Понятие жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:31, реферат

Краткое описание

В качестве подхода к классификации жанров следует упомянуть разделение кино на «мейнстрим» и авторское кино. Основные жанры «мейнстрима» достаточно хорошо известны перечислены в таблице ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен на коммерческий результат. Поэтому его можно гораздо отчетливее классифицировать, чем кино авторское. Создатели коммерческого кино тяготеют к определенным жанровым решениям для того чтобы соответствовать ожиданиям зрителей, как минимум окупить многомиллионный бюджет фильма, извлечь прибыль. Поэтому режиссеры достаточно редко отваживаются на глобальные эксперименты в коммерческом кино, часто ограничиваясь внесением отдельных новаторских, авторских элементов.

Содержание

Введение
1. Понятие жанра (здесь написать возникновение жанров, различные определения жанров, сравнить эти определения, из них выбрать то, что будет устраивать)
2. Жанры в изобразительном искусстве
2.1. Жанры в живописи
2.2. Жанры в скульптуре
2.3. Жанры в графике
3. Проблема жанра в искусстве (рассмотреть проблему жанра в искусстве в целом, есть ли вообще такая проблема, почему эта проблема существует, можно затронуть современное искусство и его новые виды – например, фотографию… но только вскользь – жанры фотографии можно потом рассмотреть в следующей курсовой)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 152.25 Кб (Скачать файл)

Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).

Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.

Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.

Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО  —  
 
произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер (в отличие, например, от произведений монументального искусства, прикладной и книжной графики, специально предназначенных для каких-либо сооружений, изданий или изделий и образующих с ними нерасторжимое единство).  
 
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования.  
 
Термин «станковое искусство» происходит от «станка», на котором создаются многие произведения искусства (в живописи им является мольберт), станковое искусство получило широкое развитие, начиная с эпохи Возрождения, с распадом универсальных комплексов средневековой художественной культуры и формированием многих видов светского искусства, рассчитанных на более интимное и непосредственное восприятие.  
 
Станковые формы искусства получили особенно широкое распространение в конце XVIII-XX в., когда в эпоху бурных социальных движений они приобрели большое общественное звучание.

 

Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено  многогранностью  самого  реального  мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды   искусства        –          это       исторически   сложившиеся формы

творческой  деятельности,  обладающие  способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т.д.).

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе   области   действительности,   отражаемой   в   произведении

(бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием  деления может выступать ведущая  эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода  и др.), тип композиции (сонет,  рондо,   триптих  и   т.д.)   или   объем   и   общая  структура

произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других 

 

интерфейсов для сайтов или веб-предложений. Веб-дизайнеры проектируют логическую структуру веб-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением веб- проекта.

– менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

В целом искусство можно классифицировать по разным основаниям,     следуя     различным     принципам     классификации.

Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусства пространственные, временные и синтетические, пространственно-временные.  

 

«Из девяти муз Аполлона семь покровительствовали искусствам – различным жанрам литературы, театру, музыке... А ведь есть еще живопись, архитектура, скульптура. Что отличает один вид искусства от другого? Их отличают отношение к пространству, времени и особенности художественного языка каждого вида искусства.

Какие же отношения у искусства с пространством и временем?

Звучит музыка... Занимает ли она место в пространстве? Именно музыка, а не музыкальные инструменты? Нет. А во времени? Остается ли неизменным музыкальное произведение во времени? Чтобы услышать мелодию полностью, нужно время. Звуки во времени изменяются, иначе не будет музыки, а будет один бесконечный звук. Значит, музыка – искусство, живущее во времени, но не в пространстве. Вы читаете стихи, рассказ, пьесу. Не сама книга, а то, о чем

рассказывается в ней, имеет место в реальном пространстве?

Литература – тоже временное искусство.

А картина художника... Вот «Троица» А. Рублева. Уже более 500 лет три ангела сидят за трапезой. Все в ту же сторону склонены их головы, все в той же последовательности расположены фигуры.

Со временем может измениться наше отношение к картине, но картина не

изменяется сама по себе. Она создавалась во времени, а как искусство существует в пространстве. <…>

Мы рассматриваем картину в изображенном пространстве и в реальном пространстве полотна. Живопись – искусство пространственное. Думаю, убеждать, что скульптура и архитектура – тоже пространственные виды искусства, нет особой нужды. А кино, театр? Эти виды искусства и пространственные, и временные, т.е. пространственно-временные.

Включаем начало бетховенской «Quasi una Fantasia» – сонаты, известной под названием «Лунной». Зазвучали низкие, глубокие аккорды, и, как капли, прозрачные и чистые, к этим низким звукам присоединяются звуки высокие, серебряные. Серебряные не по цвету, а по звучанию.

«Лунная ночь на Днепре» – картина А. Куинджи. Темно-зеленой мглой залиты земля и небо. Чуть-чуть обозначаются в этой мгле земной рельеф и края

облаков.  Их  не  было  бы  видно,  если  бы  не  пронзительно  прекрасный серебряно-зеленоватый свет луны и такой же блик на воде.

А вот известные строки А. Пушкина:

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады, И старый замок озаряет. И тихо, тихо все кругом...

Три  лунные  ночи:  в  музыке,  живописи  и  литературе.  Почему  лунные ночи? На картине изображена лунная ночь, в литературном произведении также описана  лунная  ночь.  А  музыка?  Она  ведь  ничего  не  изображает  и  не

описывает, откуда же взялась лунная ночь?

«Лунной» свою сонату Бетховен не называл. Ее назвали так слушатели, потому, что настроение, возникающее под воздействием этой музыки, напоминает чувство, вызываемое лунным светом. Все три лунные ночи в рассмотренных произведениях искусства вызывают ощущение грустной торжественности и сияния. То же чувство обычно вызывает и красота лунной ночи в реальной жизни. Но как же разные виды искусства вызвали в нас этот

единый отклик? Музыка – с помощью звуков, живопись – цветом, поэзия – словом. Разный «строительный материал» у различных искусств, разный художественный язык.

Давайте          теперь обратимся      к          литературе,    скульптуре,     музыке            и

посмотрим, как они, используя разный художественный язык, говорят нам об одном и том же.

Раскроем «Слово о полку Игореве»: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!..

Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недоставало;  тут  пир  закончили  храбрые  русичи;  сватов  напоили,  а  сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле

приклонилось».

Битва и смерть. Звон оружия, красная кровь, торжественные слова, торжественный ритм речи. Глубокая скорбь по убитым...

Слушаем Моцарта, его «Реквием», написанный под впечатлением разразившейся эпидемии чумы. Торжественные и скорбные звуки. Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры рисуют картину гибели людей.

И слышатся контрастные мотивы – скорбная, глубокого содержания мелодия полна жалобы. И сочувствия. Музыка проникнута подлинной человечностью.

Перед нами памятник советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами. Это монументальная скульптурная композиция из 11 бронзовых фигур, застывших над оврагом – местом гибели свыше 100 тысяч граждан Киева и военнопленных

в Бабьем Яру.

О глубокой скорби, великом горе и трагической гибели людей рассказывают авторы памятника. Сраженный пулями фашистов, на тела убитых падает юноша. Свой смертный час встречает женщина, в отчаянии заломив руки за голову. Но откуда возникает чувство торжественности? Посмотрите, в каком  выразительном  ритме  расположены  фигуры  матроса,  заслонившего собой старую женщину, и солдата, крепко сжавшего кулаки, не склонившего головы перед врагами. А впереди – коммунист-подпольщик смело смотрит в глаза смерти, в его взгляде – решительность, твердость духа, уверенность в торжестве правого дела. И завершает композицию памятника исполненная драматизма скульптура молодой матери с ребенком – символ всепобеждающей жизни.

Три разных вида искусства рассказывают нам о смерти, и в каждом произведении  –  скорбь  и  торжественность.  И  три  разных  художественных

языка: в «Слове о полку Игореве» – слова, речь; в «Реквиеме» Моцарта – звуки,

музыка;           в          памятнике      у          Бабьего           Яра      –          объем, пространство,            ритм    в расположении фигур»1. 

 

К пространственным видам искусства относят: живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру и фотографию, для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа.

Архитектура (от греч. architektonike) – монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т.д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться     с     монументальной     живописью,     скульптурой,

декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции       –          объемно-пространственная     структура,       органическая

взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.

Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство     –     создание     архитектурных     ансамблей,

органично связанных со сложными пространственными решениями.

Скульптура     (лат.  sculpture,  от  sculpo      –  вырезаю,  высекаю), 

 

1 Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном  искусстве и архитектуре. О языке  архитектуры, скульптуры, живописи. –  К.: Рад. шк., 1989. – С. 28 – 35.

ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура     может быть    разделена       на        виды   –          станковую,

рассчитанную на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения  внутренних  помещений,  монументальную  (памятники,

монументы, мемориалы),  использующуюся для  украшения  улиц  и

площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п., монументально-декоративную скульптуру (кариатиды, атланты), мелкую  пластику,  использующуюся  для  украшения  быта  (нэцкэ,

народная игрушка и т.д). В скульптуре воспроизводится реальный мир,  но  основным объектом  изображения является человек, через

внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения   (голова,   бюст,   торс,   статуя,   скульптурная   группа).

Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Информация о работе Понятие жанра