Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, лекция

Краткое описание

Первобытное искусство было открыто сравнительно недав¬но: в конце XIX — начале XX века.
Исторически искусство первобытности в своем развитии проходит ряд этапов: искусство палеолита (мустье), эпоха мезолита, эпоха неолита, эпоха бронзы. В содержательном плане первобытное искусство также проходит ряд стадий развития.

Содержание

1. Искусство в системе первобытной культуры.
2. Этапы развития искусства.
2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)
2.2. Культура эпохи мезолита (10—6-е тыс. до н.э.)
2.3. Культура эпохи неолита (6—2-е тыс. до н.э.)
2.4. Культура эпохи бронзы (около 2-го тыс. до н.э.)

Вложенные файлы: 1 файл

Первобытное искусство.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Первобытное искусство

1. Искусство  в системе первобытной культуры.

2. Этапы развития  искусства.

2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)

2.2. Культура  эпохи мезолита  (10—6-е тыс. до н.э.)

2.3. Культура эпохи неолита (6—2-е тыс. до н.э.)

2.4. Культура эпохи бронзы (около 2-го тыс. до н.э.)

  1. Искусство в системе первобытной культуры.

Первобытное искусство было открыто  сравнительно недавно: в конце XIX — начале XX века.

Исторически искусство  первобытности в своем развитии проходит ряд этапов: искусство палеолита (мустье), эпоха мезолита, эпоха неолита, эпоха бронзы. В содержательном плане первобытное искусство также проходит ряд стадий развития. На первой стадии изображение, видимо, полностью отождествляется с реальностью. На втором этапе орудия охоты входят в контекст картины, рисуются рядом с изображением, а не втыкаются в него. Постепенно изображения самих животных стали заменяться символами (лошадь — изображение стрелы, бизон — копья, гарпуна и т.п.). Рисунок перестал быть сугубо натуралистическим, обретая энаково-символический характер. Отсюда — условность изображения. Рисунок уже не просто способ удвоения мира в целях магического овладения им, а осмысленно-образная информация о мире. Искусство предоставляет возможность закрепить первоначальные навыки духовного овладения миром. Развитие символизма в первобытном искусстве означало рождение эстетического отношения к миру, выросшего из магического и утилитарного. На третьей стадии эволюции первобытного искусства получили развитие навыки изображения человека: его помещают в контекст самого рисунка. Человек, изображая себя, получил возможность отстраненно взглянуть на ситуацию, быть бескорыстным в своей художественной деятельности. Из утилитарно-практического отношения к предмету постепенно рождалось духовно-практическое отношение к нему. Зарождение абстрактного мышления обусловило иное качество овладения миром: посредством образа, символа, ценностно-значимой деятельности. Изображение становится знаком, замещая реальный объект. При помощи этой операции человек делал мир своим, присваивал его, очеловечивал, гармонизировал. Эта удвоенная реальность превращалась во «вторую природу» человека, в его культуру. Знак в искусстве, замещающий предмет, выступает как «духовное орудие труда». Сложным и длительным был процесс превращения магии в искусство, ритуала — в творчество, магического феномена — в художественный образ, ритуально-магического отношения — в эстетическое. Прийти к этому удалось только когда достаточная эффективность труда начала приносить излишки продуктов. В результате высвободилось время для изобразительной деятельности. Кроме того, заниматься ею получила возможность определенная группа людей, закрепляя знания и навыки в области изобразительной деятельности многократным повторением. Тогда становится возможным следующий этап — переход от грубого натурализма и буквального следования натуре к стилизованному изображению предмета.                        

Функции первобытного искусства:

  1. Удовлетворение социальной потребности выражать и сообщать мысль, инстинктивной потребности подражать и украшать.
  2. Самая главная функция первобытного искусства - ритуально-магическая.

Магическая функция  искусства коренится в убежденности в абсолютной связи существа и его образа, имени, изображения. Эти представления проявляются в первобытных гравюрах, барельефах, скульптурах, в танцах, пантомиме, музыке, пении, словесных формах. Через магию искусство связано с обрядом и ритуалом. Обряды сопровождаются изобразительной, подражательной, имитационной, словесно-внушающей деятельностью, они периодически повторяются и приурочены к определенным, практически важным делам (пахота, сев, охота и проч.). Ритуал же нацелен на устройство будущего, на его предвосхищение. Он специально организован, преднамерен, каноничен. Ритуал и обряд могут иметь смысл только в мифологическом контексте. Миф поясняет смысл и цель обряда, подкрепляет его эффективность ссылками на доисторические традиции. Миф дает образы для первобытного искусства.

На основе мифологии  в дальнейшем появляются личностные, не коллективные формы искусства. Неолитический художник безымянен, безличен, безразличен к своему искусству, выражая не себя самого, а интересы племенного объединения. Искусство неолита — это искусство сверхмеры, и красота не является в нем необходимой характеристикой. Первыми объектами искусства были орудия труда (орнамент, насечки), первыми его темами — труд и деторождение. Первобытное искусство динамично, действенно. Первобытные художники применяли разнообразную технику: высекание, лепка, напыление, пропечатка, обычная техника ровных сплошных полихромных покрытий. Главным видом первобытной живописи была графика. Краски готовились из природных материалов на основе жира, крови, мозгов, рыбьего клея. Их разводили в раковинах, в углублениях на камнях и наносили при помощи кисточек, каменных, костяных стилетов, плоских дощечек. Напыление красок проводилось посредством полых костей или непосредственно ртом. Первобытное искусство, существовало в локальных формах. Однако в нем четко просматривается стилевое единство, традиционализм, ограниченный набор символов, сюжетов и объектов изображения. Это еще раз свидетельствует о том, что искусство палеолита отразило целостность сознания и отношения к миру древнего человека.

2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)

Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха  палеолита (древнекаменный век), когда, согласно данным археологов, появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность человека в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и в гротах.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат. Не имея постоянных жилищ, люди часто ютились в расселинах скал и в пещерах, одевались в шкуры животных, но они умели строить и наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.), знали огонь, заботились о погребении сородичей.

Древним охотникам были свойственны огромная энергия и отвага. Жестокая и упорная борьба с противостоящими им грозными и неведомыми силами природы поглощала сознание и волю древних людей, определила основную тему искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практическую ценность. Отсюда точность наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства эпохи палеолита.

Ранние рисунки примитивны: контурные  изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенках и потолках пещер изображается весь мир животных того времени: олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, лани, косматые зубры и медведи, могучие бизоны и мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь. Иногда художники прибегали к технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи  палеолита достигает в мадленский период (около 20-10-е тыс. до н.э.). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

В живописи совершается  переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи  этого периода найдены во Франции  в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.

Поражает разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, полных напряжения поз. Таковы экспрессивные изображения бизонов — пасущихся, бегущих, лежащих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом).

В памятниках мадленского  периода встречаются большей частью единичные изображения животных, почти не связанные действием в единую композицию. Однако к этому же периоду относятся зачатки более сложных решений — композиций, объединяющих фигуры действием, передающих конкретный жизненный эпизод. Примером может служить самый совершенный цикл классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита в пещере Ласко (Франция, департамент Дордонь, 18-е тыс. до н.э.), доисторической "сикстинской капеллы". Наряду с изображением сцен жизни животных (быков, диких лошадей, коровы с теленком, баранов, бизонов) в так называемой апсиде черной краской запечатлена трагическая сцена гибели охотника (с птичьей маской на голове), пораженного смертельно раненным бизоном или убегающим носорогом. Попытку дать обобщенный образ стада оленей средствами гравировки можно наблюдать на костяной пластинке из мэрии в Тейжа (Франция), крайние фигуры животных воспроизведены полностью — стадо дано в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и черточками намеченных линий ног, что рождает впечатление множественности.

На камне из пещеры Лимейль (Франция) запечатлено не только стадо, но и повадки каждого оленя. На костяной пластинке из грота Лортэ (Франция, музей Сен-Жермен, верхний палеолит, мадленский период) показаны олени, переходящие вброд реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета обусловила поиски компактного композиционного расположения фигур на плоскости; здесь сделана попытка воспроизвести пейзажную среду — река обозначена изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки и декоративно-прикладного искусства и графики.

В эпоху верхнего палеолита развиваются резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных — медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например шерсти. С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных «венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление о единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены грации объемов, их ритмическое чередование. Редкое воспроизведение человеческого лица находим в женской голове (Дольни-Вестонице, Чехословакия; Брно, Моравский музей), вырезанной из кости мамонта. Художник подчеркивает удлиненный овал лица, характерные формы носа, глаз и рта.

В своей основе искусство  палеолита наивно-реалистично. В этом проявились его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличают известная узость содержания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя. Не случайно в первобытных «венерах» черты человеческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на анатомических особенностях тела. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира.

2.2. КУЛЬТУРА  ЭПОХИ МЕЗОЛИТА (10—6-е тыс. до н.э.)

Новый и важный этап в  развитии первобытного искусства наступил с развитием производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век). Он совпал с установлением новой геологической эпохи (после отступления ледников). Группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую, чем прежде, территорию. На морском побережье, у рек и озер они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, рыболовством и собирательством, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, облегчавшими охоту, приручили собаку и некоторых других животных. Под воздействием этих перемен жизненный опыт человека и представления об окружающем мире расширились, более развитым стал процесс мышления. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Появившиеся в захоронениях этого времени предметы быта свидетельствуют о возникновении верований в загробную жизнь.

Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В жизнь человека вошли новые  явления, делались попытки раскрыть взаимосвязи человека и природы, освоить общие закономерности действительности. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, ровно положенной красной или черной краской, без передачи объема. Одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир — события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, поражений или побед над силами природы во время охоты или в военных столкновениях и т.д.

Информация о работе Первобытное искусство