунками и эскизными
набросками. Они сильно отзываются
влиянием Гогарта. В них Федотов, еще плохо
владея рисунком, не столько добивается
точного воспроизведения действительности,
сколько успевает рельефно выставлять
напоказ общечеловеческие слабости и
недостатки и осмеивать пошлые или темные
стороны современных ему русских нравов.
Сочинение этих произведений отличается
сложностью и запутанностью; их основная
идея, так сказать, подчеркивается прибавкой
к выражающей ее главной сцене побочных
эпизодов; художник не скупится на аксессуары,
могущие усилить вразумительность сюжета,
и иногда совершенно загромождает ими
свою композицию; движение человеческих
фигур, хотя и характерно, но угловато
и утрированно; то же самое надо сказать
и о лицах, которых тип и экспрессия переходят
в гримасу. Словом, преобладающий элемент
этих работ - карикатура. Но по мере того,
как Федотов все более и более покорял
себе трудности рисунка и осваивался с
приемами живописи, характер его произведений
изменялся, делаясь менее изысканным.
При этом типичность изображаемых фигур,
осмысленность их движений и экспрессивность
лиц не только не ослабевали, но и возрастали
вследствие того, что художник все сильнее
и сильнее укреплялся в привычке работать
с натуры, не навязывая ей форм и выражений,
представлявшихся его фантазии. Он подыскивал
в реальном мире то, что соответствовало
этим представлениям; нагроможденность
композиции, уяснение ее посредством разных
мелочей постепенно сменялись простотой
и естественностью; самая идея, ложившаяся
в основу композиции, становилась все
более и более серьезной и близкой к жизни.
Стремясь идти в этом направлении и преодолевая
затруднения, которые возникали перед
ним почти на каждом шагу в недостаточно
покорной технике, Федотов, благодаря
своему острому уму, редкой наблюдательности
и упорному трудолюбию, достиг блестящих
результатов. Но они, вне всякого сомнения,
были бы еще более поразительны, если бы
судьба обставила его жизнь лучшими условиями
и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно.
Тем не менее, и сделанного им достаточно
для того, чтобы его имя осталось на веки
одним из самых славных имен в истории
русского искусства. Он открыл новую, еще
никем до него не тронутую в нашей живописи
жилу национальности и сатиры, первый
из всех художников показал пример удачной
ее разработки и оставил ее в наследство
возникшим после него талантам. Не явись
Федотов - русская живопись, быть может,
еще долго не обратилась бы от школьных,
измышленных, чуждых общественного интереса
задач к правдивому воспроизведению отечественного
быта с его недостатками и светлыми сторонами.
- Список используемой литературы.
- «Большая советская энциклопедия». Главный редактор – А. М. Прохоров. Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1973 год
- «Энциклопедический словарь». Главный редактор - Б. А. Введенский.
Москва, государственное
научное издательство «Большая советская
энциклопедия», 1953 год
- «Кто есть кто в мире». Главный редактор – Г. П. Шалаева. Филологическое общество «Слово», издательство «Эксмо», 2007 год
- «Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках». Автор – В. И. Порудоминский. Москва, издательство «Русское энциклопедическое товарищество», «ОЛМА Медиа Групп», 2009 год
- «П. Федотов». Автор – Н. Машковцев. Москва, государственное издательство изобразительного искусства, 1958 год
- Список используемых сайтов.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%EE%F2%EE%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7
- http://www.nearyou.ru/fedotov/0fedotov.html
- http://www.nearyou.ru/fedotov/0fed-bio2.html
- http://smallbay.ru/fedotov.html
- http://xreferat.ru/47/4532-1-razvitie-tradiciiy-p-a-fedotova-v-zhanrovoiy-zhivopisi-1850-1860h-godov.html
- http://www.nearyou.ru/fedotov/51vdov.html
- http://www.artsait.ru/foto.php?art=f/fedotov/img/7
- http://www.rodon.org/art-080417143513
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80,_%D0%B5%D1%89%D1%91_%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80!_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)
- http://www.ikleiner.ru/lib/tretyakovka/tretyakovka-0033.shtml
- http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/166
- http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19437&cat_ob_no=
- http://www.ikleiner.ru/lib/tretyakovka/tretyakovka-0031.shtml
- http://rusmilestones.ru/day/show/?id=47495
- http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/596
- http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19450
- http://www.nearyou.ru/fedotov/47nev.html
- http://www.detskiysad.ru/art/kartina058.html
- http://www.artvek.ru/fedotov05.html