Понятие жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:31, реферат

Краткое описание

В качестве подхода к классификации жанров следует упомянуть разделение кино на «мейнстрим» и авторское кино. Основные жанры «мейнстрима» достаточно хорошо известны перечислены в таблице ниже, хотя отдельные рубрики этой классификации до сих пор вызывают немало споров у киноведов-теоретиков кино. Как правило, «мейнстрим»-фильм нацелен на коммерческий результат. Поэтому его можно гораздо отчетливее классифицировать, чем кино авторское. Создатели коммерческого кино тяготеют к определенным жанровым решениям для того чтобы соответствовать ожиданиям зрителей, как минимум окупить многомиллионный бюджет фильма, извлечь прибыль. Поэтому режиссеры достаточно редко отваживаются на глобальные эксперименты в коммерческом кино, часто ограничиваясь внесением отдельных новаторских, авторских элементов.

Содержание

Введение
1. Понятие жанра (здесь написать возникновение жанров, различные определения жанров, сравнить эти определения, из них выбрать то, что будет устраивать)
2. Жанры в изобразительном искусстве
2.1. Жанры в живописи
2.2. Жанры в скульптуре
2.3. Жанры в графике
3. Проблема жанра в искусстве (рассмотреть проблему жанра в искусстве в целом, есть ли вообще такая проблема, почему эта проблема существует, можно затронуть современное искусство и его новые виды – например, фотографию… но только вскользь – жанры фотографии можно потом рассмотреть в следующей курсовой)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 152.25 Кб (Скачать файл)

Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика –  терракота, майолика,

фаянс, фарфор и др.), гипс.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись так же как и скульптуру подразделяют на станковую, монументальную.

Монументальная живопись – стенные росписи, панно, плафоны и другие произведения, служащие украшением архитектуры и выступающие частью единого ансамбля. Носителем монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа или специальная  конструкция.  По  технике  монументальной  живописи

различают фреску, мозаику, витраж и др.

Станковая живопись – род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В станковой живописи

используются различные техники: живопись восковыми красками, темпера, масляная живопись, а также (тяготеющие к графике) акварель, гуашь, пастель.

Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра,

декорационная живопись, диорама и панорама.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет,  исторический,  мифологический,  батальный,  бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как

правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. В графике используется также рисунок пятнами. Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика – искусство необычайно лаконичное – своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.

Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими

видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды

графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т.д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.

Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В

зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилография и т.д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника  является  отпечаток  на  бумаге  –  оттиск,  или,  как  его иногда  называют,  эстамп.  Правда  эстампом  считается  не  каждый

оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.

Главным         ее         качеством       является          тиражность    –          возможность

сделать с одной печатной доски много оттисков.

 

Станковое искусство


Род изобразительного искусства, объединяющий произведения самостоятельного значения, не связанные с каким-либо художественным ансамблем или утилитарными функциями, получил название станкового искусства. Это прежде всего живопись, которая создавалась не на стенах и потолках зданий, а отдельно, на станке (мольберте); она не входила в архитектуру, а играла самостоятельную роль. Затем название «станковое искусство» распространилось и на другие виды изобразительного творчества, исключенные из архитектурного ансамбля и предназначенные для самостоятельного художественного познания мира.

Станковое искусство возникло в эпоху Возрождения. Отдельные примеры произведений такого рода в более ранние эпохи (например, танагрские статуэтки III в. до н. э.) являются исключением. В рамках этого искусства первоначально развивались портрет, батальный, мифологический и другие жанры. Получив интенсивное развитие с изобретением масляной живописи, станковое искусство вскоре приобрело в художественной культуре ведущую роль. Свободное от привязанности к конкретной среде и от задач оформления предметного мира, оно прямо предназначено для художественного познания и глубокого воздействия на все стороны человеческой души. Поэтому ему свойственны тонкая, психологически многогранная характеристика образов, богатая нюансировка, многообразие колорита и принципов построения формы, лирическая выразительность и гибкость художественного языка. Станковое искусство наиболее непосредственно связано с природой, с натурой, с прямым изображением реальности. Другие виды изобразительного творчества как бы черпают в нем силу, опираются на него. В какой бы области ни работал художник — является ли он монументалистом, прикладником, дизайнером или театральным декоратором, он прежде всего должен быть художником как таковым, т. е. владеть профессиональными навыками реалистического изображения (рисунка, живописи, композиции), которые как раз и вырабатываются в этой области изобразительной деятельности. Художественный потенциал станкового искусства неисчерпаем, ему доступны вся полнота видимого мира, все многообразие реальности, тончайшие движения человеческой души, богатства внутреннего мира и бездонные глубины Вселенной. Глобальные обобщения оно может сочетать с тончайшей психологической нюансировкой.

Станковое искусство раздвинуло рамки и возможности художественного изображения. Только на его почве смогли развиваться разнообразные жанры и сложиться современные художественно-выразительные средства.

 

 

СТАНКОВАЯ ГРАФИКА — род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды С. г. — станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования С. г. — музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. 
 
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой С. ж. издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая С. ж. на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся вариант их — погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы — религиозная С. ж.; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство. В 14 — 16 вв. формируются относительно самостоятельные типы картины, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в 17 в. (особенно в Голландии) складываются и в кон. 18 — 19 в. окончательно вырабатываются нормы собственно С. ж., требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В кон. 19 — 20 в. вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам С. ж. 
 
СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА — род скульптуры, одна из важнейших областей станкового искусства: С. с. включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, поясное или трехчетвертное изображение, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистика — изображение животного мира). В последние десятилетия 20 в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанры — натюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике); появились новые формы С. с. — абстрактные композиции, объекты, находящиеся на грани предмета, технической конструкции и скульптуры. В С. с. используются различные технические методы — лепка, высекание, резьба, литье, выколотка, ковка, чеканка, сварка, применяются разнообразные материалы — камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. В композицию могут также вводиться готовые объекты, заимствованные из бытового окружения или технической сферы.С. с. как культового, так и светского характера известна с древности: она была распространена в искусстве Древнего Востока и античности (портрет, вотивная скульптура, мелкая пластика). В Новое время под С. с. стали подразумевать произведения, предназначенные для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров (в 19 в. возникло понятие "кабинетная скульптура") и для продажи на художественном рынке. С.с. рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, она предполагает продолжительный контакт со зрителем, побуждает его к сопереживанию. Обычный размер С. с. меньше натуральной величины, равен ей или немного ее превышает. С. с. свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. В силу относительной независимости от окружавшей предметной среды и архитектурной ситуации, а также благодаря разнообразию и мобильности используемых технических приемов С. с. может иметь ярко выраженный экспериментальный характер. В ней легко воплощаются новые идеи, всесторонне проявляются особенности индивидуальности автора. В 20 в. С. с., расширяя свои видовые и жанровые границы, сближается с живописью, декоративно-прикладным искусством, архитектурой и театром.

 

 

 

Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Скульптура - это один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.). 
 
Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой(статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л. Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория) 
 
Рельефом (фр. relief) называют видскульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка).

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, так как в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называетсямногоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее.Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением

Информация о работе Понятие жанра